«Тронуть детское сердце». Какой получилась новогодняя постановка в белгородской филармонии
В этом году маленьким зрителям представили спектакль «Щелкунчик и Мышиный король» по мотивам всемирно известной сказки Гофмана
-
Статья
-
Статья
Его режиссёр-постановщик Ирина Тихонова называет спектакль «балетом, в котором поют и разговаривают» и говорит, что 200-летняя сказка сегодня актуальна как никогда. А как иначе, если главные его темы – победа добра над злом, вера в чудо и любовь?
Первые зрители увидели «Щелкунчика» 23 декабря, а показывать в филармонии его будут по 8 января. На одном из новогодних представлений побывала и «БелПресса».
Попасть в волшебство
Пока в фойе большого зала филармонии у новогодней ёлки разворачивается праздничная интермедия – обязательная часть представления, в которой заняты артисты филармонии, – Ирина Тихонова рассказывает, почему в этом году маленькие зрители увидят на сцене историю о приключениях девочки Мари и превращении деревянной куклы Щелкунчика в прекрасного принца. К этой сказке в филармонии обращаются не впервые. Практически 20 лет назад здесь уже ставили спектакль по её мотивам, а в конце 2014 года в репертуаре артистов филармонии появился и «Волшебныйсон Мари».
«У нас есть культурное наследие, которое называется нашей классикой. Уже всё написано, придумано – нужно только взять и вдохнуть туда жизнь, дать свою трактовку, выразить своё личное отношение. «Щелкунчик» сейчас действительно нужен, – объясняет Тихонова. – У нас есть сцена в начале, где мыши обижают Мари, и она кричит: «Бедная я, бедная! Кто за меня заступится?» И появляется Щелкунчик – офицер, защитник, который говорит: «Я». А дети-зрители, наше будущее, очень часто в этот момент кричат вперёд Щелкунчика: «Я тебя спасу!» То есть они правильно мотивированы и правильно реагируют. И это космический какой‑то заказ. Я включаю телевизор – там «Щелкунчик». Вижу афишу – балет «Щелкунчик» к нам приезжает. В Москве идёт «Щелкунчик». Мы не подгадывали, не оглядывались, а просто сделали такой выбор, и, по‑моему, у нас получилось».
Музыкальным оформлением спектакля занималась председатель регионального отделения Союза композиторов России Елена Латыш-Бирюкова. Спектакль длится чуть больше часа, и почти всё это время в нём звучит музыка. В её основе – партитура к известнейшему балету «Щелкунчик» Чайковского.
«Есть несколько музыкальных спецэффектов, которые не совсем относятся к Чайковскому. Но основная партитура сохранена и представлена полностью, – рассказывает режиссёр-постановщик. – А Елена Юрьевна подарила нам два прекрасных произведения: «Детские сны», которые звучат до того, как начинается волшебный сон Мари, и «Новый год» – когда главная героиня просыпается счастливой. Эту песню композитор написала в 2014 году в Луганске, откуда она сама родом, и посвятила её всем его жителям».
Также над постановкой работала главный художник БГАДТ им. М. С. Щепкина Марина Шепорнёва. Ей принадлежат сценическое решение и костюмы персонажей сказки, которые восхитили многих зрителей.
«Марина Евгеньевна – один из лучших художников России. Это первый человек, которому я рассказываю свою сказку, а она мне подготавливает сценическое пространство, в которое я вхожу, попадая в волшебство. Она всегда говорит, что всё должно сложиться: декорации, реквизит, костюмы, одежда и пол сцены. Всё должно сочетаться, не должно быть никакой эклектики – тогда это будет ощущаться как единое целое», – говорит Ирина Тихонова.
Три кита спектакля
К ним режиссёр-постановщик относит музыку, говоря, что всегда идёт за музыкой, светом и пластикой. Над ней работала балетмейстер ансамбля танца филармонии Мария Амелина.
«Я задумала в первый раз поставить балет, в котором поют и разговаривают. Поэтому из 18 артистов, занятых в постановке, 11 – балетные», – поясняет Ирина Тихонова.
Она рассказывает: к новогоднему спектаклю артисты готовятся, как правило, в жёстком графике, потому что заняты в концертных программах, заявленных в афише филармонии.
«У меня, режиссёра, нет возможности ни рассказать, ни показать зрителю то, что я хочу сказать. Для этого есть люди, которые стоят на сцене. И именно каждому из них я должна объяснить, как им взаимодействовать, как общаться с декорацией, с одеждой сцены, с музыкой – со всем на свете – и это выдать детям. Это невероятно трудно, иногда мне кажется, что я не справлюсь, что я усложняю, – признаётся Ирина Тихонова. – Но у меня есть один ценитель, перед которым я не могу опустить руки, – это дети. Я считаю, что дети должны слушать музыку и учиться. Я всегда говорю: очень сложно играть на сцене любовь, но, если мы не будем этого делать, как они узнают, как надо любить? Я объясняю своему Щелкунчику: ты подаёшь Мари руку, склоняешь голову, её защищаешь, а ребёнок видит и учится, как должно быть. Поэтому всё должно быть высоко и духовно».
«Детей не обманешь»
Перед выходом на сцену артисты филармонии рассказывают о том, каково это – дарить детям чудо волшебной сказкой.
Солист Константин Кривцов играет Мышиного короля. Несмотря на то что персонаж его в целом отрицательный, Кривцов называет его обаятельным.
«Всё‑таки он пытается быть добрее и просит себя перевоспитывать», – говорит он.
А солистка Оксана Меньшикова добавляет:
«И он маму любит! А это уже хорошо».
На сцену она выходит в роли той самой мамы – Мышильды.
А если без шуток, то артисты отмечают: новогодние представления их самих заряжают положительными эмоциями.
«Мы весь год ждём этих ёлок. С большим трепетом и очень волнительно у нас проходят подготовка и репетиции именно из‑за того, что это – большая ответственность. Ведь наши зрители – дети со всей области», – считает Константин Кривцов.
Меньшикова дополняет:
«И вообще детей не обманешь, поэтому нужно сделать так, чтобы они нам поверили».
Солистка Ирина Хубаева, играющая в постановке дочь Шахини, говорит:
«Когда видишь глаза детей после спектакля, какими они выходят воодушевлёнными, сияющими, – думаешь: у нас всё получается. Такой красочный спектакль не может не тронуть детское сердце».
Заслуженная артистка РФ Нина Стрижова называет себя бессменной Феей спектакля, потому что вновь выходит на сцену в этой роли.
«Зачем я здесь? Из‑за детских эмоций, – говорит она. – Мы на сцене получаем их из зала, а свои отдаём в зал. А потом мы ещё ходим к ёлке, и вот там получаем настоящий отклик: дети не обманывают, они говорят так, как есть».
Заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова в постановке – Шахиня, как и девять лет назад. Свою роль она называет определённым творческим ростом.
«Формат спектакля другой, но осталось его содержание. Осталась любовь, которая побеждает всё. Спектакль невероятно красивый, и, когда я смотрю из‑за кулис его первую сцену, не могу сдержать эмоций – бегут мурашки. Репетиции бывают непростыми, но потом видишь, как идёт спектакль и все отдаются на 200 %, видишь, как всем нравится, эти детские глаза… Ребёнка не переиграешь, он всегда искренен», – рассказывает Светлана.
Главную героиню спектакля – Мари – играет Валерия Васильева. В ансамбле танца филармонии она работает три года, и это вторая её главная роль. Дебют состоялся два года назад в новогоднем мюзикле «Приключения в Изумрудном городе». Свою Мари Валерия называет «очень храброй девочкой».
«Она показывает лучшие качества, которые только может показать ребёнок, стремится помочь, спасти. Мне нравится, как она себя проявляет. И в спектакле эта маленькая девочка превращается в девушку, которая понимает, что такое любовь», – говорит артистка.
Артисты признаются: несмотря на то что они непрофессиональные актёры, для них очень важно точно воплотить на сцене замысел режиссёра, дать зазвучать великой музыке Чайковского и показать, что добро и любовь всегда побеждают зло, а в жизни каждого есть место волшебству и сказке.
В этом году новогодняя постановка филармонии вызвала ажиотаж у зрителей. Поэтому, кроме заявленных ранее в афише, здесь покажут ещё два дополнительных спектакля 8 января. Подробности можно узнать на сайте учреждения культуры.
Оксана Придворева