Достоевский в куклах. В белгородском театре кукол показали «Преступление и наказание»
Премьерный спектакль в постановке режиссёра Александра Борока приглашает зрителей старше 16 лет погрузиться в мир бессмертного романа Фёдора Михайловича
-
Статья
-
Статья
Известно, что над «Преступлением и наказанием» Достоевский работал в течение года. Чуть меньше времени – около 8 месяцев – понадобилось заслуженному артисту РФ, лауреату Национальной театральной премии «Золотая маска», главному режиссёру Челябинского театра кукол им. Вольховского Александру Бороку на то, чтобы написать сценическую версию романа.
Ещё месяц напряжённой работы – с освоением непростого материала, присвоением разнообразных характеров героев и кукол, настройкой на безукоризненно слаженное взаимодействие за ширмой – заняла сама постановка. И, наконец, на прошлой неделе состоялась премьера спектакля, который можно назвать своего рода экспериментом для Белгородского государственного театра кукол.
Своё прочтение
С этим соглашается его художественный руководитель – заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Репина.
«Наш театр кукол экспериментирует: раз в сезон мы себе это позволяем. А здесь Достоевский, да ещё и в куклах – это такой серьёзный материал. И переработать роман в 700 страниц в пьесу – конечно, весьма сложная задача. Поэтому мы пригласили для работы ведущих мастеров театра кукол», – пояснила она.
Кроме Александра Борока, уже знакомого белгородскому зрителю по премьере прошлого сезона – «Чайке» с кукольным лицом, – над спектаклем работали художник-постановщик из Санкт-Петербурга, обладатель премии «Золотая маска» Захар Давыдов, композитор Андрей Занога и видеохудожник Юлия Михеева из Москвы.
Очередная премьера, рассчитанная на молодёжную зрительскую аудиторию, – это часть планомерной работы над тем, чтобы заполнить разрыв между возрастными категориями спектаклей театра кукол и драматического театра.
«Безусловно, этот спектакль будет интересен нашим школьникам, которые изучают творчество Достоевского. Материал весьма сложный, и если посредством нашего вида искусств мы вызовем у них интерес ещё раз обратиться к Достоевскому, к этому великому автору, то будем весьма рады», – рассказала Наталья Репина.
Наталья Мефодиевна надеется, что зрительская аудитория спектакля, как и остальных постановок театра для взрослых, не ограничится только школьниками.
«От 16 до 96 лет», – шутливо обозначает Репина возрастную категорию «Преступления и наказания».
Одним словом, театр кукол подготовил для зрителей своё прочтение масштабного социально-психологического и социально-философского романа. Подготовительная работа шла на протяжении восьми месяцев, ещё за месяц постановка обрела своё воплощение.
«В течение двух недель режиссёр-постановщик работал над текстом и давал понять, как актёр должен воспринять ту или иную роль, как он должен её озвучить, как он должен вести куклу. Вы увидите, насколько куклы, которые использованы в спектакле, отражают характеры персонажей», – пояснила худрук театра.
На сцене в этой постановке только куклы нескольких систем: планшетные, тростевые, теневые – живого плана нет, то есть никого из артистов зритель не увидит. А за ширмой в спектакле занята практически вся труппа театра.
«Надо отдать должное нашей труппе, что справились с таким сложнейшим материалом. Не буду предвкушать, уважаемые зрители, придите и посмотрите. Я надеюсь, что этот спектакль вызовет интерес у нашей публики», – отметила Наталья Репина.
Не нарушая мир Достоевского
Авторы постановки очень бережно обошлись с текстом романа и постарались сохранить и раскрыть в сценической версии все его сюжетные линии. Важно было не нарушить замысел Достоевского и созданный им в романе мир, подчеркнула Наталья Репина.
Если Достоевский в окончательной версии романа отказался от идеи вести повествование от первого лица, то в «Преступлении и наказании» в версии театра кукол – это рассказ Родиона Раскольникова о совершённом им убийстве и о том, что ему предшествовало и последовало за ним.
А слушателем его становятся не кто иной, как сам Фёдор Михайлович.
Место действия – каторга, на которую отправился за совершённое преступление Раскольников и к которой был приговорён в 1849 году сам писатель. Обозначает его и сам Достоевский (озвучил его артист Павел Роднин), и художник-постановщик Захар Давыдов. Его же усилиями схематично, условно воссозданы в спектакле петербургские места из романа.
…Раскольников (в этой роли задействован артист Максим Гольянов) задаётся мучившим его вопросом: «Смогу ли я переступить или не смогу!.. Тварь ли я дрожащая или право имею?» – и признаёт свою вину, получает наказание за совершённое преступление и клеймо «Убивец!» от каторжан. Того, как изменит его пребывание в застенках, зритель не увидит.
Максим Гольянов после спектакля признался: Родион Раскольников для него – роль на сопротивление.
«Для меня его позиция неправильная абсолютно. Я считаю, что каким бы человек ни был, он не имеет права распоряжаться чужой жизнью: не он её создал, не ему решать её судьбу, – рассказал Максим. – Я всё‑таки думаю, что в нашем спектакле он раскаялся, не зря он рассказывает свою историю Достоевскому».
По словам Максима, вжиться в роль ему помогла тщательная проработка текста с режиссёром. При этом, по задумке Александра Борока, главное действующее лицо спектакля, он чаще озвучивает куклу своего персонажа, чем управляет ей.
«Из 100 % времени спектакля я работаю куклой, наверное, 15 %. В остальное время ей работают другие актёры. На большой кукле, которая лежала на втором ярусе, работает лишь одна артистка (Валерия Ахламова – прим. авт.). Во‑первых, мне нужно в неё попасть голосом, а во‑вторых, ей нужно в меня попасть. И это тяжело, и это, наверное, самое сложное, чтобы было за всю постановку», – поделился Максим.
Голосом Павла Роднина в спектакле, кроме Достоевского, говорят Мармеладов, Лужин, Порфирий Петрович, Свидригайлов и Илья Петрович.
«Да, это может быть неудобно: у меня одна энергетика, у артиста, который водит эту куклу, – другая, – рассказал Павел. – Но у нас там есть одна небольшая хитрость: камера установлена в зале, и мы с Максимом, как в телевизоре смотрим на то, что ребята делают, чтобы не начать раньше текст. Такая задумка режиссёра, когда все заняты и все меняют кукол (того же Родиона несколько человек во время спектакля подхватывают, кто свободен) – вроде бы у нас получилась».
По словам Павла Роднина, работать в спектаклях практически только голосом ему приходилось нечасто. Поэтому он соглашается с тем, что «Преступление и наказание» и для него самого стало в каком‑то роде экспериментом.
«Чехов, Гоголь, теперь Достоевский… Театр кукол, как пластилин, разноплановый, здесь можно всё, что угодно. Видите, сколько у нас Родионов? Не один, как в драматическом театре, а три-четыре», – отметил Роднин.
Премьера белгородских кукольников вошла в число спектаклей, доступных по Пушкинской карте.
Узнать подробнее об афише и репертуаре театра кукол можно на его официальном сайте.
Спектакль «Преступление и наказание» поставили при поддержке федерального партийного проекта «Культура малой Родины» по направлению «Театры – детям».
Оксана Придворева