В этом перечне – выдающиеся русские учёные и изобретатели, благодаря которым сегодняшний мир выглядит таким, каким мы привыкли его видеть. Под номером 119 в этом списке есть и уроженец Грайворона, гениальный русский инженер Владимир Шухов, имя которого носит Белгородский государственный технологический университет.
... К 10 часам утрам 7 декабря 1941 года американский военно-морской флот в Тихом океане фактически перестал существовать. Над гаванью Пёрл-Харбора в небо поднимались густые клубы дыма от горящих американских кораблей. Нападение японцев было внезапным и смертоносным: пикирующие бомбардировщики и торпедоносцы за несколько часов потопили четыре американских линейных корабля, два эсминца и один минный заградитель. Только на одной «Аризоне» из-за попадания бомбы и детонации пороховых погребов за одно мгновение погибли 1177 человек…
Фотографы запечатлели и такой момент этого «дня позора», как назвал его президент США Франклин Рузвельт: у острова Форд, возле которого находился так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) – шесть пар массивных бетонных свай для швартовки крупных кораблей –ажурные «шуховские» мачты к небу воздела затопленная до верхней палубы «Западная Вирджиния». Своим бортом она заслонила от японских торпед линкор «Теннесси», на палубе которого тоже высились две «шаболовские» башни. Фотографии не только впечатляют и заставляют сопереживать американским морякам, но и вызывают вопрос: откуда на американских кораблях взялись такие мачты, которые как две капли воды похожи на изобретение Владимира Шухова? Чтобы ответить на него, обратимся к биографии нашего земляка и выдающегося русского инженера.
С золотой медалью и без защиты диплома
Владимир Шухов родился 16 (28 по старому стилю) августа 1853 года в Грайвороне, который тогда относился к Белгородскому уезду Курской губернии. Отец будущего инженера сделал блестящую карьеру и был переведён в Петербург, где маленький Володя Шухов поступил в Петербургскую гимназию. Свои выдающиеся способности он впервые продемонстрировал ещё будучи гимназистом – на уроке доказал теорему Пифагора своим собственным, «авторским способом». Учитель оригинальность и изящество решения оценил, но в итоге всё же влепил двойку – за отступление от догмы.
После окончания гимназии Владимир Шухов поступил в ИМТУ – Императорское Московское техническое училище (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана). По свидетельству современников, учиться там было непросто – в заведении была казарменная дисциплина и строжайший режим. Зато и преподаватели работали отличные: например, «отец русской авиации» и основоположник современной гидродинамики Николай Жуковский, величайший русский математик XIX века Пафнутий Чебышев и другие.
В 1876 году Владимир Шухов с отличием и золотой медалью окончил училище. Его даже освободили от защиты дипломного проекта – настолько хорошо он зарекомендовал себя во время учёбы. Преподаватели уговаривали молодое дарование направить свои таланты в научно-педагогическое русло, однако молодой инженер горел желанием заниматься не теорией, а на практике воплощать смелые задумки. В порядке поощрения молодого Шухова направляют на Всемирную выставку в США. Именно там он знакомится со своим будущим работодателем - американцем русского происхождения, талантливым инженером и бизнесменом Александром Вениаминовичем Бари. Спустя два года после возвращения из командировки Владимир Шухов перебирается в Москву и становится главным инженером технической строительной конторы А.В. Бари.
Из воспоминанийВ.Г. Шухова: «Говорят, что А.В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всё время оставался наёмным служащим конторы. <…> Но и я эксплуатировал его, заставляя выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговорённом размере, подбор сотрудников и найм рабочих. Кроме того, А.В. Бари был не только ловкий предприниматель, но и неплохой инженер, умевший оценить новизну технической идеи».
Нефть и американцы
Работая на Бари, Владимир Шухов осуществил множество смелых проектов. Вся современная нефтяная промышленность России благодарна инженеру за тот вклад, который он внёс в развитие отрасли. В начале 1880-х годов нефтяные месторождения были уже разведаны на Каспии, но никто толком не знал, что с этой нефтью делать – не было эффективных способов извлечения, транспортировки и переработки «чёрной крови Земли». Словом, здесь было к чему приложить руку инженерному гению Владимира Шухова. В 25 лет он уже прославился тем, что предложил перекачивать густую и вязкую нефть по трубам, для чего вывел «формулу Шухова», которую нефтяники используют и поныне.
Ещё одним ранним изобретением Шухова стал эрлифт – способ извлечения нефти из земли. До этого просто бурили скважину, из которой под воздействием сжатых подземных газов начинала фонтанировать нефть. Как только фонтан иссякал, нефтяную лужу вручную вычёрпывали специальными посудинами – желонками. На этом добыча заканчивалась. Шухов же предложил нагнетать в скважину сжатый воздух, который продолжал выдавливать нефть. Именно этот способ лёг в основу принципиально новой технологии добычи нефти.
Владимир Шухов имел самое прямое отношение почти ко всем технологическим новшествам, внедряемым в нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности конца XIX века: он изобрёл нефтяную форсунку, с помощью которой можно было эффективно сжигать нефть. Он спроектировал и построил огромные нефтяные цистерны для хранения нефти – помните, в таком забаррикадировался от басмачей товарищ Сухов из фильма «Белое солнце пустыни»? Первые танкеры - тоже плод могучего инженерного интеллекта нашего земляка.
Одним из самых важных изобретений Шухова стал крекинг – переработка нефти, благодаря которому из неё под воздействием высоких температур и давления получали керосин, бензин и другие компоненты, которые использовали как топливо, а впоследствии – и как смазочные масла. Крекинг-процесс Шухов запатентовал в 1891 году, а американцы – лишь в 1913-м. Спустя годы, уже при советской власти, американцы пытались выкупить у Шухова патент на крекинг-процесс, предлагая немалые деньги, а что инженер с негодованием ответил: «Я нахожусь на государственной службе, ни в чём не нуждаюсь, и моё рабочее время оплачивается государством». Оставшись ни с чем, американские нефтяные магнаты, поторговавшись, были вынуждены использовать изобретение своего земляка Уильяма Бартона, права на которые принадлежали фирме Рокфеллера. В итоге переговоров был создан объединённый патентный клуб, усилиями которого всячески замалчивался приоритет русского инженера Владимира Шухова в изобретении крекинг-процесса.
Вагит Алекперов, президент нефтяной компании «Лукойл»: «Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга – всё это В.Г. Шухов. Мы, по сути, разрабатываем его инженерные идеи, когда сегодня наращиваем добычу, прокладываем трубопроводы, строим танкерный флот, повышаем глубину переработки нефти».
Символ советского телевидения
Настоящим «звёздным часом» Владимира Шухова стала Всероссийская промышленная и художественная выставка, прошедшая в Нижнем Новгороде в 1896 году. Именно там публике представили гиперболоидную башню высотой более 25 метров, ставшую прообразом знаменитой ажурной башни на Шаболовке в Москве. Автором проекта был Владимир Григорьевич Шухов –«человек-фабрика», как называли его тогда современники. Несмотря на изящную изогнутую с виду форму ажурной опоры, вся она состояла из идеально прямых металлопрофилей, сплетённых определённым образом. Такие башни получили широкое распространение – в Херсоне построили 80-метровый маяк в виде клёпанной железной гиперболической башни. В 1927 - 1929 годах под руководством Владимира Шухова на берегу Оки в пригороде Дзержинска были построены три пары стальных сетчатых башен-опор для уникального перехода высоковольтной линии электропередачи через реку, самые высокие из которых достигали высоты в 128 метров. До наших дней сохранилась только одна из башен.
Но, пожалуй, самой известной конструкцией, ставшей визитной карточкой инженера, стала Шуховская радиобашня на Шаболовке. Первоначальный проект предполагал, что высота башни составит 350 метров, – на 26 метров выше, чем Эйфелева башня в Париже. При этом она была бы в четыре раза легче и обошлась бы гораздо дешевле. Но в молодом Советском государстве была очень напряжённая ситуация с металлом. В итоге с горем пополам удалось наскрести 240 тонн металла, которых хватило лишь на 160-метровую гиперболическую башню.
19 марта 1922 года с башни начались радиотрансляции, а регулярные телевизионные трансляции (четыре раза в неделю) с радиобашни Шухова начались 10 марта 1939 года. В 1941 году башня выдержала суровое испытание: почтовый самолёт из Киева задел толстый трос, который был натянут под углом от вершины башни до земли. Башня получила сильный удар, а повреждённый самолёт упал во дворе дома неподалеку. Экспертиза показала, что башня достойно выдержала удар и даже не нуждалась в ремонте. Долгие годы именно башня на Шаболовке являлась символом советского телевидения.
Гиперболоиды на флоте
Уникальные характеристики шуховских гиперболоидных конструкций – лёгкость, устойчивость, стойкость к повреждениям – не могли не отметить военные. Во время русско-японской войны во время боя в Жёлтом море 28 июля 1904 года на флагманском броненосце «Цесаревич» разорвавшимся японским снарядом повредило фок-мачту, которая чуть не свалилась на надстройку. Для предотвращения подобных инцидентов в будущем было принято решение установить на новых кораблях «Андрей Первозванный» и «Император Павел I» мачты конструкции Владимира Шухова, которые представляли собой технологичные гиперболоидные конструкции, собиравшиеся из прямых связей. Такие мачты, которые были почти прозрачной сеткой, трудно было поразить прямым попаданием снаряда, кроме того, широкую сетчатую конструкцию такой мачты было весьма сложно разрушить. Однако конструкторы не учли некоторых особенностей гиперболоида Шухова: для устойчивого крепления лёгким и прочным гиперболоидам необходимо было достаточно широкое основание, которое, к сожалению, не было возможности разместить на российских линейных кораблях. В результате получилась очень узкая, а потому подверженная вибрации решетчатая ферма, напрочь лишённая достоинств мачт В.Г. Шухова. Кроме того, как показала практика, высокие ажурные мачты издалека были заметны в море и позволяли с большого расстояния идентифицировать русские линкоры. В итоге после нескольких лет эксплуатации от шуховских мачт на русском флоте отказались.
Примерно в это же время предприимчивые американцы заложили на стапелях несколько серий новых линейных кораблей. «Саут Кэролайны», «Флориды», «Нью-Йорки», «Колорадо», «Теннесси» и другие типы боевых кораблей, названные в честь американских штатов, получили мачты гиперболоидной конструкции. Как и в истории с нефтепереработкой, о том что автором гиперболоидов является русский инженер Владимир Шухов, американские кораблестроители предпочли умолчать. Высокие ажурные мачты с широким основанием стали «визитной карточкой» американских линкоров межвоенного периода. Такие мачты стали называть «американскими», позже они появились и на аргентинских линкорах типа «Ривадавия». Сам же Владимир Шухов не получил от американской стороны ни копейки за использование своего изобретения. Шуховские мачты на американских линейных кораблях просуществовали до середины Второй мировой войны, и именно они попали в кадр фотографа, снимавшего трагедию американского флота в Пёрл-Харборе 7 декабря 1941 года…