12 сентября – День вязания крючком
Как грайворонская вязальщица создаёт уникальные образы
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Среди разных рукодельных техник вязание крючком стоит на особом месте: нехитрый инструмент позволяет создавать вещи любой конфигурации и качества, от тончайших кружев до грубых ковров. Крючок успешно используют как любители, так и кутюрье с мировым именем.
И практически в каждом районе нашей области найдётся мастерица, достигшая в этом искусстве совершенства. Грайворонская вязальщица Раиса Рубан не просто возвела технику кружевного дела в абсолют, но и много лет обучала девочек и женщин в кружках рукоделия, а её вчерашние землячки-ученицы сегодня создают собственные шедевры. Более того, долгие годы Раиса Рубан сотрудничала с энтузиастами-фольклористами округа, вязала в одиночку для участников коллектива «Мила-Лада» сарафаны и головные уборы.
Не количество, а качество
Сколько километров петель она набрала за это время, посчитать, конечно, невозможно. Но в вязании количество – последнее, на чём концентрируются мастера такого уровня.
«Бывало и почти готовое пальто распускала, если не нравилась какая‑то деталь, – делится Раиса Ивановна подробностями собственного перфекционизма. Но без него не было бы ни её неповторимых работ, ни уважения и признания, которыми пользуется наша героиня в городе».
Мы разговаривали с Раисой Ивановной на одной из центральных улиц Грайворона, где встретили нескольких её учениц, что и неудивительно – ведь она преподавала рукоделие почти 25 лет. Узнав, что мы из газеты, женщины от души благодарили наставницу за вязальную науку. Но главной похвалой ей можно считать то, что все «ученицы» были в собственноручно связанных вещах, причём очень высокого качества.
«Как‑то я попросила Раису Ивановну связать мне шаль, а она ответила: «Так ты сама себе её свяжешь на день рождения, бери крючок, нитки и приходи ко мне учиться». С тех пор вязание стало моим любимым занятием», – рассказывает свою историю Нина Алексеевна.
Важно, что передавала Раиса Рубан не только технологию создания узоров, но и своё отношение к качеству изделия – выбору хороших, качественных ниток (из дешёвых какой смысл вязать?) и гармоничной фурнитуры. Учила и другим техникам.
«Я, если можно сказать, многостаночница: работаю с бисером и с лентами, войлок валяю, поэтому обучала и этим техникам тоже», – рассказывает наша героиня.
При этом она очень долго не подступалась к крючку, предпочитая спицы.
«А старшая дочь вязала крючком, и такие необыкновенные изделия получались. Однажды всё‑таки и я решилась, и с тех пор крючок – моя главная любовь, ведь всё связанное им исключительно изящно. Если какой‑то день не повяжу, буквально болею, – делится Раиса Ивановна, раскладывая перед нами бактусы, палантины, ажурные кофточки и жилеты. Нет, не просто показывает, а художественно презентует, рассказывая, с чем они лучше будут сочетаться, какому случаю соответствовать, делится своим опытом ношения, ухода и произведённого эффекта. Да так здорово, что «крючкотворные» работы из чужих сразу становятся милыми и желанными».
Замотивированный фасон
Раиса Ивановна пришла на встречу в собственноручно связанном шикарном платье цвета пыльной розы с накидкой в тон.
Мы обращаем внимание на идеальную посадку вещей по фигуре.
«Я никогда не делаю выкроек, – признаётся Раиса Ивановна. – Подгоняю всё «на глазок» после примерки в процессе работы, визуально оценивая, что и как выглядит, где подвязать, где убавить».
Элементарный вариант
Иногда случается, что по разным параметрам вещь не подходит.
«Тогда я её откладываю, никому не предлагаю, и она просто ждёт, когда объявится человек, которому она понравится. Много раз случалось, когда хозяин для кофточки, платья, сарафана находился как бы сам собой», – улыбается необычному маркетинговому чуду Раиса Ивановна.
Особенность связанных ею вещей – использование мотивов: мелких отдельных элементов, которые соединяются в сплошное полотно.
«Люблю эту технику – получается красиво», – объясняет она своё пристрастие.
Даже один повторяющийся элемент создаёт необычную картину, а если их больше – просто кружевная сказка, радующая глаз.
Платье для народной песни
Одним из самых незабываемых и творчески ценных периодов своей жизни Раиса Рубан считает сотрудничество со знаменитым на всю область фольклорным коллективом «Мила-Лада», которым руководила не менее известная Екатерина Алиханова – автор грайворонского «Узорного хоровода». И вот, опять чудесное совпадение, навстречу нам идёт Екатерина Владимировна, ныне заместитель начальника управления культуры Грайворонской администрации, которая с удовольствием рассказывает о сотрудничестве с вязальщицей.
«Когда речь заходит о таком направлении народного творчества, как вязание, у меня сразу возникает образ Раисы Ивановны Рубан, потому что она, педагог по образованию, освоила технологии нескольких видов прикладного творчества и разработала программы обучения детей, когда мы ещё работали в Доме фольклора. Потом вместе с нами Раиса Ивановна участвовала в фольклорных экспедициях, где можно почерпнуть «глубинный» материал нашего наследия, и, конечно, понять, что фольклор никогда не бывает просто словами песен, строчками шитья или вывязанными узорами. Вокруг старинных материальных, часто наследственных вещей всегда – история семьи, села, улицы, целый пласт отношений, привычек, традиций, которые заложили наши предки. Важно, что, получив этнографический материал, нужно его обработать, сделать правильные выводы, особенно относительно символов и орнаментов, если мы говорим о рукоделии, отличить исконно наши, грайворонские от тех, что есть в соседних районах, оценить их значимость, уникальность в масштабах страны. И после этого можно браться за создание «брендированного» образа. Эту сложнейшую аналитико-творческую работу Раиса Рубан всегда делала талантливо, с присущим ей чутьём и осмысленностью. Когда мы как фольклорный коллектив хотели заявить о себе и требовался особый образ, обращались к Раисе Ивановне. Нет счёта уникальным, в том числе и вязаным, коллекциям».
Вот так и случается в нашем журналистском деле: искали мастерового, а нашли исключительно ценного для всей нашей культуры человека. И ещё одно подтверждение тому, что любое, даже самое привычное умение при желании можно довести до совершенства, категории искусства, если любить его до глубины души.
В тему
Не как все
Пока готовился материал, мы познакомились с вязальщицей молодого поколения – Екатериной Алексеевой из Белгорода.
Практически весь весенне-летний гардероб Кати связан ею собственноручно крючком. Причём есть в нём не только одежда, но и аксессуары: сумки, рюкзаки, шляпки, кепи. При этом выглядит она очень современно и стильно, разрушая навязанное мнение, что вязаные вещи не для молодёжи.
«Вязанию меня научила мама, спицами в 12 лет я связала юбку и много лет вязала именно ими, а крючком начала вязать в декрете десять лет назад. Тоже первая была юбка, кстати, которая в ходу у меня до сих пор. Вот за эту долговечность очень люблю вязанные крючком вещи – благодаря особой плотности они служат долго. Если фасон классический, то их будут носить несколько поколений, что, собственно, я и наблюдаю в своей семье – дочка уже кое‑что из моих вещей перенесла себе в шкаф. Второе несомненное достоинство вещей, связанных крючком, – возможность носить натуральное. По счастью, выбор хлопковых, шёлковых, шерстяных ниток, сегодня очень хороший. Да, стоят они не копейки, но так и ощущения в такой одежде совершенно иные, чем в «полиамидах». Готовую вещь из того же кашемира обычный человек позволить вряд ли сможет, а вязальщик будет щеголять, потратив три-пять тысяч на нитки. И третье, что тоже идёт из детства, – мне всегда хотелось выглядеть не как все. Мы с сестрой так росли: мама шила, и ничего, кроме белья, у нас не было покупного. Всё по фигуре и по спецзаказу. Это состояние, когда ты одет по‑особенному и при этом со вкусом, очень классное, оно подчёркивает индивидуальность. А вообще я очень люблю сам процесс вязания – это моя психологическая отдушина, наслаждение, радость, чему я могу отдаваться всё свободное время. И если мечтаю о чём‑то особенном для себя, то всегда о береге моря, где, слушая шум прибоя, я могу вязать, вязать и вязать…»