Дуб-старожил, дай мне сил. Какие тайны хранит долгожитель из Красненского района
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
-
Арина Беседина
-
Белгородская правда
Его долгий век пришёлся на самые разные значимые события в истории России – Русско-турецкую и Русско-шведскую войны, Пугачёвское восстание, Отечественную войну 1812 года, Октябрьскую революцию и Великую Отечественную войну. Если бы деревья умели говорить, то этот долгожитель, по оценкам биологов, живущий уже более 300 лет, многое мог бы поведать. А вот истории, произошедшие с ним в наше время, бережно хранят местные жители. С одним из них «Белгородская правда» встретилась прямо под кроной раскидистого дуба в селе Большом.
Под охраной государства
Первые хутора появились на территории Большовского поселения в первой половине ХIX века. Часть земель принадлежала общине, другая считалась помещичьей. Земли использовались как сельскохозяйственные угодья, поэтому постоянно на них никто не жил. После Столыпинской реформы многие крестьяне выделились из общины со своим наделом и переселились поближе к обрабатываемой земле.
«Все наши населённые пункты – хутора Старый Редкокуб, Ближние Россошки, Дальние Россошки, Япрынцев, село Большое – создали и заселили переселенцы из села Большебыково, – рассказывает Николай Хантулин. – А Старый Редкодуб основали братья Гавриловы. Дом одного из них находился как раз рядом с нашим знаменитым дубом – дерево стояло прямо у него во дворе. Может, поэтому оно и сохранилось, избежав вырубки. Потом дом перенесли, в нём сначала находилась школьная библиотека, затем обосновалась мастерская».
Николай Иванович – историк по специальности и старожил села Большого, а потому о своём крае много чего может рассказать.
«Сколько лет этому дубу, никто точно не знает, – поясняет Николай Хантулин. – Кто‑то считает, что ему 400 лет, а моя жена, биолог, уверена, что около 300. Удивительно, что он сохранился. Я ещё ребёнком был, когда после войны лес начали рубить, пилить – нужно было восстанавливать дома и хозяйство. Помню даже, как мы с матерью ходили собирать щепу от пеньков, оставшуюся после вырубки, а потом топили этим русскую печку. И пацанами мы часто лазили на этот дуб, собирали жёлуди и делали из них свистки».
Николай Иванович долгое время проработал директором Староредкодубовской восьмилетней школы. Кстати, судьба его могла сложиться совсем иначе, ведь с детства он отлично рисовал и мечтал создавать мультфильмы.
«Я окончил школу в 1972 году, потом поступил в Бутурлиновское педагогическое училище в Воронежской области. Хотел стать художником-мультипликатором, очень любил рисовать, – делится Николай Хантулин. – Но по тем временам трудно было найти такое место, где учат на эту профессию. А в «Бутурлиновке», сказали, готовят художников. Мы поехали туда с отцом и прямо в коридоре наткнулись на студенческие работы: масло, акварель, рисунки в разных техниках – восторг! Спросили: «Будете поступать?» Мы ответили: «Будем». Так я попал в педагогику».
После педучилища Николай Иванович направился по распределению работать в Мурманскую область.
В Иркутской области отслужил в армии – 21-й корпус ПВО. После демобилизации поступил в Белгородский педагогический институт им. М.С. Ольминского на исторический факультет и вернулся работать учителем истории в родную школу. Тогда‑то он и занялся изучением природной реликвии, стал собирать рассказы о дубе-долгожителе. Поддержала его и жена, Валентина Хантулина. Вместе супруги организовывали экологические десанты к дубу и «зелёные патрули».
«В советское время под руководством Валентины Михайловны юннаты приходили ухаживать за этим дубом, – вспоминает Николай Иванович. – Кстати, именно моя жена добилась того, чтобы дуб взяли под государственную охрану. И 7 декабря 2004 года глава местного самоуправления Красненского района подписал соответствующее распоряжение. Уже позже нашему дереву-долгожителю присвоили звание «Памятник природы» и занесли в Красную книгу Белгородской области».
Условия подходящие
Памятником живой природы на самом деле стать непросто. Помимо почтенного возраста, с деревом, претендующим на такое звание, непременно должны быть связаны реальные исторические события, предания или легенды. У дуба из села Большого такая знаковая история имеется. Она передаётся в селе из поколения в поколение. Николай Хантулин узнал её от родителей.
«Раньше здесь был колхоз имени Сталина. И прямо возле дуба стоял памятник Иосифу Виссарионовичу, – рассказывает Николай Иванович. – Рядом находился колодец, назывался цибор (так на востоке Белгородской области называли часть колодезного журавля – жерд с крюком на конце, на который и крепилось ведро. Такие конструкции и сегодня можно встретить на территории региона. – Прим. авт.). Немцы сюда заскочили, ринулись было к колодцу воды испить, но боятся – вдруг отравлен. Нашли толмача: у нас один дедушка в Первую мировую войну в плену был в Германии и хорошо научился говорить по‑немецки. Вот они его заставили попить воды из колодца. Потом уже выпили сами. И увидели, конечно, памятник Сталину. Надо понимать, какой ненавистью к нему пылали фашисты. Они тут же его завалили танкеткой (лёгкая боевая одно- или двухместная броневая машина 1920–1930-х годов на гусеничном ходу массой до 4 тонн. – Прим. авт.). Завалить завалили, а куда девать‑то? Недалеко находился пруд, так в нём и утопили сброшенный памятник».
Удивительно, но над самим дубом оккупанты расправу не учинили. Кстати, дереву удалось пережить не только Великую Отечественную войну, ни разу не пострадав от пуль и снарядов, но и избежать ударов природы. Неподалёку от старого дерева растёт осина, тоже достаточно древняя. Однажды во время грозы в её ствол ударила молния, поэтому нутро у дерева оказалось выжженным. Сама осина чудом выжила – осталась кора, и даже зелёные веточки радуют глаз в тёплое время.
А дуб продолжает расти как ни в чём не бывало. Да и условия у него здесь подходящие: он находится в низине, рядом пруд, неподалёку бьют роднички, что даёт необходимую влагу корням. И, конечно, века его продлевают местные жители, которые оберегают дерево – одну из главных достопримечательностей села. В высоту дуб набрал более 45 метров, в обхвате – почти 4,5. Про великана этого знают все жители, а некоторые даже приходят попросить у него здоровья и сил.