Как 4-летние дети получают удовольствие от того, что придумали сами
«Россияночка» открылась в 2015 году. Казалось бы, прошло совсем немного времени, но садик уже успел стать одним из лучших дошкольных учреждений региона
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В 2019-м он заслужил звание абсолютного победителя областного конкурса «Детский сад года». Последние несколько месяцев принесли учреждению ещё ряд значимых побед. «Белгородская правда» отправилась в Чернянку, чтобы узнать обо всём поподробнее.
Проектная доска
«Недавно мы отмечали 8-летие. Когда этот детский сад в микрорайоне ещё не построили, в Чернянке была очередь в дошкольные учреждения. Но теперь эта проблема решена, и в садике сейчас даже есть свободные места. У нас работает шесть групп, одна – компенсирующей направленности, туда ходят детки с ОВЗ, тяжёлыми нарушениями речи. В штате есть музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог. В этом году мы ввели ставку социального педагога. Средний возраст наших воспитателей – 38 лет», – рассказывает заведующая детским садом «Россияночка» Светлана Гребенкина.
Светлана Ивановна – мудрый и энергичный руководитель. Она не устаёт мотивировать воспитателей на новые свершения, в каждом подмечает талант. Кому‑то скажет: «У тебя такие интересные идеи. Попробуй поучаствовать вот в том конкурсе». Другому с высоты богатого профессионального опыта посоветует: «Тебе уже скучно быть помощником воспитателя. Получай образование. С такими задатками сама станешь отличным педагогом!» Так потом и выходит.
Детский сад для многих специалистов становится площадкой личного роста и профессионального становления. Один из примеров – Анастасия Семененко, которая в этом году победила на областном этапе конкурса «Воспитатель года России – 2023», а на всероссийском уровне вошла в число 15 лучших педагогов.
Более восьми лет назад Анастасия обратилась в центр занятости, где ей предложили должность воспитателя в саду, который на тот момент ещё не был достроен. Она согласилась. Через несколько дней раздался звонок: предлагали вакансию в другом детском саду, куда можно было отправиться работать уже в ближайшие дни. «Но я же пообещала, что приду в «Россияночку». Слово надо держать», – подумала она и отказалась.
Анастасия уверена, что тогда сделала правильный выбор. Будучи мамой троих детей, Семененко быстро нашла подход к своим воспитанникам. Помогло и образование психолога. В этом году педагог представила садик на конкурсе «Воспитатель года России – 2023», победила на муниципальном и региональном этапах, а затем отправилась на всероссийский, который в этот раз проходил в Волгограде.
«Я презентовала идею поддержки детской инициативы посредством проектной доски. Проектная доска – это пространство для творчества. С помощью неё мы с детьми планируем свою деятельность, реализуем те цели и задачи, которые вместе выдвигаем, – объясняет Анастасия. – Сейчас я вам всё покажу наглядно».
Когда мы были в детском саду, ребята готовились к празднованию Дня матери. Дети решили, что хотят устроить чаепитие.
«Алина нарисовала то, что нам понадобится: посуду, фрукты, вкусняшки… А Настя разработала план, как мы украсим группу. Решили, что надуем шарики, повесим ангелочков. Каждую идею, которую выдвигает ребёнок, мы обязательно запечатлеваем на доске под его именем. То, что сделали, отмечаем галочками», – показывает воспитатель.
Мысль о проектной доске пришла к ней в ходе наблюдения за детьми, которые каждый день генерируют десятки интересный идей. Захотелось их поддержать, показать, что предложения значимы и совместными усилиями можно всё это реализовать. Ребёнок получает удовольствие от того, что он что‑то придумал и сделал, у него растёт уверенность в собственных силах. А ещё это готовит его к школе, ведь детсадовец становится самостоятельным, учится планировать свою деятельность.
В Волгограде Анастасия вместе с другими педагогами презентовала свою идею, провела занятия по заранее подготовленной теме и мастер-класс. В итоге оказалась среди 15 лучших воспитателей.
«Было очень приятно получить такое одобрение жюри. Я много чего почерпнула, что уже применяю в работе. Вообще профессия воспитателя меняется, растет её роль в обществе. Общественность сейчас повернулась к дошкольному образованию. Проходят конкурсы, фестивали… Люди хотят знать, чем мы занимаемся, как проходит воспитательно-образовательный процесс. Сегодня воспитатель – это универсальный специалист, который владеет информационными технологиями, навыками сценического выступления и театрального мастерства, а ещё умеет работать с научной литературой, чтобы найти обоснование выбранным методам. То, что будет вложено в сердца и души наших детей сейчас, обязательно даст плоды в дальнейшем», – уверена Анастасия Семененко.
Сказки о дружбе и взаимовыручке
В этом году детский сад поучаствовал и во Всероссийском конкурсе «Бабушкины сказки», который проходил в рамках акции «Ценности будущего в традициях народной культуры», и стал победителем его регионального этапа. Педагоги еженедельно готовили занятия, видеоролики, презентации. Активно подключились к процессу и родители, вместе с детьми они придумывали сказки.
«Наша группа, как и весь детский сад, участвовала в этой акции. Мы прочитали русские народные и башкирские сказки. Кстати, в них есть сходство. И там и там говорится, например, о дружбе, о взаимовыручке… С ребятами мы решили инсценировать сказку «Заяц-хваста». Хотите, покажем?» – предлагает воспитатель Алла Притулина.
Дети тут же с помощью костюмов преображаются в сказочных героев: зайцев, ворону, собачек… Алла Алексеевна включает магнитофон, из которого раздаётся записанная её голосом история.
А ребята разыгрывают происходящие события. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи!» – хвастается зайчик. Но получает выговор от вороны и решает исправиться. А позже спасает её от собак. «Теперь ты не хвастун, а храбрец!» – замечает птица.
Приняли участие в акции и самые маленькие воспитанники детского сада.
«Сказки сами по себе – это клад. А проект основан ещё и на взаимодействии культур. Это очень интересно, – отмечает воспитатель Виктория Маймуренко. – У нас во время проведения акции в группе были детки раннего возраста, сочинять ещё не могли, но тоже хотели как‑то поучаствовать. Поэтому мы преобразовали «Репку». Там деду и бабе помогали внучка и животные. А мы решили помочь и этим отзывчивым четвероногим. Ведь, например, у собачки много друзей, которым негде жить».
«Ребята, пойдёмте, сделаем для них домики!» – приглашает Виктория Петровна, и малыши устремляются строить их из конструктора, а затем воспитатель разыгрывает перед ними «Репку» с помощью кукольного театра.
Ещё одна инициатива, которую Виктория Маймуренко и её напарница Александра Фалалеева реализовали в своей группе, была отмечена на федеральном уровне. Это семейный клуб «Тарарам».
«В первую очередь за воспитание детей отвечают родители. И мы решили наладить активную работу с ними. Организовали семейный клуб, придумывали игровые приёмы, а родители находили время позаниматься с детьми и снять это всё на видео. С нетерпением ждали новых заданий: вместе рисовали, лепили, строили…» – рассказала Виктория Петровна.
Родительский патруль
В 2023 году отличилась и воспитатель Валентина Малахова. Она стала победителем на региональном конкурсе «Зелёный огонёк», посвящённом профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
«Мы постоянно изучаем с ребятами Правила дорожного движения, но я захотела привлечь к процессу родителей и повысить их активность. По результатам диагностики на начальном этапе мы увидели всего 30 % родительской заинтересованности, а в конце нашего опыта «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнёрство с семьёй» – уже все 100 %», – отмечает Валентина Сергеевна.
В работе с мамами и папами она использовала разнообразные творческие инновационные подходы. А родители могли самостоятельно подбирать методы работы дома и потом на собрании делиться своим опытом с остальными. Сотрудники ОГИБДД ОМВД России по Чернянскому району не только приходили на просветительские встречи с детьми, но и давали консультации для мам и пап, часть из которых позже решили поучаствовать в работе «Родительского патруля».
Теперь они контролируют ношение светоотражающих элементов, проверяют наличие детских кресел в автомобилях и правильность их использования. А с каким интересом делали всей семьёй лэпбуки – специальные пособия по безопасности дорожного движения! Подбирали для них разные материалы: дорожные знаки, раскраски, стихи и загадки. А ещё создали тематические сказки собственного сочинения.
Родители с детьми соорудили и красочный макет улицы. Дома, цветы, автомобили, человечки… Передвигая предметы, ребята не просто играют, а усваивают важные понятия: «дорога», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеходный переход»… Поэтому и на вопросы воспитателя о цветах светофора и переходе проезжей части отвечают бойко и без проблем.
«Самое главное – мы добились, что теперь дети могут предвидеть опасные ситуации и обходить их. Но основной пример для них, конечно, родители. Если они соблюдают Правила дорожного движения, то и ребята тоже», – отмечает Валентина Малахова.
Музей и сенсорная комната
«Россияночка» поражает и своим необыкновенно уютным интерьером. На стенах в коридорах «поселились» сказочные звери, все группы очень яркие, с неповторимыми элементами оформления.
«Придумывали сами и всё делали своими руками. Никого не нанимали», – рассказывает Светлана Гребенкина.
Помимо спортивного и музыкального залов, сенсорной комнаты и живого уголка, здесь есть, например, мини-библиотека. А небольшое подсобное помещение превратили в «Русскую избу», где ребята могут познакомиться со старинным бытом, узнать о традициях. В оформлении очень помогли родители. Кто‑то принёс прялку, кто‑то – тканые дорожки… Так получилось уютное пространство, где дети очень любят проводить время и устраивать чаепития.
«Недавно в нашем саду прошёл муниципальный фестиваль «Юный финансист». Он стал заключительной точкой проекта по формированию финансовой грамотности дошкольников. Было очень познавательно и захватывающе», – вспоминает заведующая.
В раздевалках групп очень много удивительных детских поделок. Есть в садике и анимационная студия, и свой театр. Современные технологии тоже используют. Телевизоры в каждой группе позволяют показывать презентации и познавательные видеоролики. Подготовительная группа садика участвует в региональном проекте «Алгоритмика».
На стенах коридоров можно встретить познавательные плакаты и бизиборды. Есть даже специальное место для рисования. Любой ребёнок может прийти сюда и изобразить на стене то, что пожелает.
«Развивающая среда должна быть не только в группе, но и по всему детскому саду, – уверена Светлана Гребенкина. – Очень важно давать детям свободу для творчества и место выражения своих идей. Это всё у нас есть».
Анна Черкашина