Особо охраняемая территория. Чем занимаются белгородские лесничества
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Лесное хозяйство – особое подразделение среди ресурсов государственного значения. Работа в нём зачастую рутинная, нескончаемая. Нет в ней каникул и выходных, сезонных перерывов. О том, в чём она заключается, в частности в осенний период, рассказывает замдиректора Яковлевского лесничества Андрей Скирденко.
Под контролем
Место для встречи Андрей Павлович назначил красивейшее – парк Маршалково в Строителе, который хоть и значится городским местом отдыха, является вотчиной лесничества.
«Парк Маршалково на самом деле лесное урочище, относится к гослесфонду, это особо охраняемая территория, которая находится в бессрочном пользовании муниципалитета», – поясняет замдиректора.
Всего же в ведении Яковлевского лесничества более 8,9 тыс. га насаждений, рассеянных по всему округу, что затрудняет контроль.
При входе в парк замечаем красные метки-цифры на некоторых деревьях.
«Эти знаки на стволах оставляют лесопатологи воронежского центра защиты леса, которых муниципалитет периодически привлекает для обследований урочища, – рассказывает Андрей Скирденко. – Они помечают усохшие, больные, аварийно опасные деревья. Назначают удаление, а также уборку неликвидной древесины – валежника, поваленных ветром стволов. После этого утверждается акт, и лесничество даёт добро на выпилку деревьев. Проводится она под нашим контролем».
Описываем эти подробности, чтобы было понятно, что на каждый шаг в лесных делах – свой документ и обоснование.
По намеченным маршрутам
Регламентируется и выполнение годового плана государственного задания, согласно которому лесничество следит за соблюдением противопожарных мер, занимается лесовосстановлением и лесоразведением. С весны до осени, когда объявляется противопожарный режим, инспекторы объезжают территории, проверяя, опаханы ли и очищены ли от растительности поля, участки частных домовладений, примыкающие к лесам (по нормативам должны убираться на расстоянии 10 м). Нарушителей предупреждают, штрафуют.
Привлекают к ответственности и тех, кто выбрасывает в леса мусор, жидкие отходы, разжигает костры или въезжает на автотранспорте, в том числе в местах, где путь преграждают шлагбаумы. И сами ставят шлагбаумы – минимум шесть в год.
Обнаруживают нетоварищей леса инспекторы лично или же с помощью фотоловушек.
«Объективно говоря, в этом году число таких желающих не снизилось: в 2021-м зафиксировано 15 нарушений, в прошлом – 36, в этом столько же», – уточняет Андрей Скирденко, отмечая, что люди стали ходить в леса меньше – проторённые дороги основательно заросли.
А вот инспекторы как проверяли лесные угодья, так и ездят по намеченным маршрутам – такая работа.
Осенью лесничество отрабатывает миссию восстановления лесов: общими усилиями собирает жёлуди.
«План мы уже выполнили – 400 положенных кг заготовили. Зимой же, когда закончится процесс вегетации, займёмся семенами сосны. Работу эту ведём совместно с членами школьного лесничества, станцией юннатов, волонтёрами. Семена передаём в лесхозы, где из них получат саженцы», – поясняет лесничий.
Вот такие, казалось бы, обыденные вещи и позволяют поддерживать леса в надлежащем состоянии. Остаётся только пожелать, чтобы все наши сограждане понимали их ценность и ту простую истину, что зелёный покров области нужно беречь не только по долгу профессии, но и по зову совести.
Ольга Бондарева