В Белгородском районе прошёл праздник живой истории «Ратное дело на Белгородской черте»
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
По сложившейся традиции в сентябре сотни зрителей и участников собрались в историческом парке «Белгородская черта» близ деревни Большие Кульбаки на праздник, посвящённый истории русского ратного дела. Побывали там и корреспонденты «Белгородской правды».
Стать драгуном
Исторический парк «Белгородская черта» давно знаком белгородцам. Это огромная площадка для познавательно-активного отдыха за городом. Здесь постоянно проходят экскурсии, квесты, реконструкции исторических сражений. Предлагаются развлечения: старинная игротека, чеканка монет, лучный тир… У подножия остатков настоящего вала 400-летней Белгородской черты каждый может стать стрельцом, пикинёром, драгуном или казаком.
Но праздник «Ратное дело на Белгородской черте» – это кульминация всей деятельности исторического парка за весь год. Его цель – рассказать о значении Белгородской оборонительной черты в деле защиты южных рубежей России.
Организаторы действа, Екатерина Зимина и Владимир Жигалов из исторического общества «Ратник», встречают гостей, что называется, на пороге – прямо у входных ворот.
«В этом году наш праздник особенно увлекателен, так как мы решили изменить традиционный формат его проведения, – рассказывает Екатерина. – Мы посвятили его ратной истории России не только XVII века, но и других эпох, вплоть до Великой Отечественной и Афганской войн. Каждую из них представили на отдельной площадке, со своими экспонатами и активностями».
Акцент сделан на экскурсионной программе. Желающие собираются в группы и вместе с экскурсоводом ходят по площадкам. Продолжительность экскурсии – около двух часов, после чего каждый развлекается на свой лад, тем более что для этого парк предлагает немало возможностей.
Птичка-солонка
На «Ремесленном посаде» расположились мастера, рукодельники. Житель соседнего Драгунского Николай Чайкин выставил плетёные изделия из старинного материала – бересты. Это ремесло он освоил по книгам. Подробные иллюстрированные издания про бересту публиковались, по его словам, и в советский период.
«Слово «береста» все слышали, но мало кто, особенно из детей, может объяснить, что это такое, – говорит Николай Михайлович. – Это верхний край берёзовой коры. Его снимают лишь на протяжении двух месяцев в году – в мае и июне. То, что под берестой – луб, лубяные волокна, из которых идёт сок. Его не трогаем. И береста будет нарастать вновь, дерево не пропадает. А если дерево уже пропало, с него тоже можно снимать бересту. Она будет чуток потемнее».
Мастер показывает плетёную солонку в виде птички. В зависимости от размеров в таких можно хранить сахар, крупы, зерно. Уверяет: сделано надёжно, ничего не просыплется.
Владимир Тарасов и Игорь Куканов – мастера по дереву, члены Союза ремесленников. Их изделия – деревянные игрушки, головоломки, свистки и свистульки, предметы домашнего обихода. Куканов – народный мастер Белгородской области. Он выставил резное крестьянское подворье в миниатюре.
«Всем, особенно молодому поколению, нужно помнить, откуда мы родом, откуда наши деды и прадеды, – уверен мастер. – Также наше ремесло символизирует любовь к природе, к натуральному материалу».
Известные в области завсегдатаи всех народных праздников Василий и Ольга Алехины из новооскольского цела Тростенец показывают предметы крестьянского обихода, ткани и рушники с различными узорами. Всем желающим объясняют их назначение и смысл. Проводят интерактивы и мастер-классы, на самом простом из которых дети лущат кукурузу. Так, как делали это их прабабушки.
«На селе были рукодельники и додельники, – рассказывает Василий Алехин. – Додельник – человек, у которого всё правильно сделано, крепко, добротно. Словом, хороший, «додельный» хозяин, всё у него доделано с душой. А рукодельник – это просто мастер, который занимается процессом».
Предвестники казачества
На импровизированной спортплощадке желающие мечут в мишени ножи, топоры, копья. Это известный белгородский силач Ярослав Крупнов из клуба атлетического многоборья «Эра» приехал с набором русских забав.
«Кроме этого, для самых маленьких у нас сегодня представлены дартс и кольцеброс, – уточняет Ярослав. – Для взрослых мы проводим турнир «Богатырский рейтинг» и «Молодецкие забавы» со стеночными боями и прочими русскими народными развлечениями. Кстати, метание ножа с 2019 года является официальным видом спорта, проводятся международные турниры, на один из них мы ездили в Москву, смотрели, учились».
Неподалёку раздаётся звук ударов металла о металл. Кузнец Сергей Киселёв из Железногорска Курской области делает наконечник сулицы – древнерусского короткого копья. Он раскалил докрасна конец железного прута и заостряет его, равномерно обстукивая со всех сторон. Ему ассистирует дочь.
На площадке «Древняя Русь» звучит увлекательный рассказ об истории России XIII века. Развёрнуты походный лагерь ратников и выставка доспехов. Проходят мастер-классы по печати сургучом, набойке по ткани, плетению на вилочке, кузнечному делу.
На площадке «Семнадцатый век» можно освоить азы сабельного дела и старинного русского письма, потренироваться в метании сулицы и стрельбе из лука.
«Щиты, мечи, топоры, кольчуги, доспехи, шлемы, – перечисляет экспонаты выставки руководитель клуба исторической реконструкции «Дружина» Роман Белоусов. – А вот личина – железная маска. Такие носили «чёрные клобуки» – это конгломерат степных жителей, субкультура, сформировавшаяся на наших приграничных территориях, в буферной зоне между кочевниками и Русью. По мнению некоторых историков, черноклобучники были предвестниками казачества».
Ситуация исправляется
После XVII века мы оказываемся на площадке, посвящённой Гражданской войне. Руководитель военно-исторического клуба «Белгородская засечная черта» Павел Загорулько, одетый в черкеску, реконструирует образ кубанского казака. Его соратники одеты в форму других подразделений.
«Мы представляем лагерь Добровольческой армии, которая в 1919 году проходила через наши края, – рассказывает Павел. – В её состав входили кубанские донские казаки, полки Дроздовского, Маркова, Корнилова, Алексеева. Кстати, алексеевцев здесь не случайно представляют младшие члены нашего клуба, почти дети: в составе этого полка действительно была преимущественно молодёжь, даже несовершеннолетние».
Павел Загорулько полагает, что царская армия на протяжении многих десятков лет в отечественной истории была представлена несправедливо. А Первая мировая война расценивалась как «империалистическая» и участие
в ней России считалось позорным.
Тем не менее, по мнению реконструктора, российская армия до революции так же защищала свою страну, как и сейчас. Боролась с внешними врагами. Солдаты совершали настоящие подвиги и с честью носили Георгиевские кресты.
«К счастью, сейчас ситуация исправляется, – констатирует Павел Загорулько. – И мы тоже проводим с этой целью сборы под названием «Возрождение русской армии».
Уникальный экспонат
Великую Отечественную и Афганскую войны здесь представили прохоровский парк «Огненный рубеж» и межрегиональная общественная организация ветеранов спецподразделений.
«В экспозиции Великой Отечественной войны – образцы советского вооружения: пулемёт Максим, станковый пулемёт Горюнова, 50-миллиметровый миномёт, легендарная винтовка Мосина, пистолет-пулемёт Шпагина, пулемёт Дегтярёва, – рассказывает ветеран Артём Нечепаев. – Не только дети, но и взрослые с большим интересом осматривают всё это, можно потрогать и сфотографироваться. Есть и трофейное оружие: карабин Маузера, пулемёт MG и пистолет-пулемёт MP38, который многие ошибочно называют «шмайссером», хотя Хуго Шмайссер не имел отношения к его разработке».
Артём показывает немецкую, времён войны, аэрофотосъёмку местности, где сейчас находится «Огненный рубеж». Чётко видно, как через современный парк, автомобильную парковку и прочие объекты проходили советские траншеи. Видны разрывы воронок.
«Для нас это уникальный экспонат, – говорит Артём Нечепаев. – Расположение нашего парка в самом сердце былых боёв на Прохоровском поле символизирует историческую память».
Похоже выглядит экспозиция Афганской войны. На ней, соответственно, вооружение и экипировка советских солдат, разведчиков, десантников второй половины ХХ века. Сам Артём одет в форму бойца 377-го сводного отряда спецназа ГРУ, который базировался вблизи города Лашкаргах. Он обут в кеды советского образца – это важный элемент реконструируемого образа. В жарких условиях Афгана солдатам было некомфортно в форменной обуви, и кроссовки, кеды служили лучшим вариантом.
Артём Нечепаев также считает, что Афганской войне сегодня уделяется незаслуженно мало внимания. Тем не менее она длилась 10 лет, это заметный период нашей истории.
Выступают самодеятельные артисты, устраивают показательную джигитовку с рубкой конники, пехотинцы реконструируют фрагмент боя – всё, к чему привыкли посетители «Белгородской черты». Третий год бьёт на празднике родник с живой водой. Председатель исторического общества «Ратник» Владимир Жигалов поясняет: мёртвая вода – это вода застоявшаяся, неподвижная. Например, в болотах. Издревле считалось: для питья она не годится. А живая вода – та, которая течёт, и только её употребляли на Руси, только при ней строили города.
«Мы здесь проводим аналогию между событиями XIII века и нынешним временем, – говорит Владимир Жигалов. – Подвиги нашего народа во все времена – это единая, непрекращающаяся история страны, часть нашей генетической памяти».