Дары Валдая. В городе-крепости «Яблонов» работает уникальная выставка колокольчиков
Коллекционер Леонид Романенко рассказал «Белгородской правде» о своём хобби
-
Статья
-
Статья
В экспозиции можно увидеть более 100 колокольчиков и бубенцов разного назначения и возраста, от 200-летних до современных.
Предоставил экспонаты помимо Романенко председатель попечительского совета национальной премии в области событийного туризма и частый гость Белгородской области Геннадий Шаталов.
Из старого сундука
«У каждого своя болезнь, как говорится, – шутит Леонид Романенко. – Но очень хорошо, если болезнь красивая. А колокольчики – это красиво. Ну как они могут не нравиться? Стоит только подержать его в руке, и всё станет понятно. У колоколов своя энергетика. Впервые я увидел колокольчик в раннем детстве, было мне лет пять. Бабушка и дедушка держали корову, и как‑то в наш деревенский двор один мужчина привёз на лошади телегу сена. Я был поражён красотой и звоном блестящего, начищенного колокольца под дугой. Я попросил: «Можно позвонить?» Мужчина меня приподнял, я начал звонить. Это одно из ярких воспоминаний из детства».
Годы шли, и в 2004 году Романенко приступил к созданию своей коллекции. Первые экспонаты – два колокольчика, найденные в доставшемся от тёти старом сундуке. Другой, возможно, выкинул бы их, не испытывая любви к вещам, хранящим дух прежних эпох. Но не Романенко.
Он подошёл к делу серьёзно, начал искать и читать информацию. Есть книги, специализированные сайты, форумы. Начинающий коллекционер стал знакомиться с единомышленниками, продавцами:
«Увлечение это дорогое, прямо скажем. Хороший, редкий поддужный колокольчик может стоить 50, 60, 100 тыс. рублей. Можно подумать, что крестьяне в старой России располагали такими средствами. Нет, это могли позволить себе лишь люди побогаче – купцы, дворяне, зажиточные мещане. Речь идёт о колокольчиках с орнаментами, украшениями, надписями, в том числе именных колокольчиках. Именно таков один из моих первых экземпляров – на нём надпись с именем владельца рязанского мещанина Ивана Гучева и три «прусских» одноглавых орла на тулове. А колокольчики крестьян были самыми простыми. Здесь, на выставке, есть и такие».
В родной патине
Выставочные экспонаты Геннадия Шаталова – преимущественно современные сувенирные изделия. В витринах Леонида Романенко – только настоящие, которые и составляют предмет увлечения серьёзных собирателей.
«В нашей среде кому попало их не продают, – продолжает коллекционер. – Знакомясь друг с другом, мы прощупываем человека, насколько он серьёзен, не является ли обычным антикваром-перекупщиком, и лишь в этом случае приступаем к делу. Правду сказать, в антикварных магазинах редко бывает что‑то интересное».
Удачный вариант – когда людям, как самому Романенко, достаётся в наследство один-два колокольчика, и они не знают, что с ними делать. Продают охотно. Но могут по незнанию сильно завысить стоимость: приходится показывать им каталоги с ценами, чтобы спустить с небес на землю. Но самый распространённый метод пополнения колокольных коллекций – взаимообмен между собирателями. А самый выгодный, но редкий способ – когда кто‑то распродаёт коллекции родителей, родственников, ставшие после их смерти ненужными.
Один из экспонатов нашли под Белгородом чёрные копатели. Вначале тоже заломили цену. Но торговаться – это дело техники. Гораздо интереснее история находки:
«В земле был закопан чугунок. Он стоял там днищем кверху, а под ним был колокольчик – и живая змея, словно страж. В жутком состоянии, конечно, был этот колокольчик, надпись не читалась, недели две я его отмывал. Выяснилось, что это произведение мастера Алексея Ерохина из нижегородского Осташино».
Блеск колокольцев завораживает. Но это результат мойки, и ни в коем случае – шлифовки.
«Колокольчик чем ценится? – спрашивает Романенко и сам отвечает: – Главное, чтобы он не был обработан. Он должен быть в родной патине (тёмном налёте, образующимся на поверхности под воздействием окружающей среды – прим. ред.). Мойка колоколов – особое искусство, у каждого коллекционера свой способ. Я вначале замачиваю их на 5 суток в растворе жидкого хозяйственного мыла и электролита, после чего отмываю обычным «Пемолюксом».
По особому заказу
В собрании Романенко сейчас 70 колокольчиков. Для сравнения: у известного коллекционера Михаила Любашевского их было более 2 000. Но в нашей области это самая крупная коллекция. И все 70 – на выставке.
Географически представлены все ведущие русские колокольные центры – и среди них, естественно, Валдай. Именно в этом городке, ныне райцентре в Нижегородской области, родилась русская колокольная традиция. Этот факт воспел поэт-декабрист Фёдор Глинка в своём известном стихотворении:
Вот мчится тройка удалая
Вдоль по дороге столбовой.
И колокольчик, дар Валдая,
Звенит уныло под дугой…
«Происхождение колокольчиков мы распознаём по ряду признаков, – объясняет Леонид Романенко. – Например, литьё или шрифт надписей: у валдайских и новгородских произведений он прямой, а мастера в рязанском Касимове использовали курсивное, наклонное написание. Происхождение также наносили на тулове: вот, например, «Мастеръ Мазуринъ въ Касимове».
Изучать надписи на старых колокольчиках – особенное удовольствие. Один про себя сообщает, что он изготовлен «С серебромъ по особому заказу». На другом – стандартная, популярная в то время надпись: «Кого люблю, того и дарю». На третьем более игривая: «Звенитъ патешаетъ ездить паспеваетъ». А на четвёртом – два тех самых знаменитых слова «Дар Валдая».
Весёлый перезвон
Большинство экспонатов выставки – поддужные колокола, размерами от 4 до 16 см. Они висели по центру дуги коренной лошади в тройке. Звук их был слышен за две и более версты, оповещая станционных смотрителей о необходимости подготовить сменных лошадей для почтальонов, курьеров.
Бубенцы – колокольца поменьше, их размещали в других местах упряжи для весёлых перезвонов свадебных кортежей.
Колокольчики в виде фигурок монахини, девочки, дамы, а также с ручками и прочих конструкций – так называемые вызывные (кабинетные, столовые, конторские, коридорные), для вывоза прислуги или подчинённых.
Ну а церковные, судовые колокола – это отдельная история.
«Очень редко кто‑то из коллекционеров выставляет свои собрания из‑за громоздкости, тяжести экспонатов, – рассказывает Романенко. – Жаль, что люди не всегда могут видеть такую красоту. Так что для нашей области это уникальная выставка».
А директор историко-культурного центра «Город-крепость «Яблонов» Светлана Гущарина говорит:
«Леонид Михайлович сам предложил нам сделать колокольную выставку. Вначале я подумала о платном экспонировании, о необходимости везти её откуда‑то издалека. Но оказалось, что он – местный житель, добрый, замечательный человек. И выставка эта, совершенно бесплатная».
Экспозиция с колокольчиками будет работать по 30 июля.
Олег Гончаренко