История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города
«Белгородские известия» рассказывают, почему главными героями картин Ренаты Филимоновой стали не железная руда и сталеплавильные печи, а городские дома и здания
![История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f6/86/f686f5f0-f8dc-4706-b18e-1411872bc310/mg_9780.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
В старооскольском Центре культурного развития «Молодёжный» открылась выставка, которая позволяет по‑новому взглянуть на металлургическую столицу региона. 12 акварелей – не только признание в любви родному городу, но и попытка художницы обратить внимание на его уходящую архитектурную красоту.
Остановиться и задуматься
Заросшее травой здание городского училища, шедевр деревянного зодчества – дом купца Кобзева (от которого ныне остался лишь кусок стены), знакомая всем местным жителям башенка краеведческого музея и снесённое недавно здание маслозавода… Один за другим дома на рисунках старооскольской художницы рассказывают свою историю.
У некоторых, как, например, у канувшего в небытие здания старого железнодорожного вокзала, она грустная, у других – здания детского театра, построенного в конце XIX века для духовного училища, – вдохновляющая.
Узелки на память. В Белгороде открыли выставку городских этюдов
Картины с уцелевшими домами и постройками-призраками на выставке чередуются – времени нет, есть только пространство старого купеческого города, проступающего сквозь акварельные разводы. Города с богатой историей, интересным прошлым и особым архитектурным силуэтом.
Многие здания Рената писала со старых фотографий. Но, по её собственному признанию, всегда старалась их оживить, например населить людьми. Или передать дух места и времени при помощи деталей: замеченной на фото и перенесённой на картину речки или играющих вдали детей.
«Художник может многое сделать, чтобы вдохнуть в изображение новую жизнь, вызвать у зрителя интерес. Я верю в работу образа: изображения помогают людям остановиться и задуматься, мимо чего они каждый день проходят», – признаётся автор выставки «Прогулка по старому городу».
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/15/9a/159aa4af-203a-437b-aff8-d72ced5537c6/img_3719.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/90/9c/909c2bea-b2d2-43dc-8302-73b76957c999/img_3697.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Из картин – в открытки
Несколько лет назад молодая женщина – архитектор по образованию – по семейным обстоятельствам вынуждена была уйти с работы. И вместо того чтобы проектировать здания, она начала их рисовать, освоив новую для себя технику акварели.
«Приспосабливаясь к новым условиям жизни, я почувствовала, что изображение города, его улиц и пространств для меня как архитектора и графика ближе. Кроме того, я заметила дефицит сувенирной продукции в нашем городе», – делится художница.
Акварели с видами города и его знаковыми зданиями, которые Рената начала рисовать одну за другой, в итоге вылились в несколько серий открыток. Сейчас их у неё уже восемь. Это наборы, посвящённые утраченным зданиям и промышленным строениям, церквям, городской архитектуре начала XX века и современному облику города.
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8a/e2/8ae2be03-2941-410c-92b6-f6de1ec32753/img_3668.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/96/62/9662d745-d83e-44d3-9b21-45adc5eb2025/img_3731.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Художница редко рисует с натуры: на это нужно много времени, которого у Ренаты, воспитывающей сына с инвалидностью, увы, нет. Она делает небольшие наброски на бегу, а потом дорисовывает их дома, стараясь передать на бумаге свои впечатления о том или ином здании.
«Я стараюсь больше проблемные места изображать. Старина и разруха выглядят живописно, но на самом деле это упадок. В реальной жизни всё очень печально. Есть здания, которые стоят и тихо умирают, которые не дождались внимания к себе и исчезли», – говорит художница.
Как человеку, родившемуся в Старом Осколе, Филимоновой не безразлична его история и судьба. А как архитектор она переживает за архитектурный облик города.
«Когда бываем в других городах, например в Санкт-Петербурге, мы можем их узнать по силуэту, характерным линиям. А наш город, к сожалению, это утратил. Сохранилось совсем немного старых особняков, таких как, например, здание кондитерской фабрики «Славянка», – считает Рената.
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/84/68/84687008-d643-4f2b-b2aa-d420d9b3bcc3/img_3782.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Прелесть акварели
Художница всеми силами пытается привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме. Потому и воскрешает в своих картинах старые городские здания. Акварель она выбрала неслучайно.
«Акварель непредсказуема. Её нельзя перемучить, перекрыть. Либо она с первого раза получается, либо её надо переделывать. Я считаю, что для открыток и полиграфической продукции акварель подходит больше, чем масло. Масло хорошо в объёме, но его не всегда удаётся передать в печати, и оно к тому же может бликовать. А акварель создаёт эффект уменьшенной копии», – уверена художница.
К слову, всю подготовительную работу по переводу картин в открытки Рената делает сама: сканирует рисунок, вытягивает и компонует изображение, делая из него макет открытки.
Эпизодически её привлекают для создания сувенирной продукции местные власти. Например, наборы открыток, которые создала художница, вкладывались в подарочные пакеты для гостей фестиваля «Цветущее Приосколье». Однако подобные заказы столь редки, что не позволяют зарабатывать на жизнь и не дают Ренате ощущения, что её творчество востребовано. А творить в пустоту ей, как и большинству художников, не нравится.
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/81/8c/818cdbc8-03f4-4653-9dba-deb172fa3094/mg_9804.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1c/1f/1c1fe955-a4de-436f-93cc-be5aed9cc728/img_3759.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
На пути к альбому
«Сейчас мне интересно делать серии, посвящённые каким‑то учреждениям, потому что вокруг них формируется своя аудитория. В этом есть смысл, есть спрос. Например, ко мне обратился краеведческий музей, и в наборе открыток, который выпустили к столетию учреждения, есть и моя работа», – рассказывает художница.
А потом она создала и свою отдельную серию открыток, посвящённых краеведческому музею. Некоторые детали её акварелей вызывают улыбку, например заглядывающий в дверь лось – один из самых узнаваемых элементов экспозиции – или мобильный телефон в руках у манекена, изображающего мастера по плетению лаптей. Эти символы и забавные мелочи, по мнению художницы, помогают привлечь внимание людей к изображаемым объектам.
Наладить распространение открыток, посвящённых родному городу, Ренате пока, увы, не удалось. Найти их можно разве что в церковных лавках города.
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6c/4b/6c4baecd-267b-4123-8fc2-6c3638eeba25/img_3784.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Наталья Дук История в акварелях. Художница из Старого Оскола рисует виды родного города - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/86/06/86063536-279a-4ba2-9a44-e0ad85382aff/img_3742.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Сейчас художница готовит в печать новый набор, посвящённый театру, который будет распространять открытки вместе с программками. По признанию Ренаты, эта тема очень востребована у горожан и акварели, на которых изображено здание театра, у неё не задерживаются. Тем более что и сама она часто дарит их друзьям. Так что даже для выставки в ЦКР ей с трудом удалось у себя отыскать одну.
Ещё одна выставка работ Филимоновой – «Улочки Старого Оскола. Город для человека. Человек для города» – экспонировалась в Белгородской государственной научной библиотеке. А в будущем художница мечтает выпустить книгу-альбом, в которой сведёт воедино все свои рисунки, посвящённые Старому Осколу.
Тамара Акиньшина