Почему экскурсии по Старому Осколу собирают десятки горожан и гостей города
Те, кто считают, что история Старого Оскола началась с первого добытого в его окрестностях керна железной руды, глубоко заблуждаются
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Начало разработки здешних богатых недр – лишь одна из страниц летописи старооскольского края. А чтобы открыть для себя другие, нужно, во первых, заглянуть в местный краеведческий музей, а во вторых, просто пройтись неспешным шагом по улицам города, который, несмотря на статус промышленной столицы региона, сохранил свой неповторимый архитектурный облик.
Когда Оскол был молодым
С ротонды на Театральной площади открывается захватывающий вид на бывшую Казацкую слободу. Она образовалась почти одновременно со строительством крепости Оскол в конце XVI века: служилым людям давали участки под огороды в поймах реки Оскол и притоков. На них быстро выросли небольшие домишки, которые спустя два десятка лет помогли населению пережить трудные времена: служилые люди с семьями вынуждены были переселиться в них после набега отряда черкасов, которые сожгли и разграбили крепость. Конечно, вскоре её отстроили заново.
«По этой улице – сейчас она называется Революционной, а до революции была Михайловской – как раз и проходила стена крепости Оскол. А примерно там, где ротонда, находилась угловая башня», – подсказывает наш гид – хранитель первой категории Старооскольского краеведческого музея Константин Филатов.
Крепость, по словам Константина Викторовича, была деревянной и часто горела. Поэтому нет ничего удивительного в том, что до наших дней сохранились лишь небольшие земляные уступы, которые, предположительно, являются остатками крепостных валов. Один из них располагался в районе кинотеатра «Октябрь». Примерно в этом месте во времена крепости находился Рождественский собор, в котором была знаменитая икона Спаса. Потому и ворота крепости именовались Спасскими.
Недалеко от этого места на небольшой площади, которая много столетий носила название Нижней, стоит ещё одно напоминание о древней истории Старого Оскола – памятник основателям-строителям крепости: воеводе князю Ивану Солнцеву-Засекину, голове Ивану Мясному и подьячему Михаилу Нечаеву.
Обзорная пешеходная экскурсия «по малому кругу» занимает примерно два часа. Основной маршрут проходит по улице Ленина до аптеки Турминского, сворачивает на улицу Пролетарскую и заканчивается в доме-музее епископа Онуфрия.
А вот если идти «по большому кругу»: на набережную через Кампанскую мельницу да ещё завернуть к комплексу зданий земской больницы, – то и трёх часов не хватит.
«Жаль, что мы туда не выходим, потому что это самое главное место в нашем городе, где можно увидеть маленький кусочек старинного Старого Оскола. Сам комплекс земской больницы, которая строилась с 1889 по 1894 год, – в то время составлял шесть зданий. Но когда она стала ЦРБ, то расширялась, захватывая старинные купеческие дома в окрестностях», – рассказывает Константин Викторович.
Но дойти туда пешком от музея – никаких ног не хватит. Тем более что среди экскурсантов есть и пожилые люди, и дети, которые не могут так долго гулять по городу даже под интересный рассказ о его истории.
Купеческая вотчина
Основная часть экскурсии посвящена старооскольскому купечеству. Тем более что об этой странице истории можно не только рассказывать: в Старом Осколе сохранилось немало купеческих домов и строений того времени.
Например, театр размещается в бывшем здании духовного училища.
«Здесь учились сыновья священников по программе четырёхклассной мужской гимназии – готовились к поступлению в духовную семинарию. Но после революции с духовным училищем было, естественно, покончено», – поясняет Константин Викторович.
Впоследствии в здании преимущественно находились учреждения культуры, а в 1996 году здесь открылся театр для детей и молодёжи.
Старооскольский краеведческий музей тоже располагается в историческом строении с башенкой – доме купца Лихушина, построенном в начале XX века.
«Это здание является одним из ярких образцов стиля модерн в нашем городе», – подчёркивает экскурсовод.
Примерно в то же время представители этой купеческой фамилии построили в Старом Осколе маслозавод, который – что удивительно! – до недавнего времени ещё работал.
Сохранилось до наших дней и одно из кирпичных зданий, принадлежащих купцам Игнатовым, которые были знамениты своими роскошными торговыми домами. Константин Викторович открывает папку со старыми фотографиями, которую всегда берёт с собой на экскурсию, и показывает, каким было здание.
«Этот дом считался самым красивым в городе благодаря вот таким «кудряшкам», – подчёркивает экскурсовод, указывая на интересное архитектурное решение фасада.
Ещё одно уцелевшее с тех времён строение когда‑то принадлежало купцам Гребенешниковым, которые владели свечным и кожевенным заводами в Рыльской слободе.
«Здесь на втором этаже они сами жили. А на первом была чайная. В ней в 1902 году старооскольское общество трезвости постановило создать читальню, от которой потом пошла наша центральная районная библиотека», – рассказывает сотрудник краеведческого музея.
А вот следующий по маршруту экскурсии дом купцов Федюшиных знаменит тем, что в нём в начале XX века открылась частная женская гимназия Лидии Бирилёвой.
Бирилёвы, по словам Константина Викторовича, приехали в Старый Оскол в 1909 году. Главу семьи – он был военным инженером – назначили работать на здешнюю железную дорогу. У них были дочери гимназического возраста, но чем‑то Лидии Александровне не понравилась местная гимназия. И она, выпускница Смольного института благородных девиц, говорящая на семи иностранных языках, решила открыть собственную. Денег на постройку у женщины не было, поэтому она арендовала под учреждение купеческий дом.
«Это здание является главным образцом стиля эклектики в нашем городе. Он отличается тем, что при классических пропорциях декор взят из других архитектурных стилей. Например, обратите внимание на эти наличники – они взяты из северорусской деревянной архитектуры и переложены в кирпич. Какая потрясающая кладка, какое мастерство! К сожалению, искусство так укладывать кирпич в наше время утрачено», – вздыхает экскурсовод.
Реставрация и уродство
На главном городском перекрёстке – улиц Ленина и Комсомольской (раньше – Курской и Белгородской) – находится ещё одно старое здание 1880 года постройки – городской Общественный банк. А рядом с ним, чуть ниже, почти такое же знаменитое – в нём располагался старооскольский филиал Русско-азиатского банка.
«Знаменито оно тем, что при закладке фундамента в него были вмонтированы мощные металлические сейфы, которые служили городу верой и правдой всю советскую эпоху», – поясняет Константин Филатов.
Мимо бывших купеческих лавок спускаемся на Нижнюю площадь, хотя официально она называлась Торговой, потому что два раза в неделю – по вторникам и пятницам – здесь собирался старооскольский базар.
«А так как площадь была маленькой и много торгующих не могло разместиться на ней, рынок расползался во все ближайшие переулки. Например, мясные ряды шли по улице Володарского и выходили на Мясницкую. В начале XX века такое положение вещей стало раздражать местных чиновников, и рынок перенесли на Верхнюю площадь», – уточняет экскурсовод.
Делаем крюк в бок, на ту самую улицу Володарского (ранее – Никольскую), чтобы полюбоваться ещё одним образцом старооскольской архитектуры – зданием уездного училища 1870 года постройки. А посмотреть есть на что: потрясающая кирпичная кладка с закруглением на углах – каждый кирпичик подпилен и вставлен куда надо. Константин Викторович совершенно справедливо считает это старое здание самым красивым в городе. Поэтому, поинтересовавшись у прораба, как будет проходить его ремонт, он не может сдержать горестного возгласа:
— Покрасите?! Вы хотите его изуродовать?!
— Ну а что вы хотите? Никуда его красота от этого не денется. У нас все памятники архитектуры стоят покрашенные – и ничего! – возражает тот.
Вот именно, что ничего. В смысле – ничего хорошего для здания после такого ремонта не будет. Ведь его нужно реставрировать и заниматься этим должны профессионалы своего дела. Но, увы, такая работа стоит очень дорого.
Хотя, например, зданию, где размещалась аптека Турминского, в этом плане повезло. Открыл её местный провизор в 1912 году, и проработала она до 1924-го. Потом в здании размещался аптечный склад, жили приезжие геологи и работники расположенного рядом СИЗО, пока в 2009 году по нему не было принято решение по программе о расселении ветхого и аварийного жилья.
«Последнего жильца отселили в 2012 году, и после этого здание стало быстро превращаться в руины. Но потом пригласили реставраторов и те попросили разрешения снять со стен штукатурку, чтобы увидеть, как уложены кирпичи, и восстановить кладку. А после решили снова эту красоту не штукатурить. И теперь это одно из красивейших зданий в городе», – радуется Константин Викторович.
Город, которого нет
Рядом с обновлённым зданием аптеки Турминского могло бы стоять и другое, не менее, а может, и более знаменитое. По иронии судьбы, оно погибло в результате неудачной попытки реставрации. Сейчас от дома купца Кобзева, который местные старожилы называли «капризом Маргариты», осталась лишь часть стенки. Снова в ход идёт волшебная папка – наш экскурсовод показывает фото красивейшего домика, построенного купцом для своей дочери Маргариты Михайловны. Именно в этом здании состоялось одно из первых выступлений скрипача Михаила Эрденко, которому покровительствовала хозяйка дома.
Увы, в Старом Осколе ушло в небытие множество зданий, о красоте которых мы можем судить лишь по скудным описаниям и чудом сохранившимся расплывчатым фотографиям. И среди них – множество храмов. Например, величественная Благовещенско-Михайловская церковь, на месте которой сейчас находится Сбербанк.
«Под ней были глубокие подвалы, от которых в разные стороны расходились подземные ходы. Самый знаменитый вёл к зданию духовного училища – их подвалы были соединены», – рассказывает наш экскурсовод.
Исчезла с лица земли и Успенская церковь. Когда‑то она была частью Успенского женского монастыря, который расформировали по указу Екатерины II. Но церковь достроили, и она даже дала название улице, которая шла там, где сейчас находится проходная механического завода. И если спуститься ниже, на той же Успенской улице находилось здание земской управы.
В 30-е годы разрушили и здание Николаевской церкви на бывшей Никольской улице (ныне – Володарского), хотя её руины сохранялись ещё во времена немецкой оккупации. Канули в небытие и ближайшие к ней дома купцов и мещан.
Железорудный край
Ещё одна страница истории Старого Оскола связана с его промышленным развитием. Из центра города видны терриконы карьера, а самые молодые его микрорайоны возникли в связи с разработкой залежей железной руды. К слову, в апреле текущего года исполнилось ровно 100 лет с тех пор, как был добыт первый её керн на Курской магнитной аномалии. В Старом Осколе сохранилось два здания, связанных с промышленной историей города: дом, в котором заседала особая комиссия по исследованию КМА, и домик, в котором жил возглавлявший её Иван Михайлович Губкин.
«Принадлежал он Марии Григорьевне Багровой. Сами Багровы жили на первом этаже. А Губкин арендовал весь второй. Приезжал он наездами, но хранил здесь самое дорогое и ценное – геолого-разведочное оборудование», – поясняет Константин Филатов.
Увы, сейчас домик находится в плачевном состоянии, и краеведческий музей только мечтает о том, чтобы превратить его в дом-музей Губкина.
«В прошлом году прошла новость, что потомки Ивана Михайловича передали какому‑то музею мебель из его рабочего кабинета. Я тогда подумал: ай, не нам досталась! А могла бы здесь стоять!» – вздыхает Константин Викторович.
Как память о тех временах остались в Старом Осколе и корпуса механического завода. Заработал он в 1930 году, но возник не на пустом месте, а на базе механических мастерских по ремонту сельхозтехники. А их предшественниками были кузницы при земской управе.
Механический завод в своё время стал градообразующим предприятием Старого Оскола. Он производил геолого-разведочное и горнодобывающее оборудование, в частности, те самые буровые коронки, отсутствие которых мешало в своё время обнаружить запасы глубокозалегающих железных руд в здешних недрах.
«Меня радует, как перестроена и переосмыслена территория мехзавода. Промышленные корпуса сносить не стали, а нашли им другое предназначение. Таким образом исторический облик этой части города сохранился», – поясняет Константин Филатов.
Работать с историей
Вот так, шаг за шагом, и прошли мы историю Старого Оскола от момента его возникновения до наших дней. Если бы его улицы и дома умели говорить – сколько бы ещё историй они рассказали о себе! Но многие из них исчезли и замолчали навеки. Поэтому сотрудники краеведческого музея привлекают внимание к судьбе оставшихся строений в надежде сохранить часть городской старины. И небезуспешно. Третий год реализуется проект пешеходных экскурсий, который придумала и курирует заведующая проектного отдела музея Алёна Рубежанская. В тёплое время года по воскресеньям сотрудники музея устраивают пешеходные экскурсии для горожан и гостей города. И порой не по одному разу. Популярность этих познавательных прогулок только растёт: каждая собирает по несколько десятков человек.
«Люди приходят самого разного возраста. Семьи с детьми, много пенсионеров», – подтверждает Константин Викторович.
«Горожане приводят на наши экскурсии своих родственников, которые приехали к ним в гости. А в последнее время я заметила, что много молодёжи приходит», – подчёркивает Алёна Рубежанская.
В прошлом году артисты ЦКР «Горняк» дополнили рассказ экскурсовода небольшими театрализованными сценками по пути следования.
«Слава богу, у нас есть материал для экскурсий – в центре города сохранилось много старых домов. Так что мы продолжим доставать историю и работать с ней», – подытоживает Алёна Александровна.
Тамара Акиньшина