О мире, добре и любви. О чём молятся чернянцы в новой часовне
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Два года назад в центре посёлка Чернянка на перекрёстке улиц Ленина и 20-й Годовщины Октября началась стройка. По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна здесь начали возводить часовню в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
А попечителями строительства стала семья местных уроженцев – супругов Буряченко, которые решили таким образом почтить память своего безвременно ушедшего из жизни сына Бориса. Он был хормейстером ансамбля песни и пляски имени Александрова, погиб в авиакатастрофе над Чёрным морем в декабре 2016 года.
Выживших нет
«Боря был скромным, вежливым и воспитанным парнем. Он здесь, в Чернянке, родился, а потом каждое лето на каникулах приезжал к бабушке. Сначала с родителями, а потом, когда повзрослел, и сам. Он и мой сын дружили. Борис был творческой личностью: очень хорошо пел, обладал абсолютным слухом», – вспоминает Юрий Никуленко.
Мы разговариваем на ступенях часовни, строительство которой Юрий Владимирович курировал по просьбе родителей погибшего парня. Ведь с семьёй Буряченко Юрия Никуленко связывают практически родственные отношения: с главой семьи он учился в одном классе, а потом Борис Павлович крестил его старшего сына. И хотя жизнь давно оторвала Бориса Буряченко от малой родины – по окончании военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге он стал военным врачом, много лет служил на Северном флоте, ходил на подводных лодках, а затем осел в Москве и сейчас возглавляет ортопедическое отделение главного военного клинического госпиталя имени Бурденко – с Юрием Владимировичем он отношения поддерживал. Поэтому тот знал о грядущей командировке сына друга в Сирию в составе ансамбля имени Александрова. И когда услышал об авиакатастрофе, тут же набрал Борису Павловичу.
«Он мне сказал: «Всё. Разбились. Выживших никого нет, идут поисково-спасательные работы». Очень хотел поддержать Бориса, но любые слова утешения в таких случаях бессильны», – вздыхает Юрий Владимирович.
Самый молодой хормейстер
Борису Борисовичу Буряченко было всего 24 года. После школы он с отличием окончил Московский музыкально-педагогический колледж по специальности «хоровое дирижирование», а затем и Московскую государственную консерваторию имени Петра Чайковского. В 2015 году – за год до трагедии – стал самым молодым в истории ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова хормейстером. Казалось, что у него – такого молодого и талантливого – всё впереди: карьера, семья, дети. Но жизнь парня оборвалась на самом взлёте…
Похоронили Бориса Буряченко на военном мемориальном кладбище в Москве. И у его родителей возникла идея увековечить память о сыне. По словам Юрия Никуленко, Борис Павлович и Анна Ефимовна установили мемориальную доску в школе, где учился их сын, а во дворе дома, где он жил, посадили канадский дуб. Безутешные родители решили, что память о нём должна быть и на малой родине, – они пришли к мысли о строительстве часовни в Чернянке и попросили Юрия Никуленко помочь им в решении вопроса.
«Я поговорил с благочинным Чернянского округа отцом Степаном, он отнёсся к этой идее с пониманием. Но нужно было получить благословение владыки Иоанна. Родители Бориса приехали и встретились с ним, тот выслушал и сказал, что дело это хорошее. С его благословения всё и началось», – рассказывает Юрий Никуленко.
Часовне быть!
Материальную сторону вопроса родители погибшего хормейстера взяли на себя: они решили вложить в строительство часовни средства, которые им перечислило после катастрофы Министерство обороны. Был и ещё один важный вопрос – о месте возведения. От идеи построить часовню рядом с кладбищем, где похоронены родные Бориса Борисовича, отказались почти сразу: места там для этого было мало, да и с подведением коммуникаций к зданию возникли бы проблемы. А вот участок, где раньше был Успенский молитвенный дом, а затем воскресная школа, прекрасно подошёл. Тем более, что земля под давно обветшавшим строением как раз принадлежала митрополии. Центр Чернянки, место намоленное – как здесь не увидеть промысел Божий?
Когда же встал вопрос о том, кто будет курировать строительство от имени семьи Буряченко, выбор пал на Юрия Никуленко. По словам мужчины, он и сам мечтал поучаствовать в столь благом и богоугодном деле.
Архитектор митрополии подготовил несколько проектов будущей часовни, владыка Иоанн выбрал один из них и благословил.
Строили с душой
Осенью 2021 года на площадку зашли строители. Первым делом они разобрали здание старого молитвенного дома, очистили территорию и заложили фундамент новой часовни.
А весной 2022 началось возведение стен.
«Строили из кирпича – стены 50 сантиметров толщиной. Белгородская компания делала купол и крышу. Здесь у нас тёплые полы, электрическое отопление. Киот делали в Рязани. Иконы частично здесь писались, частично в Москве по заказу Бориса Павловича и Анны Ефимовны. Паникадило они в Софрино приобрели. А снаружи здание решили отделать дагестанским камнем – получилось очень красиво, правда ведь?» – говорит Юрий Никуленко.
Настоящим произведением искусства являются и две большие мозаичные иконы на фасаде часовни, на которых изображены благоверные князья Борис и Глеб. Их изготовили и установили мастера из Санкт-Петербурга.
«Администрация района и лично глава Татьяна Петровна Круглякова отнеслись к проекту со всем вниманием. Технику, какую мы просили, давали сразу же, с расчисткой участка очень помогли. А потом, когда пришло время для озеленения территории, девочки из чернянского «Зеленстроя» приехали и высадили растения. Всё делалось с душой», – подчёркивает Юрий Владимирович.
Место притяжения
Освящение новой часовни в честь благоверных князей Бориса и Глеба состоялось 14 мая 2023 года, накануне праздника перенесения мощей святых мучеников-страстотерпцев.
«Были Борис Павлович с супругой, их родные, друзья – всего человек 300 приехало на открытие. Слава богу, всё получилось», – говорит Юрий Никуленко.
Сама часовня открыта с 8 до 15 часов. Службы в ней не проходят, так как нет престола и алтаря, но поставить свечу и заказать молебен за здравие и упокой можно. А ещё здесь недавно прошло первое венчание.
За часовней разместился мемориальный комплекс со скульптурой Бориса Буряченко и табличками, на которых значатся имена всех 92 погибших в той страшной авиакатастрофе над Чёрным морем 25 декабря 2016 года. На территории зелено, стоят скамейки, на которые можно присесть и отдохнуть. Площадка стала местом притяжения для чернянцев всех возрастов: люди приходят сюда помолиться, рядом гуляют мамочки с колясками, по вечерам собирается молодёжь.
«Таким образом, нам удалось соединить духовную и патриотическую часть. Люди понимают, что военный человек погиб при исполнении служебного долга. И помолиться нам есть о чём: о мире, добре и любви», – заключает Юрий Владимирович.