Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2023,  22:48

Как вернуть деньги при неверном безналичном переводе – советы от Банка России

Как вернуть деньги при неверном безналичном переводе – советы от Банка РоссииФото: Вадим Заблоцкий (архив)
  • Белгородская правда
  • Белгородская правда

Как быть, если, переводя деньги, вы неверно указали реквизиты? А если, напротив, деньги поступили к вам по ошибке? Что делать, если банкомат не выдал деньги, не зачислил их на ваш счёт при приёме или не вернул карту?

Обо всём этом рассказал «Белгородской правде» заместитель управляющего Отделением Белгород Банка России Максим Толбатов.

Договоритесь мирно

Есть масса ситуаций, когда мы переводим куда‑либо или кому‑либо деньги. Если это происходит в мобильном банковском приложении по номеру телефона из своего списка контактов, то ошибка практически исключена. Но если при переводе денег вы вводите реквизиты вручную – вполне возможна.

«Первым делом следует сообщить об этом в банк, назвав точную дату, время и сумму перевода, который нужно отменить, – рекомендует Максим Толбатов. – Оператор задаст вам традиционные контрольные вопросы (дата рождения, паспорт­ные данные, кодовое слово и прочее), чтобы удостовериться, что звоните именно вы. И если операция ещё не совершена, он её просто отменит. Переводы по номеру карты или телефона уходят мгновенно, но остановить денежную операцию по номеру счёта вполне реально – она занимает от нескольких часов до трёх дней».

Кроме того, нужно удостовериться, что платёж вообще прошёл. Повезло, если такого счёта или карты просто не существует, а номер телефона ни на кого не зарегистрирован. Тогда банк просто сообщит, что не может направить деньги. При ошибке в номере счёта перевод поступит на специальный счёт и автоматически вернётся отправителю.

Если средства всё же переведены на реальный чужой счёт – вернуть их без участия владельца не получится, так как после зачисления это уже его собственность. Но в законодательстве такое предусмотрено и считается необоснованным обогащением. Статья 1102 Гражданского кодекса РФ «Обязанность возвратить неосновательное обогащение» гласит, что если лицо приобрело или сберегло имущество без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой, а также если обогащение про­изошло за счёт другого лица, то неосновательное обогащение нужно вернуть:

«Для начала попробуйте связаться с получателем, объяснить ситуацию с ошибочным переводом и договориться мирно. Если он отказывается, попробуйте также написать заявление в банке – возможно, там помогут вернуть отправленное по ошибке. Если не получится – придётся обратиться в суд, ссылаясь на статью 1102».

Как вернуть деньги при неверном безналичном переводе – советы от Банка России - Изображение Фото: www.freepik.com

Ответ мошенникам 

Что делать, если вам поступили деньги, а откуда – неизвестно? Конечно, их нужно вернуть.

«Но в первую очередь убедитесь, что вы имеете дело не с мошенниками, – предупреждает специалист Банка России. – Бывает, что приходит смс-сообщение о зачислении платежа, очень похожее на банковское. И за ним следует звонок с жалостным описанием ситуации: «Переводила дочке, но ошиблась…» и тому подобное. Нужно проверить – действительно ли деньги зачислены на ваш счёт. И если нет, и уж тем более в случае, если вас просят вернуть деньги не туда, откуда они поступили, обратитесь в банк – там без труда проведут обратный платёж с вашего счёта».

Также тщательно проанализируйте все свои возможные источники получения средств – вдруг это приятель вернул старый долг или таким образом знакомый решил поздравить вас с днём рождения. И если вы точно неверный адресат, верните деньги отправителю. Он будет благодарен за сознательность. В ином случае задействует вышеупомянутую статью 1102 ГК РФ.

 

Как вернуть деньги при неверном безналичном переводе – советы от Банка России - Изображение Фото: www.freepik.com

Без эмоций 

Предположим, банкомат не выдал деньги, но при этом операция по снятию наличных завершена, деньги со счёта списались. Причин может быть несколько. Например, в банкомате закончились наличные, а из‑за технического сбоя он их посчитал как выданные. Или деньги застряли. Кроме того, возможен сбой в момент операции.

«Техника есть техника, – резюмирует Максим Толбатов. – Для начала подождите несколько минут – возможно, наладится нарушенная связь банкомата с процессинговым центром и наличные появятся. Если же нет, звоните в банк, номер телефона указан на каждом аппарате. И спокойно, без эмоций опишите ситуацию оператору».

Чтобы вернуть деньги, нужно будет написать заявление, указав полную информацию – дату, адрес банкомата, время, сумму. И приложить копию чека об операции, если он есть:

«Банк проведёт проверку. То, что вы не получили наличные, подтвердит запись с камеры видеонаб­людения на банкомате. Кроме того, инкассаторы осмотрят сейфовую часть банкомата, сверят все совершённые операции, посчитают остаток средств. Будет проверено также программное обеспечение банкомата, так подтвердится то, что операция не была совершена до конца. По итогам проверки деньги вернутся на счёт».

В случае, если банкомат принял наличные деньги, но не зачислил их на счёт – алгоритм действий тот же.

«Свяжитесь с оператором и расскажите ему о ситуации, сохраните чек, если аппарат его выдал. Полезно также сфотографировать экран банкомата. И отправляйтесь писать заявление в банк, приложив все доказательства. После завершения расследования деньги вам вернут в течение семи дней», – говорит Толбатов.

Как вернуть деньги при неверном безналичном переводе – советы от Банка России - Изображение Фото: www.freepik.com

В специальном отсеке 

Если банкомат не вернул карту – этому могут быть конкретные причины: технический сбой, трижды неверно введённый ПИН-код, просроченная или заблокированная карта или же клиент не успел её забрать в отведённое время (от 20 секунд до минуты).

Стоит также вначале подождать несколько минут. И если банкомат не «одумается» – позвонить по указанному на нём номеру.

«Или обратиться к сотрудникам банка, если банкомат находится прямо в отделении, – дополняет Максим Толбатов. – В любом случае карта в специальном отсеке банкомата и недоступна другим людям. Сотрудники в отделении тут же помогут её достать. А если банкомат не в банковском офисе, то специалисты приедут туда, изымут карту и передадут её в ваше отделение банка».

Если банкомат «съел» карту стороннего банка – могут понадобиться дополнительные документы. Например, справка, что карта действительно принадлежит своему обладателю:

«Кража» банкоматом карты – это полбеды. Если при этом аппарат не выдал деньги, то не будем забывать, что, вообще‑то, человеку эти деньги нужны, и скорее всего срочно. Снять наличные можно в отделении банка, придя туда с пас­портом. Или с помощью мобильного банка можно перевести деньги доверенному лицу, например члену семьи, и он снимет наличные с помощью своей карты». 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×