На завершающем этапе битвы за Кавказ
За что трёх лётчиков-белгородцев удостоили звания Героя Советского Союза
-
Юрий Коннов
-
Белгородская правда
-
Юрий Коннов
-
Белгородская правда
Октябрь 1943 года отмечен в истории Великой Отечественной войны тем, что с освобождением Таманского полуострова завершилось одно из продолжительных и масштабных сражений той войны – битва за Кавказ, которая стала второй по продолжительности в Великой Отечественной войне после 900-дневной обороны Ленинграда.
В кабине пилота – земляки
Битва включала множество разноплановых операций, в том числе и по завоеванию нашей авиацией господства в воздухе. В ходе нашего контрнаступления (второй этап битвы за Кавказ) в апреле – июне над плацдармом немецких войск в низовьях реки Кубань, Таманским полуостровом и Новороссийском в воздухе шли крупномасштабные сражения. Мы часто произносим «крупномасштабные» на автомате, не задумываясь о том, что за этим стоит. В тех боях с обеих сторон участвовало более 2000 самолётов. Если их выстроить на земле, то территория не вмес-тится в поле нашего зрения ни слева, ни справа и уйдёт далёко за линию горизонта. Это с земли самолёт кажется маленьким, а на самом деле он больше любого танка той войны, тех же Т-34, которые во множестве стоят на постаментах в нашей области. В воздушных боях в небе Кубани в отдельные дни участвовало до 100 самолётов одновременно, а сами бои длились по нескольку часов. При этом постоянно происходила смена самолётов. Одни, расстреляв боезапас и выработав горючее, уходили, а их место в карусели боя занимали свежие самолёты.
Участвовали в тех боях и наши земляки, уроженцы населённых пунктов всех районов Белгородчины. Не осталась в стороне и воздушная битва на Кубани. Ивана Горбунова, Николая Калинина, Алексея Маснева объединяет то, что родились они соответственно в Старооскольском, Волоконовском и Красненском районах нынешней Белгородской области, а в годы Великой Отечественной войны воевали в авиационных полках в составе 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта, участвовавшего в битве за Кавказ. Все трое за участие в воздушных боях на Кубани были удостоены звания Героя Советского Союза.
За господство в воздухе
В августе 1942 года после многочисленных рапортов лётчику-инструктору Ивану Горбунову удалось попасть на фронт в 8-й истребительный авиаполк на должность заместителя командира эскадрильи. Летал он на истребителе Як-1. В этом же августе Горбунов был награждён орденом Красного Знамени не за сбитые самолёты, а за участие в штурмовке позиций гитлеровцев, в которых уничтожил 14 автомашин с грузами, 3 бензовоза и до 30 солдат и офицеров противника.
В феврале 1943 года за успехи в предыдущих боях полк был преобразован в 42-й гвардейский истребительный авиаполк, а Иван Горбунов добился своих первых побед в воздушных боях. 8 февраля в районе станицы Тимашевской его жертвой стал курьерский «фокке-вульф».
14 марта в районе Темрюка противник проверил на живучесть и самолёт Горбунова. Увлёкшись картиной падения сбитого им самолёта, Иван не заметил немецкий истребитель в хвосте и был подбит, почувствовал острую боль и на мгновение потерял сознание. Придя в себя, понял, что ранен, правая рука не слушалась, в кабине пахло дымом. Но он находился над вражеской территорией и принял решение тянуть к своим. Горбунову стоило больших усилий выдерживать нужный курс. Слезящимися глазами искал на земле площадку. Когда остановился мотор, он уже приметил полоску ровного поля сразу же за окопами переднего края и посадил свой Як, а затем, превозмогая боль в руке, сам его и потушил.
После излечения гвардии старший лейтенант Иван Горбунов вернулся в родной авиаполк и к июлю 1943 года совершил 113 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 3 самолёта противника. В соответствии со всеми положениями наградные документы ушли по инстанции, и 2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, он был удостоен звания Героя Советского Союза. В дальнейшем воевал до Победы, продолжил служить в ВВС, принял участие в Корейской войне, летал на истребителе «МиГ-15бис», 29 июня 1953 года самолёт Горбунова был подбит. Лётчик катапультировался, но при спуске на парашюте был расстрелян американскими лётчиками. От полученных смертельных ранений скончался сразу после приземления. Похоронен на кладбище в городе Уссурийске Приморского края.
Уроженец Волоконовского района Николай Калинин в 1941 году окончил Краснодарское военное авиационное училище. Был оставлен в училище инструктором, но после многочисленных рапортов в мае 1943 года направлен на фронт в 210-й штурмовой авиаполк 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта.
17 сентября во время боевого вылета в окрестностях Темрюка Николай совершил беспримерный подвиг. Был подбит самолёт командира эскадрильи старшего лейтенанта Григория Сивкова, которому удалось посадить самолёт, но на территории, занятой противником. Несколько раз Калинин старался посадить свой штурмовик рядом и только с восьмой попытки это удалось. Удалось ему и взлететь, тем самым спасти Сивкова и его стрелка-радиста от плена.
27 сентября опять в районе Темрюка у станицы Голубицкой огнём зенитной артиллерии самолёт Николая Никитовича был сбит. За время своего участия в боях Калинин совершил 23 боевых вылета. Впоследствии прах экипажа был захоронен на выезде из станицы Голубицкой, на могиле установлен памятник.
4 февраля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Николай Калинин был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно.
В честь него названа улица в Темрюке и школа на его родине, а возле школы установлен бюст Героя.
Мечтал о небе
Когда в ноябре 1937 года у Алексея Маснева подошёл срок служить в Красной армии, он попросил в военкомате направить его в школу лётчиков. Через год, окончив Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, младший лейтенант Маснев стал лётчиком-истребителем. Сначала служил в Забайкальском военном округе, затем в Ленинградском. Участвовал в боевых действиях Советско-финляндской войны с 1 февраля по 13 марта 1940 года. Летал на И-16, но воздушных побед не имел.
В Великой Отечественной войне участвовал с самого начала. Свою первую победу одержал 22 июня 1941 года, отражая налёт немецких бомбардировщиков на аэродром Черновцы. К началу войны и в ходебоевых действий освоил новейшие истребители МиГ-3 и ЛаГГ-3, затем в 1942 году и ЛА-5.
В июне 1942 года старший лейтенант Алексей Маснев был направлен заместителем командира эскадрильи
в 13-й истребительный авиационный полк 4-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. В декабре 1942 го-да назначен командиром эскадрильи. К маю 1943 года Маснев совершил около 230 боевых вылетов, сбил лично 10 самолётов противника и 7 самолётов в группе.
Нередко Алексей с боевыми товарищами попадал в тяжёлые ситуации и с честью выходил из них. 21 апреля 1943 года эскадрилья капитана Маснева по вызову станции наведения стартовала с аэродрома Геленджика на перехват бомбардировщиков, рвавшихся к Малой земле. В полёте небо было чистое и видимость идеальная. Вскоре наши лётчики заметили 20 бомбардировщиков в сопровождении 8 истребителей против 9 советских Ла-5. Алексей отдал приказ атаковать бомбардировщики одновременно, врезавшись в их боевой порядок.
Командир эскадрильи в первые же секунды сбил ведущий самолёт, а затем один из истребителей прикрытия. В скоротечном бою наши лётчики сбили пять вражеских самолётов, а сами вернулись на аэродром без потерь. Бомбардировщики противника сбросили бомбы в море.
В одном из боевых вылетов в конце апреля 1943 года жизнь Алексея буквально висела на волоске. Его самолёт был подбит над морем в районе Новороссийска. Дотянуть до берега не удалось. Будучи тяжело раненным, покинул горящий самолёт и приводнился в Чёрное море, где был подобран бронекатером и переправлен в Геленджикский госпиталь. После излечения вернулся в родной полк.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». А 25 августа его полк сменил «несчастливое» число, так как был преобразован в 111-й гвардейский авиационный полк, капитан Маснев стал гвардии капитаном.
Алексей прошёл всеми дорогами войны до Победы, которую встретил в Праге. После окончания войны продолжал службу в ВВС, но недолго. По состоянию здоровья в декабре 1948 года ушёл в запас. Жил и работал в Краснодаре. Умер 10 октября 1979 года, похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
В 1986 году на доме, где родился Алексей Николаевич, установили мемориальную доску. 7 февраля 2001 года Готовской средней школе присвоено имя Героя, в 2005 году в фойе школы установлен бюст Героя.
Такова краткая история боевого пути и подвигов трёх наших земляков в битве за Кавказ.
Фото из фондов ГАНИБО