Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 июня 2024,  16:36

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы

На первом показе побывала «БелПресса»

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперыФото: Елена Журавлёва
  • Статья
  • Статья

Масштабный творческий проект – героическую оперу в трёх действиях «Белгородский полк. Засечная черта» – показали впервые с 13 по 15 июня в Бирюче, Новом Осколе и Прохоровке.

«Прошу вас написать духовное произведение о России»

Героическая опера в трёх действиях «Белгородский полк. Засечная черта» – совместная работа Ассоциации дирижёров профессиональных оркестров народных инструментов и Белгородской государственной филармонии.

Воплотить проект в жизнь удалось при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив. Первыми оперу, написанную исключительно белгородскими авторами, услышали жители Нового Оскола, Бирюча и Прохоровки. Планам филармонии провести её первый показ в областном центре в формате open air не дала реализоваться сложившаяся оперативная обстановка.

 

Елена Латыш-Бирюкова Елена Латыш-Бирюкова / Фото: Елена Журавлёва

 

Авторы оперы – белгородцы, члены Союза композиторов РФ Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова. Либретто оперы написал историк и общественный деятель Виктор Овчинников. В его основе лежат реальные исторические события – один день пребывания Большого Белгородского полка в Белгороде перед Полтавской битвой – и личности: фельдмаршал Борис Шереметев, бригадир полка Савва Айгустов.

Как рассказали композиторы, над оперой их тандем работал последние 15 лет. А начался путь к ней у авторов и вовсе в 2000 году. Тогда в Белгородскую область впервые приехал граф Пётр Шереметев, ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова и прямой потомок фельдмаршала. Супруги с ним познакомились лично.

 

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение Фото: Елена Журавлёва

«Мы общались и показали Петру Петровичу нашу музыку. Когда он её услышал, встал, нас по‑отечески обнял и сказал: «Прошу вас написать духовное произведение о России», – добавляет она. – На тот момент мы даже представить не могли, что тем самым духовным произведением о России станет опера «Белгородский полк». Спустя четыре года Николай работал над духовным произведением – поэторией «Сказание о Святом Белогорье» на стихи Игоря Чернухина по поэме «Белгород»

Николай Бирюков поясняет, что «Сказание о Святом Белогорье» стало своего рода эскизом будущей оперы. 

«Первая часть поэтории – «Благовест» – открывает сегодняшнюю премьеру. Звучит символичный отрывок из поэмы Чернухина: «Посредине города – золочёный крест, Звон над Белогорием – Благовест!» – рассказывает Латыш-Бирюкова. – Он обращён сегодня к нашим современникам, мужественным жителям Белгородчины, ко всем воинам, кто её защищает, ко всем, кто живёт в разных городах России и нас, белгородцев, поддерживает в эти дни».

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение Фото: Елена Журавлёва

 

В 2004-м супруги встретились с Виктором Овчинниковым и откликнулись на его предложение поработать над музыкой к одному из написанных им сюжетов. 

«Мы сразу сказали, что может получиться опера, – делится композитор. – Он приступил к написанию либретто. За это время у нас родилась дочь Злата и уже в 2008-м, когда я вышла из декретного отпуска, мы вместе с мужем написали одноактную версию оперы «Белгородский полк».

Премьера нескольких сцен из неё в концертном исполнении состоялась в Белгородской духовной семинарии. Чуть позже белгородским слушателям представили первое действие оперы уже в Белгородской филармонии.

 

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение Фото: Елена Журавлёва

Повествование на одном дыхании

Год назад в филармонии задумали представить оперу зрителям целиком. К проекту присоединился Белгородский академический русский оркестр под управлением Евгения Алешникова. Партитуру специально для него аранжировал белгородец Сергей Бодяков.

За постановку взялся Пётр Татарицкий

«Мы стремились создать героические образы и характеры на сцене. Нам удалось вычертить такую сквозную действенную линию, чтобы мы работали без антракта, и наше повествование шло на одном дыхании, – рассказывает Татарицкий. – Ко всему прочему, в увертюру включён балет в лучших постановочных традициях оперы. Меня захватила сама музыка, и, наверное, это и было главным элементом того, что мы так увлечённо поработали все вместе. Для молодых артистов (а их немало в нашей постановке, причём какие‑то роли исполняют артисты хора), важен момент актёрского мастерства, и здесь мы ещё совершенствуемся».

Пётр Татарицкий Пётр Татарицкий / Фото: Елена Журавлёва

 

Татарицкому принадлежит и сценографическое решение оперы: 

«До этого какие‑то истории музыкально-драматического характера на сцене Белгородской филармонии были в концертном формате. Здесь опера полностью поставлена: костюмы, грим, свет. И во всю эту конструкцию включена и музыкальная партитура для оркестра, у нас солирует орган – это ещё очень важная доминанта». 

Над костюмами и декорациями работала главный художник БГАДТ им. М. С. Щепкина Марина Шепорнёва. К этому проекту она подключилась ещё 15 лет назад. 

«Это местный материал, который влился в наши души благодаря музыке Николая и Елены, – делится Шепорнёва. – Вообще художник обязан полюбить то, с чем ему предлагают работать, что, собственно, и произошло и длилось годами».

Марина Шепорнёва Марина Шепорнёва / Фото: Елена Журавлёва

 

За органом – профессор Евгения Кривицкая

«Она солирует и исполняет роль, которую мы специально сочинили – Кассандра Войны. Она тоже несёт определённую смысловую нагрузку, – добавляет режиссёр-постановщик. – Мы специально также сочинили интермедию для Шереметьева и Кассандры Войны. Сама музыка позволила нам стремиться к такому формату фэнтези, к поэтическим обобщениям и метафорам. Это хорошо для общения со зрителем, который, может быть, впервые видит оперу». 

Евгения Кривицкая Евгения Кривицкая / Фото: Елена Журавлёва

 

Евгений Алешников объясняет, что орган – католический инструмент – представляет шведское воинство, которое пришло воевать против России:

«На основе старинного материала Елена Юрьевна сделала современную миниатюру, которая подчёркивает образ своеобразного нашествия. В интерлюдии «Северная война» вступают в противоборство иностранные шведские силы (орган) и наше русское воинство, которое представляют балалайки, домры, баяны».

Евгений Алешников Евгений Алешников / Фото: Елена Журавлёва

«Все становятся полком»

Пётр Татарицкий рассказывает о глубинном замысле премьеры: 

«Мы уходим от примитивной иносказательности и постановки батальных сцен – они не созданы авторами. И для меня, как для постановщика, намного глубже и важнее идея единения всех: понятие полка носит более глубокий смысл. Все артисты, все герои на сцене становятся полком, который защищает Родину, Отечество. Очень созвучно то, что происходит сейчас на Белгородской земле, с событиями 300-летней давности. И это имеет отношение к артистам и исполнителям, которые находились на сцене, потому что не раз наши репетиции прерывал вой воздушной тревоги, но мы полны мужества, так же, как и защитники нашего Отечества».

 

Масштабное историческое полотно объединило на одной сцене свыше 100 артистов филармонии и приглашённых солистов. Создатели оперы бережно отнеслись к историческому материалу. Наравне с реальными историческими персонажами в её повествовании есть и лирические герои – Любушка Аладьина (лирико-колоратурное сопрано Ирина Хубаева) и её возлюбленный Григорий Прозоровский (тенор Василий Задорожный). Трогательные отношения пары прервала война, и Любушке остаётся только ждать любимого. 

«Когда мне объявили, что я исполню эту роль, подумала, какая это ответственность: мировая премьера, – вспоминает Хубаева. – Очень хотелось оправдать ожидания. Потом Елена Юрьевна меня познакомила с музыкальным материалом, мы начали работу. Первая репетиция, вторая, и я поняла, насколько легко этот образ ложится на мои голос, характер, личность. Настолько эта роль внутренне моя, что будто бы меня ждала. Думаю, это такой собирательный образ, олицетворение всей нашей женской сущности: нежная, любящая, верная и при этом сильная».

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение Фото: Елена Журавлёва

 

Партию Саввы Айгустова исполняет Алексей Аносов (баритон, Донецк), фельдмаршала Шереметева – приглашённый солист Большого театра Владимир Байков (бас-баритон). На роль митрополита Иустина пригласили народного артиста РФ Евгения Григорьева (бас-баритон). Символично, что премьера оперы в Прохоровке стала его завершающей работой в Белгородской филармонии, где он выходил на сцену более 30 лет. Григорьев переключается на педагогическую деятельность.

Также в постановке задействованы лауреаты международных конкурсов Наталья Воскресенская (меццо-сопрано), Константин Кривцов (тенор), Николай Бирюков (тенор), артисты академического хора (главный дирижёр – Елена Алексеева) и ансамбля танца (главный балетмейстер – Александр Манжола, балетмейстер – Мария Амелина) филармонии.

 

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение Фото: Елена Журавлёва

 

В зрительном зале оркестр практически в полном составе размещается не на сцене, а под ней. Публика находится на одном уровне с музыкантами и главным дирижёром. 

«Поначалу беспокоился, что мы помешаем людям смотреть, но некоторые наоборот отмечают, что интересно наблюдать так близко за работой дирижёра. Это позволяет понять, что его работа – и музыкальный, и интеллектуальный, и физический труд, – делится Алешников. – И что движения дирижёра отражают содержание того, что происходит и в музыке, и на сцене». 

Три премьерных показа оперы позади, но её создатели уверены, что продолжение следует.

 

Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы - Изображение Фото: Елена Журавлёва

«Проделана большая работа, и, на мой взгляд, необходимо показать оперу во всей области и вывезти на гастроли в другие регионы страны», – комментирует Алешников. 

Пётр Татарицкий резюмирует:

«Это очень дорогое для меня действо. В моих корнях течёт кровь и Голицыных, и Шереметевых, и основателя Омска Бухгольца, поэтому эту постановку я воспринимаю всеми фибрами и нервами своей души и готов думать о последующей её жизни не только на Белгородской земле. Эта премьера заслуживает больших сцен других городов России».

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×