Как контролёры военной цензуры повышали боеспособность частей и улучшали их обеспечение
14 апреля 1943 года, в канун битвы на Курской дуге, Указом Президиума Верховного Совета СССР был создан Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) СССР
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В связи с этим все чекистско-оперативные подразделения из структуры НКВД были выведены и переданы в Народный комиссариат госбезопасности. К числу таких подразделений относились и отделения военной цензуры, находившиеся в подчинении особых отделов НКВД, которые в дальнейшем преобразовали в органы «Смерш» Наркомата обороны СССР.
СМИ и частная переписка
После 14 апреля 1943 года в НКГБ был создан самостоятельный отдел «В» (военная цензура и перлюстрация корреспонденции). Руководил отделом до 1945 года полковник государственной безопасности Владимир Смородинский.
На фронте при армиях стали действовать реформированные отделения военной цензуры, перешедшие в подчинение Наркомата госбезопасности. Такие изменения сделали их более независимыми от органов «Смерш» при принятии решений.
Что же такое военная цензура? Это система государственного надзора за печатью и СМИ, а в годы Великой Отечественной войны ещё и за частной перепиской солдат и офицеров Красной армии.
В задачу контролёров отделений военной цензуры НКГБ входила перлюстрация корреспонденции военнослужащих, направляемой своим родным и знакомым и поступавшей от них. После прочтения корреспонденции на ней ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
Но зачем это делали? Как известно, письма с фронта в большинстве своём носили ярко выраженный патриотический характер. Однако были и такие, в которых отражались запрещённые для распространения сведения или упаднические настроения.
У контролёров отделений военной цензуры имелся строгий перечень сведений, подлежавших в письме вымарыванию. Вот некоторые из них:
— о местах дислокации частей и соединений Красной армии;
— о недостатках в снабжении вооружением и обмундированием;
— о неудовлетворительном лечении в госпиталях и медико-санитарных частях;
— о потерях наших войск;
— о перебоях в питании личного состава.
Предательские намерения
Но всё же главным запретом в письмах солдат и офицеров считались политические отрицательные высказывания и разглашение военной тайны.
Письма, содержащие такую информацию, изымались и направлялись начальникам отделов «Смерш» дивизий для разоблачения через агентурный аппарат военнослужащих, вынашивающих предательские намерения. По другим фактам с авторами проводились профилактические беседы.
Письма же, в которых имелись сведения о перебоях в питании или плохом лечении, частично вымарывались, а выдержки из них в виде сводок направлялись в военные советы армий и фронтов с целью устранения этих недочётов. Таким образом, контролёры отделений военной цензуры помогали командованию повышать боеспособность частей и улучшать их обеспечение.
Кропотливая работа
Вот конкретный пример оперативно-служебной деятельности отделения военной цензуры НКГБ одной из армий летом 1943 года, входившей в состав Воронежского фронта.
Начальником отделения военной цензуры НКГБ № 129, которое функционировало при 5-й гвардейской общевойсковой армии А. С. Жадова, был капитан госбезопасности Израиль Самуилович Шейнарт.
Он за время нахождения в занимаемой должности сумел разработать эффективный метод выявления в корреспонденции запрещённых для распространения сведений. В результате добыл ряд материалов, представлявших интерес для контрразведки «Смерш» и информирования Военного совета 5-й гвардейской армии. За это его наградили орденом Отечественной войны II степени.
Надо отметить, что на перлюстрации писем отличились и его подчинённые: старший контролёр младший лейтенант госбезопасности Вера Николаевна Зайцева и контролёр младший лейтенант госбезопасности Антонина Никитична Синицына.
Эти офицеры НКГБ в день 27-й годовщины ВЧК-ОГПУ-НКВД за успешную работу приказом командующего № 0246 от 20 декабря 1944 года были награждены ценными подарками. А 30 мая 1945-го Зайцева и Синицына были представлены к награждению медалями «За боевые заслуги».
Выдержка из наградного листа на Веру Николаевну Зайцеву показывает специфику её должностных обязанностей: «Тов. Зайцева, отдавая все свои силы и внимание работе, добилась хороших производственных показателей. Своей кропотливой работой, любовью к труду перекрывала пути проникновения отрицательных сообщений через проходящую корреспонденцию. Систематически извлекает материалы для информирования Военного совета».
Контролёры отделений ВЦ НКГБ, находясь на страже военных секретов, внесли значительный вклад в разгром вооружённых сил гитлеровской Германии.
Василий Журахов, член Союза журналистов России