Соло для флейты. О чём мечтает преподаватель Чернянской детской школы искусств
Авигея Чкареули – флейтистка, преподаватель по классу духовых инструментов
-
Статья
-
Статья
У девушки, несмотря на юный возраст, множество достижений и наград, ведь музыкой она занимается почти 20 лет. Всё благодаря поддержке своих родных. В семье Дудниковых-Чкареули десять детей, и все увлечены музыкальным творчеством.
На одной сцене
Авигея родом из Грузии, её семья переехала в Чернянку в 2011 году. По словам девушки, в Тбилиси хороший уровень преподавания музыки, но стоимость обучения высокая и не так много школ искусств. В России существует больше возможностей для развития своих талантов.
Она пошла в музыкальную школу в возрасте пяти лет и сначала обучалась игре на скрипке, как её мама Аделина. Но однажды попробовала сыграть на флейте и уже не смогла с ней расстаться:
«У нас в семье идут в обычную школу и сразу – в музыкальную, иногда её выбирают даже раньше. Музыка присутствует в моей жизни с ранних лет. Мама тоже работает в Детской школе искусств, заведует отделением скрипки. Возможно, кто‑то из младших захочет преподавать, так и династия сложится. А пока я единственная выбрала игру на флейте».
Вслед за мамой освоили скрипку младшие сёстры Авигеи – Елизавета и Вера. Ева, которая третий год подряд становится губернаторским стипендиатом, выбрала игру на фортепиано. Братья Давид и Стефан играют на кларнете, Иеремия и Рафаил – на фортепиано.
«Настя у нас крепенькая и выбрала аккордеон, – говорит она. – А самая младшая Мария пока ходит в садик и не определилась с инструментом. Мы на разных конкурсах выступали, недавно на открытии Года семьи все вместе на сцене собрались. Постоянно выбираем какие‑то музыкальные произведения, устраиваем семейные репетиции».
Техника дыхания
Авигея окончила Губкинский филиал института культуры. Из‑за небольшого количества студентов все преподаватели знали их в лицо и могли уделить время каждому. С 2020 года девушка преподаёт в школе искусств.
«Поначалу было трудновато, все детки абсолютно разные, – признаётся она. – Случалось, ученики бросали заниматься музыкой. Я переживала, думала, может, что‑то не так сделала. Не знала, как контакт с детьми наладить, правильный подход к ним найти. Но всё приходит с опытом, тут никакая теория не поможет, надо самому учиться вместе с ребятами. Они все уникальные и непохожи друг на друга. Сейчас есть первоклассница, схватывающая всё на лету. Но многим малышам первое время очень сложно. Они ещё нот не знают, я параллельно и нотную грамоту пытаюсь объяснить, и произведение с ними выучить. А у детей постарше начинается переходный возраст, появляются первые протесты, прогулы по неуважительным причинам. И тут тоже важно правильные слова подобрать, чтобы не обидеть и не отбить любовь к музыке».
Она не раз занимала первые места на музыкальных премиях. Так, недавно Авигея Чкареули стала лауреатом I степени Пятого регионального конкурса преподавателей «Исполнительское творчество».
Талант девушки замечают и в области. Ей доверили выступить на Неделе Белгородской области в рамках Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
«Честно, я не сильно волновалась, больше переживала за бытовые вопросы – дорога, жильё, чтобы не замёрзнуть. Тогда мороз 25 градусов был. Ведь от личного комфорта музыканта зависит качество выступления. Я всё‑таки сильно там замёрзла, и у меня болела спина. В перерыве пришлось делать обезболивающий укол. Однако на моей игре это никак не отразилось, ведь все артисты всегда стараются выкладываться на сцене по максимуму, чтобы порадовать зрителей, и неважно, что там тебя беспокоит. Но после возвращения пришлось какое‑то время отлежаться на больничном».
Играть на флейте достаточно сложно. Первым делом необходимо освоить технику дыхания, контроль над выдохом и вдохом. А ещё нужно правильно держать инструмент и перелистывать ноты:
«Сколько я играю, столько и учусь. Что‑то новое постоянно узнаёшь. Преподаю детям уже на собственном опыте, не только по методичкам. У меня всегда на уроке под рукой инструмент, я беру и думаю, как бы упростить произведение, показываю ученику. Потом, когда он усвоит лёгкую версию, можно переходить к более сложным вещам. Конечно, каждый музыкальный инструмент непрост, но в игре на флейте охвачены не только пальцы, важна правильная постановка губ, дыхательные упражнения, постоянный контроль. Иногда взрослым сложно её освоить, а тут малыши».
Молодой преподаватель не случайно выбрала школу искусств в Чернянке, ведь она сама здесь училась. Её доброжелательно приняли в коллективе, помогли влиться в рабочий процесс, хотя первое время не всегда воспринимали всерьёз из‑за юного возраста. Но личными достижениями и заслугами учеников она добилась признания и уважения.
«Я ходила на уроки Юрия Дмитриевича Хорольского, сейчас мы с ним работаем вместе, – рассказывает Авигея. – До сих пор посещаю его уроки. Он много лет преподаёт. Не знаю, как объяснить, но есть что‑то такое цепляющее детей в его обучении. У нас мальчики с отделения фортепиано пожелали научиться играть на трубе, он начал их бесплатно обучать. И многие потом продолжают дальше заниматься, участвовать в конкурсах, в вузы поступают. А как он с оркестром детским выступает! Вкладывает в него душу. На таких преподавателей и хочется равняться».
Путь к признанию
Сейчас в классе у Авигеи Чкареули шесть учениц. В музыкальной школе часто практикуют индивидуальные занятия, и это, по мнению преподавателя, очень правильно. На своих уроках она старается не только научить детей понимать музыку и владеть инструментом, но и помочь советом, поддержать, просто поговорить:
«Я люблю детей и стараюсь бережно относиться к их чувствам. Мы можем обсудить, например, полученную кем‑то из учениц двойку в школе. Всем классом её поддерживаем, говорим: «Это не самое страшное. Ещё будет возможность исправить». Или у кого‑то котята родились, мы смотрим фотографии, радуемся. Иногда и поплакать можем вместе. И постепенно они мне открываются, у нас складываются доверительные отношения, и это замечательно. Конечно, порой бываю и строгой, но не слишком».
Девушка не только преподаёт, но ещё играет в духовых и народных оркестрах. Её часто приглашают выступать в другие районы. А в будущем Авигея планирует создать собственный музыкальный коллектив:
«Это мечта, хочется попробовать, получится у меня или нет. Но иногда времени на всё не хватает, даже на какие‑то банальные бытовые вещи. А ещё моя цель – получить высшее музыкальное образование, но тут сложность – я до конца не определилась, кем хочу быть – артистом или преподавателем. Время подумать пока есть».
Когда в плотном рабочем графике случается выходной, Авигея, конечно же, старается провести его с семьёй – съездить к старшим братьям в Губкин или погулять с сёстрами. По её словам, с ними она «всегда отдыхает душой». Но о том, чтобы бросить музыку, девушка никогда даже не думала:
«Это не какая‑то отдельная часть моей жизни, а естественный процесс. Без музыки меня не будет. После каждого выступления я напитываюсь потрясающей энергией. Это мотивирует и даёт силы продолжать работать дальше».
Маргарита Грачёва