«Бояться некогда». Как сотрудники ГАИ выполняют свой долг в Шебекино
«Белгородская правда» записала истории двух госавтоинспекторов
-
Статья
-
Статья
Шебекинские сотрудники ГАИ не только пристально следят за нарушениями правил на дорогах, но и помогают местным жителям, спасая их при обстрелах.
На водительской двери патрульной машины, чуть выше порога, – заплатка из металлизированной ткани. Это последствие обстрела Шебекино, когда сотрудники ДПС вывозили из города мирных жителей. Горячий осколок прошил металл, словно бумагу, но, к счастью, никто не пострадал. Инспекторы продолжили спасать людей, достойно выполняя свою работу.
К чему приводит небрежность
Старший инспектор дорожно-патрульной службы Артём Тарасов и инспектор ДПС Виталий Шевченко привычно садятся в служебную машину. Впереди – 12-часовое дежурство. Они патрулируют улицы родного Шебекино и даже во время движения пристально следят за проезжающими автомобилями.
«Наша главная задача – обеспечивать безопасность дорожного движения, выявлять административные правонарушения, уголовные преступления. Особенно обращаем внимание на грубые нарушения ПДД. Например, выезд на встречную полосу, вождение в состоянии опьянения», – объясняет старший лейтенант Тарасов.
Сотрудники Госавтоинспекции на дорогах в любое время года и в любую погоду. В дождь, мороз, жару, слякоть – всегда на посту. И не только следят за безопасностью, но и помогают людям, попавшим в беду. При этом обязанности по пресечению правонарушений и преступлений всегда выполняют с максимальным рвением.
«Первое дежурство даже не помню уже, давно было. Самое яркое, что врезалось в память, – первое ДТП со смертельным исходом, на которое я выезжал. Водитель легкового автомобиля въехал в стоящую фуру. В памяти такое остаётся навсегда. Сразу понимаешь, для чего служба, для чего мы нужны на дороге! Очень страшно видеть, к чему приводит небрежность, игнорирование правил».
Артём Тарасов в Госавтоинспекции уже более 13 лет. За это время каких только случаев не было. Вспоминает, как однажды водитель не остановился и принялся уезжать вначале по трассе, а потом по полю. Офицер выскочил, кинулся к машине нарушителя, сумел открыть водительскую дверь и некоторое время ехал ногами по грязи, уцепившись за автомобиль. Зато самоотверженные действия полицейского помогли задержать нарушителя.
Его напарник Виталий Шевченко в Госавтоинспекции третий год. Но тоже успел повидать всякое:
«Первая смена у меня была после стажировки. В Шебекино остановили мы нетрезвого водителя. Он приехал в больницу кого‑то проведать, в итоге напился так, что еле языком ворочал. И осознание, сколько беды мог наделать, а мы не дали – мотивирует, заставляет понять, насколько нужна наша работа».
Предотвратить беду
Младший лейтенант Шевченко рассказывает, что, кроме дежурств, они ещё выполняют профилактическую работу: встречаются с детьми в школах и рассказывают, насколько важно соблюдать правила дорожного движения.
«Дети – вообще больная тема. Мы для профилактики детского травматизма прилагаем все усилия, – подключается к разговору его напарник. – Говорим с родителями, с детьми. Наказываем водителей за неправильную перевозку. Аварии с детьми… Очень печально видеть. Я сам женат, дочке 11 лет скоро будет. И как отец переживаю. Когда приезжаешь, а участник ДТП – ребёнок… Смотреть на это не хочется! Но надо оформлять, заниматься».
Тарасов замолкает и бессильно взмахивает рукой.
С началом СВО и постоянных обстрелов Шебекинского округа со стороны ВСУ работы у полицейских прибавилось. Инспекторам приходится теперь и в оцеплении стоять, и обеспечивать безопасность людей, и вывозить их в безопасное место. Как это было год назад при массовых обстрелах Шебекино.
Виталий Шевченко тогда с напарником находились на дежурстве. И когда ночью начался обстрел, еле успели укрыться за зданием. А сразу после обстрела кинулись к машине, оказывали медицинскую помощь, успокаивали, вывозили. Артём Тарасов, заступивший с утра, под продолжающимися обстрелами весь день на патрульной машине вывозил из Шебекино жителей в пункты временного размещения. Но о подвигах своих полицейские говорят как о чём‑то обыденном. И не мыслят, что можно было поступить иначе.
Быть немного психологом
Старлей ловко ведёт машину и одновременно рассказывает:
«Конечно, машин поубавилось в городе, да и транспортный поток стал меньше, но из‑за последних событий работы хватает. Ставим оцепление вокруг места прилётов боеприпасов. Не пускаем людей, потому как там могут остаться неразорвавшиеся части. При этом люди часто пытаются прорваться, скандалят. И ты объясняешь, что это ради их безопасности».
Интересуюсь:
— А вообще много скандалистов на дорогах?
— Хватает всяких, – улыбается Тарасов. – Поэтому сотрудник Госавтоинспекции должен и психологом быть. К каждому подход надо найти. И я считаю, очень важно не просто выписать постановление или протокол, но ещё и объяснить, почему это сделано и чем могут грозить нарушения.
Чуть позже разговариваю с Виталием Шевченко:
— Смены по 12 часов, в любую погоду – тяжело?
— Поначалу тяжело было, – кивает младший лейтенант. – Ноги, спина болели жутко. Тем более что постоянно приходится работать в бронежилетах и касках, а это дополнительная нагрузка. Но потом привык, втянулся. Да и работа, кроме того, что нужная, ещё и очень интересная.
— Какой самый запомнившийся случай из недавних?
— Буквально позавчера нетрезвую женщину остановили… на скутере! Самое удивительное, что она уже лишалась прав в 2019 году, плюс и уголовное дело на неё заводили за повторную пьянку за рулём. Но вот опять не выдержала. Выпила и решила на скутере съездить на речку искупаться. В итоге домой пошла пешком, а скутер мы поместили на спецстоянку.
Не закрывать глаза на нарушение
После разговора о дорожной безопасности мы снова вспоминаем об оперативной обстановке. Сотрудники Госавтоинспекции оба местные – Тарасов из Шебекино, Шевченко – из Таволжанки.
— Обстрелы часто, дроны. А вам работать приходится, людям помогать. Как вообще страх удаётся преодолевать?
— Да мы как‑то привыкли уже, – пожимает плечами Шевченко. – Перед обстрелами сигнал ракетной опасности включается, есть время укрыться. А нам ведь надо и безопасность граждан обеспечить. А когда занят, показываешь укрытия, провожаешь туда, то и бояться некогда.
Старший лейтенант Тарасов смущённо улыбается на просьбы фотографа стать рядом с машиной, положить руку так, повернуться эдак. А мы продолжаем разговор:
— Вот раньше фраза «Шебекино не склоняется» носила чисто филологический смысл. А сейчас у неё появился и иной смысл. Что для вас она значит?
— Серьёзный вопрос, – задумывается старлей и отвечает медленно, подбирая каждое слово. – Наверное, стойкость местных жителей. Кто остался. Кто работает, защищает, как мы. Трудится на производстве. Люди по‑иному открываются, проявляются.
— Что важно в вашей работе, кроме профессиональных качеств?
— Принципиальность! – уверенно говорит Тарасов. – Это очень важно в нашей службе. Если ты раз глаза закроешь на нарушение, второй… Кто‑то увидит, подумает, что можно нарушать. И это обязательно приведёт к трагедии!
— А какое самое большое достижение?
— Мне кажется, что такие показатели, как снижение числа ДТП или количества пострадавших в них, не могут быть поводом останавливаться надостигнутом. От нас зависит безопасность и комфорт на дорогах, но самое главное – жизнь и здоровье людей. А над этим надо работать каждый день.
Алексей Стопичев