Как будущий руководитель Гостелерадио СССР разоблачал фашистских агентов
-
Василий Журахов
-
Белгородские известия
-
Василий Журахов
-
Белгородские известия
В современной России ежегодно во второе воскресенье сентября отмечается День танкиста. Для белгородцев это очень близкий по духу праздник, потому что 12 июля 1943 года на поле под Прохоровкой произошло знаменитое на весь мир встречное танковое сражение, завершившееся победой советских войск.
Победу в той неравной схватке с фашистскими «тиграми» и «пантерами» одержали танкисты 5-й гвардейской танковой армии во главе с опытным военачальником генерал-лейтенантом танковых войск Павлом Ротмистровым.
Безопасность для танкистов
В рядах 5-й гвардейской танковой армии самоотверженно дрались с врагом не только танкисты, но и артиллеристы, миномётчики, зенитчики, связисты, сапёры, разведчики. В состав армии входили: 1000-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк, 271-й миномётный полк, 516-й зенитный артиллерийский полк, 419-й отдельный батальон связи, 115-й отдельный сапёрный батальон, 29-й отдельный разведывательный батальон.
Отдельно следует остановиться на служебно-боевой деятельности отдела контрразведки Смерша 5-й гвардейской танковой армии. В год 80-летия создания данной спецслужбы уместно назвать имена офицеров контрразведки отдела Смерша, обеспечивавших надёжную защиту от вредительских посягательств разведок гитлеровской Германии и её союзников. Таким офицером Смерша был капитан Николай Николаевич Месяцев.
После окончания Военно-юридической академии Красной армии в сентябре 1941 года он поступил на службу в органы НКВД. Николай Месяцев отличался твёрдостью характера, упорством, рассудительностью. Никогда не пасовал перед трудностями и ради интересов дела не принимал решений в угоду начальству.
Тщательная проверка
В период Курской битвы капитан Месяцев состоял в отделе контрразведки Смерша 5-й гвардейской танковой армии в должности начальника следственного отделения.
На указанное отделение возлагались обязанности расследования уголовных дел, возбуждённых в отношении военнослужащих армии, заподозренных в шпионаже или совершивших тяжкие воинские преступления.
В процессе следствия Месяцеву и его подчинённым для изобличения подозреваемых требовалось собирать свидетельства и улики, подтверждающие их вину. Работать приходилось в условиях боевой обстановки и острого дефицита времени для разбирательства. Важно отметить, что Месяцев и его следователи не стремились получать признательные показания вопреки презумпции невиновности.
Привлекаемые к уголовной ответственности военнослужащие имели возможность отказаться от своих прежних показаний и дать новые. Даже если они подозревались в сотрудничестве с немецкой разведкой.
В свою очередь некоторые псевдоисторики утверждают, что смершевцы занимались фабрикацией дел о шпионаже. При этом они не могут привести ни одного случая подобных злоупотреблений.
Рассекреченные же архивные документы говорят о соблюдении офицерами Смерша социалистической законности.
Выдержка из спецсообщения № 962 отдела контрразведки Смерша 5-й гвардейской танковой армии от 17 июля 1943 года – наглядное тому подтверждение: «В числе задержанных оказался красноармеец, притворявшийся глухонемым. Было вскоре установлено, что задержанным является Алтухов, красноармеец 41-го СП 375-й СД.
9 июля Алтухов якобы попал в плен к немцам, где был завербован и совместно с другим красноармейцем этой же части, Буравлевым, 12 июля переброшен на сторону Красной армии с разведывательными заданиями.
В дальнейшем на допросах от первоначальных показаний Алтухов отказался, заявив, что он в плену никогда не был, а был там якобы Буравлев, который ему, Алтухову, и рассказал, что был в плену у немцев и ими завербован…
Во время предварительного опроса Леонов показал, что 11 июля во время боёв он попал в окружение, а затем в плен к немцам. Допрашивался капитаном немецкой армии, которому рассказал, что он является красноармейцем 10 Гв. МБр, входящей в состав 5-го ГЗМК, прибыл на данный фронт со ст. Евдаково Воронежской области, после этого, не отобрав документов и оружия, его якобы направили в группу военнопленных, откуда он и бежал.
На втором допросе от своих показаний Леонов отказался и показал, что он ни в плену, ни в окружении не был. 15.07.43 г., будучи на передовой линии, с разрешения командира взвода лейтенанта Веляева пошёл на кухню, заблудился и решил ночевать в хут. Кожанов. Леонов проверяется».
Конечно же, первоначальные показания, данные Алтуховым и Леоновым, подчинённых Месяцева, да и его самого устраивали больше, ведь каждый разоблачённый агент вражеской разведки – это статистический показатель в работе. Тем не менее они передопросили подозреваемых и доложили об этом начальству.
Беспристрастность следователей Смерша помогала не только устанавливать подлинных военных преступников и выявлять шпионов, но и спасла от расстрелов тысячи оступившихся солдат и офицеров, сражавшихся в дальнейшем достойно.
Громкие дела
В докладных отдела контрразведки Смерша 5-й гвардейской танковой армии фигурирует ряд громких дел, по результатам расследования которых капитан Месяцев 27 августа 1943 года был награждён медалью «За боевые заслуги». В основном это эпизоды разоблачений немецких агентов, диверсантов и коллаборационистов. Вот некоторые из них.
4 июня 1943 года в районе дислокации управления 29-го танкового корпуса произошёл пожар на трофейных оружейных складах. По подозрению в совершении поджога был арестован шофёр 18-го эвакобатальона Герасимов, вывозивший на своей машине боеприпасы с указанных складов. В процессе следствия удалось установить, что он в июне 1943-го, находясь на передовой в рядах 212-й СД, бросил оружие и добровольно сдался в плен, а затем немцами был отпущен и свободно проживал на оккупированной территории до прихода Красной армии.
Герасимов имел тесную связь с немецкими ставленниками, проводил среди населения профашистскую агитацию.
30 июня 1943 года в 53-й мехбригаде того же танкового корпуса был вычислен и арестован агент Некрасов, работавший на германские разведорганы под псевдонимом Морозовск. Он имел задание: «При содействии немецких властей перебраться на советскую территорию, где заняться шпионской деятельностью, выявлять на отдельных участках фронтов скопления войск, стремиться перебраться в расположение воинских частей, а также в гражданскую среду, где завязывать среди них связи, выявляя неустойчивых людей, через которых проводить агитацию о непобедимости немецкой армии, восхваляя жизнь в Германии и немецком плену, призывая бойцов Красной армии сдаваться к немцам в плен».
В августе 1943-го арестован некий Шуленко, украинец, гр-н СССР, образование
6 классов, до войны работал на Харьковском заводе № 183 слесарем. Шуленко 25 марта 1942 года добровольно поступил на службу в немецкую полицию при г. Золочев, принимал участие в карательных акциях. В феврале 1943-го был призван в ряды Красной армии, но, не желая служить, 15 марта из части дезертировал, добрался до г. Золочев, а с приходом немцев продолжал работу в полиции. Шуленко присудили высшую меру наказания, приговор приведён в исполнение.
Послевоенная жизнь
В 1945 году по результатам образцового исполнения должностных обязанностей и за проявленные организаторские способности капитан Николай Месяцев был откомандирован в Москву в центральный аппарат контрразведки Смерша на более высокую должность.
В 1946 году в связи с упразднением контрразведки Смерша Месяцев был переведён в МГБ СССР, откуда вышел в отставку. Далее работал на ответственных должностях в комсомольских организациях.
В 1955 году Николай Николаевич окончил аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, получил учёную степень – кандидат юридических наук.
Самое выдающееся достижение в его карьерном росте – назначение на должность председателя Гостелерадио СССР (1964–1970 гг.).
Николай Месяцев стоял у истоков создания Общесоюзного центра в Останкино. Под его руководством была разработана и внедрена концепция многопрограммного телерадиовещания с подачей телевизионного сигнала с помощью космических спутников. Благодаря творческому подходу Месяцева Советский Союз стал передовой телевизионной державой.
После ухода с этого высокого поста Месяцев избирался членом редколлегий журналов «Молодой коммунист» и «Журналист», секретарём Союза журналистов СССР, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям в области литературы и искусства. Воистину талантливый человек талантлив во всём. Родина высоко оценила боевые и трудовые заслуги Николая Николаевича Месяцева. Он награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, а также множественными медалями и ведомственными знаками отличия.
Василий Журахов, член Союза журналистов России