Удержаться на воде. Где учатся плавать школьники из Нового Оскола
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В 2022 году плавать научились 55 тыс. учеников белгородских школ. Такую цифру озвучил губернатор Вячеслав Гладков, отчитываясь о работе правительства региона перед областной Думой. В этом школьникам помог инициированный главой области проект «Плавание для всех». А девчонки и мальчишки из школ Нового Оскола с осени прошлого года смогли учиться плавать в новом бассейне, который в 2022-м заработал в новооскольской средней школе № 4.
И проба не нужна
Здание школы построили в 1993 году. Его типовой проект предполагал бассейн, который здесь и заработал с открытием учреждения, но уже через три года встал из‑за технических проблем и пустовал вплоть до капитального ремонта учебного заведения. Школу отремонтировали в 2021 м, а реконструкция бассейна стартовала зимой следующего года при поддержке главы региона. По программе капитального ремонта и строительства объектов социальной сферы средства выделили на ремонт, мебель, оснащение и оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Открыли бассейн уже 1 сентября 2022-го. Целый учебный год здесь учились плавать младшеклассники городских школ и дошколята: при средней школе № 4 работает детский сад «АБВГДейка».
«По образовательной программе в течение года на плавание отводится учебная четверть. Из трёх уроков физической культуры в неделю мы выделили на бассейн час, и такой график позволил нам охватить всех учеников, – рассказывает директор школы Людмила Андреева. – Занятия наших школьников проходят в первой половине дня. А после обеда у нас была возможность принять учеников других городских школ, ещё ребят Прибрежной средней школы. Для них плавание проходит в рамках внеурочной деятельности».
В общей сложности в бассейне за год занимались порядка полутора тысяч мальчишек и девчонок.
«Наша задача – дать ребёнку первоначальные навыки держаться на воде. В городе также работает бассейн «Каскад», поэтому при желании дети могут заниматься и там после школы», – говорит Людмила Григорьевна.
Тут есть всё для удобства ребятишек. К примеру, в детском плавательном бассейне теплее, чем в городском. Температура воздуха тут 29 градусов, воды – 33.
«Вода прозрачная, всё видите сами, тут проба даже не нужна», – показывает Людмила Андреева.
Плюс гималайская соль
И всё‑таки качество воды – под пристальным вниманием сотрудников бассейна. Два раза в день лаборант поводит её анализ на хлор и pH. В штате бассейна – 7 человек. Кроме лаборанта это инструктор по плаванию, тренеры-спасатели, медицинская сестра и инженер-оператор хлораторной установки.
«Бассейн – это большая сложная конструкция. То, что вы видите, – лишь половина. В подвале точно такое же помещение с электроникой, фильтрами, теплоузлами», – говорит директор школы.
Перед нами три плавательные дорожки, где одновременно могут находиться до 18 человек. Длина полосы – 12 м. Глубина бассейна варьируется от 65 см до 1,5 м. Вход в него покатый, первые 4 м – от 65 до 70 см глубиной, что позволяет без опасений учить плавать здесь малышей.
Бассейн полностью укомплектован оборудованием, основная задача которого – позволить ребёнку плыть без страха воды. Кроме этого, оснащён он и профессиональными системами, в том числе системой гидромассажа: вода в бассейне в нескольких местах начинает бурлить от нажатия всего лишь одной кнопки. Другая кнопка запускает систему противотоков, которые позволяют имитировать течение воды.
Также здесь установили специальное гидравлическое кресло-подъёмник, которое позволит комфортно опуститься в воду детям с ограниченными возможностями здоровья.
«Мы его заказывали в фирме, которая обеспечивает оборудованием санатории, реабилитационные центры», – добавляет Людмила Андреева.
В бассейн входит и медицинский кабинет, который в начале лета готовили к лицензированию. Оздоровлением детей тут занимаются не только в воде. В этом помогает соляная сауна. Одну из её стен отделали спрессованными блоками гималайской соли.
«Тут любят бывать наши старшие школьники. Они, особенно гиревики, говорят, что это их второе любимое место после дома», – улыбается директор школы.
Терпение и труд
Инструктор по плаванию, тренер-преподаватель Детско-юношеской спортивной школы им. Александра Щербака Алексей Рязанский ведёт в бассейне секцию плавания. Уже шесть лет он учит детей не только держаться на воде, но и достигать определённых результатов в этом виде спорта. В бассейне СОШ № 4 Алексей Валерьевич работает с сентября прошлого года. Занятия в секции начинаются после трёх часов дня. Учеников у Рязанского четыре группы по 20 человек. Это мальчишки и девчонки в возрасте от семи лет со всего Новооскольского городского округа.
На вопрос, как научить ребёнка плавать, он отвечает просто: нужны терпение и труд.
«Начинать надо с азов, конечно. Рассказываем, как правильно дышать в воде, чтобы ребёнок не набирал воздух, когда погружается в воду, а наоборот, учился его выдыхать. Потом надо дать ему к воде привыкнуть. Кто‑то приходит, спустился в воду – и готово, – рассказывает Алексей Валерьевич. – А некоторые ребята совершенно не умеют плавать, помимо того, что ещё и воды боятся. Это совсем тяжёлая история. Тут точно нужны терпение и труд: потихоньку приучаем, за ручку держим, поддерживаем в воде, ребёнок понемногу начинает развиваться и плавать».
Тренировки в секции проходят даже в субботу. По словам Алексея Рязанского, за год его воспитанники не только освоились в бассейне, но и достигли первых побед на соревнованиях.
«Сначала улучшали физические качества, потом работали над техникой, и уже в марте дети ездили на свои первые соревнования в Чернянку. Там одна девочка заняла первое место в своей возрастной категории, – говорит он. – Каждый ученик развивается – кто‑то чуть быстрее, кто‑то медленнее. Мы над этим работаем».
По его мнению, плавание как часть уроков физической культуры помогает гармоничному развитию ребёнка:
«В воде работают все группы мышц, дыхательная система. Ребёнок крепнет, плавая».