Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 сентября 2023,  18:30

Семейная реликвия. Как белгородский подросток Михаил Башкатов восстановил машину прадеда

Юного умельца «Белгородские известия» нашли в красногвардейском селе Засосна

Семейная реликвия. Как белгородский подросток Михаил Башкатов восстановил машину прадедаФото: Алексей Дацковский
  • Статья
  • Статья

Простой, проходимый и надёжный, в командирской комплектации, а главное – на ходу: хоть сейчас вези генерала. Перед вами – ГАЗ 69А 1957 года выпуска. Этот раритет отреставрировал 16-летний Михаил Башкатов.

Из поколения в поколение

Не по годам серьёзный, рассудительный и эрудированный Миша готов говорить о советском автомобилестроении часами. Тем более если речь идёт о любимой с детства модели.

«Такие машины выпускали в сложное для страны время, а проектировали буквально через два года после Великой Отечественной войны. Уже тогда было понятно, что нужны универсальные автомобили для армии, которые могут перевозить и низшие, и высшие чины. Поэтому появились две разновидности: обычный, восьмиместный ГАЗ 69 с двумя сиденьями и двумя лавочками сзади (плюс к нему можно было прицепить пушку или полевую кухню) и ГАЗ 69А, где сзади не лавочки, а диван – для перевозки высших чинов», – со знанием дела сообщает Михаил.

Михаил Башкатов Михаил Башкатов / Фото: Алексей Дацковский

 

Отслужив своё в армии, эти автомобили направлялись в колхозы. Такой же путь проделал и Мишин газик.

«Вообще, машина из рода Судовцевых. Это были знаменитые братья, работали бригадирами в колхозе. Один из них – мой папа, прадедушка Миши, – был награждён орденом Ленина и орденом «Знак Почёта». Как раз у него и оказалась эта машина, она ему досталась от дяди, который был председателем колхоза имени Дзержинского. Потом отец умер, и автомобиль 30 лет стоял в гараже. Много раз нам предлагали его продать, но мы оставили его как память. Да и Миша ходил вокруг машины с пяти лет, настолько она ему нравилась. А сколько счастья было, когда он начал её восстанавливать!» – рассказывает бабушка юного умельца Татьяна Ульяненко.

Семейная реликвия. Как белгородский подросток Михаил Башкатов восстановил машину прадеда - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Миша поясняет:

«Конечно, это важно! Это ведь наша семейная реликвия. Машина перешла у нас из поколения в поколение. Как же было ею не заняться?!»

А бабушка с гордостью добавляет:

«Он у нас настоящий патриот! Очень любит историю, интересуется прошлым и страны, и семьи. Прабабушка передала ему прадедушкины ордена, и Миша их бережно хранит».

Семейная реликвия. Как белгородский подросток Михаил Башкатов восстановил машину прадеда - Изображение Фото: Алексей Дацковский

Едет как надо

Михаил Башкатов окончил первый курс инжинирингового колледжа БелГУ. Пока учился на дистанте, каждый вечер после занятий парень вместе с дядей Александром пропадал в гараже.

«До пяти вечера у него была учёба, а потом допоздна машиной занимался. Всё своими руками перебирал. Приобрёл бесценный опыт, я считаю. Помогала вся семья», – подчёркивает Ульяненко.

А сам юноша оживлённо пересказывает этапы работы:

«В целом кузов был в хорошем состоянии, что редкость для таких машин. Но всё‑таки автомобилю 66 лет: где‑то заржавел, где‑то сгнил металл, пороги я переваривал. Не было мотора и коробки, их устанавливал сам. Так что обновили машину, в том числе и салон, и тент. Запчасти, конечно, очень трудно найти. Например, рамка для стекла нам шла из Санкт-Петербурга. С двигателем, электрикой и другими сложными техническими моментами очень дядя помог, сам бы я намного дольше провозился. Ещё колёса новые купили, обслужили трансмиссию, мосты, сделали новую выхлопную систему. Зато сейчас, если бы мне дали такую же машину, я бы справился сам».

Семейная реликвия. Как белгородский подросток Михаил Башкатов восстановил машину прадеда - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Весь процесс реставрации занял около трёх месяцев. Интересная деталь, говорящая о серьёзном подходе к делу: Миша напрямую звонил на Горьковский автозавод, чтобы узнать, могут ли там изготовить детали под заказ. Ответный звонок от главного автомеханика предприятия не заставил себя ждать: на заводе были готовы сделать новую раму по старым чертежам. Но озвученную сумму заказчик просто не потянул.

И тем не менее результатом кропотливого труда Михаил доволен:

«Всё получилось: она едет, выглядит и работает так, как надо. И хотя машина пожилая, у неё очень большая ремонтопригодность: авто можно починить в любом месте. В любом селе, в любом гараже запчасти найдутся. Понятно, что разогнаться не получится на этой машине, но на бездорожье она ведёт себя очень хорошо благодаря полному приводу и «понижайке» (речь о пониженной передаче – прим. авт.), лучшей из всех УАЗов в стоковой комплектации. Болота, например, этот автомобиль просто не чувствует, едет и всё. Ведь делали его именно для того, чтобы он мог довезти в назначенную точку, несмотря ни на что.

Семейная реликвия. Как белгородский подросток Михаил Башкатов восстановил машину прадеда - Изображение Фото: Алексей Дацковский

 

Мама Михаила, Екатерина Черменёва, не скрывает эмоций:

«Я горжусь сыном! Это очень хорошее начало! Думаю, что в будущем увлечение станет прекрасным хобби».
Теперь Михаил Башкатов мечтает дать вторую жизнь ещё одному раритету советских времён – ГАЗ 24 «Волга». И кто знает, возможно, в будущем этот рукастый паренёк станет владельцем целого парка ретромашин.

Елена Коржова

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×