Один день в истории. Белгородская филармония представила премьеру оперы
На первом показе побывала «БелПресса»
-
Статья
-
Статья
Масштабный творческий проект – героическую оперу в трёх действиях «Белгородский полк. Засечная черта» – показали впервые с 13 по 15 июня в Бирюче, Новом Осколе и Прохоровке.
«Прошу вас написать духовное произведение о России»
Героическая опера в трёх действиях «Белгородский полк. Засечная черта» – совместная работа Ассоциации дирижёров профессиональных оркестров народных инструментов и Белгородской государственной филармонии.
Воплотить проект в жизнь удалось при поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив. Первыми оперу, написанную исключительно белгородскими авторами, услышали жители Нового Оскола, Бирюча и Прохоровки. Планам филармонии провести её первый показ в областном центре в формате open air не дала реализоваться сложившаяся оперативная обстановка.
Авторы оперы – белгородцы, члены Союза композиторов РФ Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова. Либретто оперы написал историк и общественный деятель Виктор Овчинников. В его основе лежат реальные исторические события – один день пребывания Большого Белгородского полка в Белгороде перед Полтавской битвой – и личности: фельдмаршал Борис Шереметев, бригадир полка Савва Айгустов.
Как рассказали композиторы, над оперой их тандем работал последние 15 лет. А начался путь к ней у авторов и вовсе в 2000 году. Тогда в Белгородскую область впервые приехал граф Пётр Шереметев, ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова и прямой потомок фельдмаршала. Супруги с ним познакомились лично.
«Мы общались и показали Петру Петровичу нашу музыку. Когда он её услышал, встал, нас по‑отечески обнял и сказал: «Прошу вас написать духовное произведение о России», – добавляет она. – На тот момент мы даже представить не могли, что тем самым духовным произведением о России станет опера «Белгородский полк». Спустя четыре года Николай работал над духовным произведением – поэторией «Сказание о Святом Белогорье» на стихи Игоря Чернухина по поэме «Белгород».
Николай Бирюков поясняет, что «Сказание о Святом Белогорье» стало своего рода эскизом будущей оперы.
«Первая часть поэтории – «Благовест» – открывает сегодняшнюю премьеру. Звучит символичный отрывок из поэмы Чернухина: «Посредине города – золочёный крест, Звон над Белогорием – Благовест!» – рассказывает Латыш-Бирюкова. – Он обращён сегодня к нашим современникам, мужественным жителям Белгородчины, ко всем воинам, кто её защищает, ко всем, кто живёт в разных городах России и нас, белгородцев, поддерживает в эти дни».
В 2004-м супруги встретились с Виктором Овчинниковым и откликнулись на его предложение поработать над музыкой к одному из написанных им сюжетов.
«Мы сразу сказали, что может получиться опера, – делится композитор. – Он приступил к написанию либретто. За это время у нас родилась дочь Злата и уже в 2008-м, когда я вышла из декретного отпуска, мы вместе с мужем написали одноактную версию оперы «Белгородский полк».
Премьера нескольких сцен из неё в концертном исполнении состоялась в Белгородской духовной семинарии. Чуть позже белгородским слушателям представили первое действие оперы уже в Белгородской филармонии.
Повествование на одном дыхании
Год назад в филармонии задумали представить оперу зрителям целиком. К проекту присоединился Белгородский академический русский оркестр под управлением Евгения Алешникова. Партитуру специально для него аранжировал белгородец Сергей Бодяков.
За постановку взялся Пётр Татарицкий.
«Мы стремились создать героические образы и характеры на сцене. Нам удалось вычертить такую сквозную действенную линию, чтобы мы работали без антракта, и наше повествование шло на одном дыхании, – рассказывает Татарицкий. – Ко всему прочему, в увертюру включён балет в лучших постановочных традициях оперы. Меня захватила сама музыка, и, наверное, это и было главным элементом того, что мы так увлечённо поработали все вместе. Для молодых артистов (а их немало в нашей постановке, причём какие‑то роли исполняют артисты хора), важен момент актёрского мастерства, и здесь мы ещё совершенствуемся».
Татарицкому принадлежит и сценографическое решение оперы:
«До этого какие‑то истории музыкально-драматического характера на сцене Белгородской филармонии были в концертном формате. Здесь опера полностью поставлена: костюмы, грим, свет. И во всю эту конструкцию включена и музыкальная партитура для оркестра, у нас солирует орган – это ещё очень важная доминанта».
Над костюмами и декорациями работала главный художник БГАДТ им. М. С. Щепкина Марина Шепорнёва. К этому проекту она подключилась ещё 15 лет назад.
«Это местный материал, который влился в наши души благодаря музыке Николая и Елены, – делится Шепорнёва. – Вообще художник обязан полюбить то, с чем ему предлагают работать, что, собственно, и произошло и длилось годами».
За органом – профессор Евгения Кривицкая.
«Она солирует и исполняет роль, которую мы специально сочинили – Кассандра Войны. Она тоже несёт определённую смысловую нагрузку, – добавляет режиссёр-постановщик. – Мы специально также сочинили интермедию для Шереметьева и Кассандры Войны. Сама музыка позволила нам стремиться к такому формату фэнтези, к поэтическим обобщениям и метафорам. Это хорошо для общения со зрителем, который, может быть, впервые видит оперу».
Евгений Алешников объясняет, что орган – католический инструмент – представляет шведское воинство, которое пришло воевать против России:
«На основе старинного материала Елена Юрьевна сделала современную миниатюру, которая подчёркивает образ своеобразного нашествия. В интерлюдии «Северная война» вступают в противоборство иностранные шведские силы (орган) и наше русское воинство, которое представляют балалайки, домры, баяны».
«Все становятся полком»
Пётр Татарицкий рассказывает о глубинном замысле премьеры:
«Мы уходим от примитивной иносказательности и постановки батальных сцен – они не созданы авторами. И для меня, как для постановщика, намного глубже и важнее идея единения всех: понятие полка носит более глубокий смысл. Все артисты, все герои на сцене становятся полком, который защищает Родину, Отечество. Очень созвучно то, что происходит сейчас на Белгородской земле, с событиями 300-летней давности. И это имеет отношение к артистам и исполнителям, которые находились на сцене, потому что не раз наши репетиции прерывал вой воздушной тревоги, но мы полны мужества, так же, как и защитники нашего Отечества».
Масштабное историческое полотно объединило на одной сцене свыше 100 артистов филармонии и приглашённых солистов. Создатели оперы бережно отнеслись к историческому материалу. Наравне с реальными историческими персонажами в её повествовании есть и лирические герои – Любушка Аладьина (лирико-колоратурное сопрано Ирина Хубаева) и её возлюбленный Григорий Прозоровский (тенор Василий Задорожный). Трогательные отношения пары прервала война, и Любушке остаётся только ждать любимого.
«Когда мне объявили, что я исполню эту роль, подумала, какая это ответственность: мировая премьера, – вспоминает Хубаева. – Очень хотелось оправдать ожидания. Потом Елена Юрьевна меня познакомила с музыкальным материалом, мы начали работу. Первая репетиция, вторая, и я поняла, насколько легко этот образ ложится на мои голос, характер, личность. Настолько эта роль внутренне моя, что будто бы меня ждала. Думаю, это такой собирательный образ, олицетворение всей нашей женской сущности: нежная, любящая, верная и при этом сильная».
Партию Саввы Айгустова исполняет Алексей Аносов (баритон, Донецк), фельдмаршала Шереметева – приглашённый солист Большого театра Владимир Байков (бас-баритон). На роль митрополита Иустина пригласили народного артиста РФ Евгения Григорьева (бас-баритон). Символично, что премьера оперы в Прохоровке стала его завершающей работой в Белгородской филармонии, где он выходил на сцену более 30 лет. Григорьев переключается на педагогическую деятельность.
Также в постановке задействованы лауреаты международных конкурсов Наталья Воскресенская (меццо-сопрано), Константин Кривцов (тенор), Николай Бирюков (тенор), артисты академического хора (главный дирижёр – Елена Алексеева) и ансамбля танца (главный балетмейстер – Александр Манжола, балетмейстер – Мария Амелина) филармонии.
В зрительном зале оркестр практически в полном составе размещается не на сцене, а под ней. Публика находится на одном уровне с музыкантами и главным дирижёром.
«Поначалу беспокоился, что мы помешаем людям смотреть, но некоторые наоборот отмечают, что интересно наблюдать так близко за работой дирижёра. Это позволяет понять, что его работа – и музыкальный, и интеллектуальный, и физический труд, – делится Алешников. – И что движения дирижёра отражают содержание того, что происходит и в музыке, и на сцене».
Три премьерных показа оперы позади, но её создатели уверены, что продолжение следует.
«Проделана большая работа, и, на мой взгляд, необходимо показать оперу во всей области и вывезти на гастроли в другие регионы страны», – комментирует Алешников.
Пётр Татарицкий резюмирует:
«Это очень дорогое для меня действо. В моих корнях течёт кровь и Голицыных, и Шереметевых, и основателя Омска Бухгольца, поэтому эту постановку я воспринимаю всеми фибрами и нервами своей души и готов думать о последующей её жизни не только на Белгородской земле. Эта премьера заслуживает больших сцен других городов России».
Оксана Придворева