10 любопытных фактов и историй о Соборной площади Белгорода
О них «БелПрессе» рассказал экскурсовод по городу Алексей Бондарев
-
Статья
-
Статья
Алексей провёл около 400 прогулок по разным местам Белгорода и подобрал факты на основе своих собранных материалов и личных наблюдений.
Факт 1. Часы как признак города
Архитектурный ансамбль Соборной площади в стиле советского неоклассицизма создавался в середине 1950-х. Белгородская область образовалась в 1954 году, областной центр должен был выглядеть согласно статусу.
Сегодня из этого ансамбля выделяется лишь здание областного управления статистики. Причём не только внешне, но и функционально – наличием башенных часов.
«С древних времён башенные часы были неотъемлемым атрибутом городского облика и должны оставаться им и сейчас, – уверен Алексей Бондарев. – Просто замечательно, что они есть у нас, в самом центре города. Есть небольшие часы на колокольне Преображенского собора. А вот на фасаде торгового центра «Славянский» когда‑то висели часы, но исчезли. Я считаю, это пример мещанского отношения к облику Белгорода».
Факт 2. Клад
На месте управления статистики до 1980-х стоял дом купца Самойлова – по имени его последнего владельца до революции. В народе его называли «железка», так как в брежневские годы в нём располагался ДК Железнодорожников.
«Отец моего товарища участвовал в сносе дома Самойлова. И нашёл там клад бумажных царских банкнот номиналом 3, 5 и 10 рублей. Они были свёрнуты в цилиндр. Купюры с края изветшали, а в глубине цилиндра сохранились хорошо. Отец их долго потом раздавал всем желающим».
Факт 3. Напоминание о храме
Здание гостиницы «Белгород» в 2004 году видоизменилось. Сверху надстроили ещё один этаж и купол со шпилем. Известно, что на месте гостиничного двора до середины 1930-х годов существовала Тихвинская (Георгиевская) церковь 1761 года постройки.
«Сохранились её фотографии. И удивительным образом купол старинного храма похож на современный купол гостиницы. Очень похоже на то, что авторы реконструкции решили таким образом увековечить бывший здесь когда‑то храм».
Факт 4. Пенза как образец
Архитектурный ансамбль Соборной площади венчает здание администрации Белгородской области. Здесь располагаются губернатор и правительство Белгородской области, областная Дума.
Первоначально высшие органы управления регионом находились в здании строительного колледжа на перекрёстке ул. Николая Чумичова и Гражданского проспекта. В 1955 году Белгородский областной совет (облисполком) и обком КПСС переехали в здание бывшей мужской гимназии – сегодняшнего социально-теологического факультета БелГУ на ул. Преображенской. Новый дом советов построили к июню 1957 года.
«В своё время в честь 65-летия Белгородской области областной госархив создал существующий до сих пор сайт с рассказом об истории региона. Там сообщается, что при создании здания нашей администрации в качестве образца был принят дом советов Пензы. Вообще‑то, при сравнении двух зданий отличия видны невооружённым глазом. Например, в Пензе нет на крыше декоративных архитектурных элементов-зубцов, как у нас. Возможно, типовой проект действительно был общим, но на местах в него вносили изменения. И своеобразно то, что история сделала круг, и сегодня в этом здании располагается губернатор родом из Пензенской области».
Факт 5. Щепкин не белгородец?
Памятник актёру Михаилу Щепкину рядом с драматическим театром, как и ряд других в Белгороде, – из переехавших. В 1988 году его установили в сквере у Смоленского собора на Гражданском проспекте, спустя 10 лет перевезли к театру. Область гордится своим уроженцем. Но у экскурсовода есть свои соображения.
«У меня есть страницы старого журнала «Нива» 1913 года со статьёй к 50-летию смерти Щепкина. Там приведено его жизнеописание, его значение как актёра. «Московский актёр» – называют его в тексте: именно так его воспринимало тогдашнее общество. Ни разу слово «Белгород» не упомянуто, как это ни больно слышать нынешним краеведам, работникам культуры, как это ни ущемляет нашу местечковую гордость. Он и сам‑то себя не считал белгородцем. Его автобиографические «Записки» начинаются со слов: «Я родился в Курской губернии Обоянского уезда, в селе Красном…»
Факт 6. Эффект кетцаля
После реконструкции Соборной площади в 2018 году исчез металлический звук, возникавший в воздухе при хлопке ладонями над медалью с картой Белгородской области. Но ранее жители и гости города с удовольствием хлопали, удивлялись и недоумевали: откуда он берётся. Между тем это вполне конкретное акустическое явление.
«Это звуковое завихрение, так называемый эффект кетцаля, или «хвост кетцаля» (кетцаль – похожая на попугая птица, обитающая в горных лесах Центральной Америки – прим. авт.). Он известен на весь мир благодаря пирамидам майя. При хлопке рядом с ними раздаётся очень похожий звук. В интернете есть масса видеороликов с хлопающими там людьми. Стоит их посмотреть хотя бы затем, чтобы поностальгировать по этому звуку».
Факт 7. Остатки женского монастыря?
На месте драмтеатра, как известно, раньше стоял Рождество-Богородицкий женский монастырь. Существует мнение, что парапет из бутового камня, на котором стоит напротив Щепкина часовня князя Владимира, сложен из остатков его строений.
«Я не могу документально ни подтвердить, ни опровергнуть это мнение. Однако этого не исключаю. Практика повторного использования стройматериалов существовала давно. Старожилы говорят, что старинные надгробия с нашего городского кладбища на ул. Попова увозили в Москву для стройки метрополитена. И заметьте – подобным же камнем отделаны быки старого моста через рельсы у железнодорожного вокзала. Их и сейчас там можно видеть, если пройти под современным мостом».
Факт 8. Икона из храма Христа Спасителя
В часовню князя Владимира стоит зайти не только, чтобы помолиться. Она интересна ценителям иконописи. Да и просто чтобы посетить – по словам Алексея Бондарева, многие горожане даже близко к ней не подходили, думая, что она декоративная. Между тем, у неё есть часы работы, внутри сидят смотрители. Можно поставить свечи.
«В 2011 году, на 100-летии канонизации Иоасафа Белгородского, возникла идея строительства этой часовни на месте женского монастыря. Патриарх Кирилл 17 сентября совершил на её месте литургию. Саму часовню построили в 2015 году, приурочив к 1000-летию преставления князя – крестителя Руси. И в ней висят три большие, великолепные иконы – одна современная, написанная в 2015 году. И две старинные – Казанской и Иверской Божией Матери, 1902 и 1862 года написания. Казанская Богородица находилась в московском храме Христа Спасителя до его разрушения».
На полу часовни сделано мозаичное панно в виде солнца. Князя Владимира ведь называли «Красное Солнышко». И плиточный узор на самой площади – тоже в виде солнца.
Факт 9. Ленин был лучшим
Глядя на стелу «Город воинской славы», нельзя не вспомнить, что на её месте стоял памятник Ленину. Эпопея последних лет с памятниками вождям пролетариата в Белгороде, с их исчезновениями, переносами и ремонтами достойна отдельного рассказа. Но ещё интереснее история самого первого памятника Ильичу, который появился на площади в 1927 году.
Сделал его московский скульптор Георгий Алексеев. Он не раз бывал в кабинете вождя, делал его зарисовки. Созданный им бронзовый памятник Анатолий Луначарский назвал самым удачным из всех, которые он видел. Похвале можно доверять: авторитет и образованность наркома просвещения в сфере искусств и культуры признаны и по сей день.
«Памятник простоял до войны, затем пострадал от фашистов. Сброшенную с постамента скульптуру отвезли на склад райпотребсоюза. Гитлеровцы хотели забрать её в Германию на цветмет, но отступали второпях и не смогли. После войны памятник поставили на прежнем месте. Потом заменили на другой, а бронзовый памятник уехал в фойе кинотеатра «Челюскин». После его сноса – в фойе кинотеатра «Родина».
Конечным пунктом путешествия Ленина образца 1927 года стал историко-краеведческий музей. Там до развала СССР памятник стоял в экспозиции. После чего, как писал краевед Александр Крупенков, «его убрали в фонды, где памятник, представляющий историческую и культурную ценность, стоит, скрытый от глаз посетителей, по сей день».
Факт 10. Каламбур
Площадь не раз меняла названия. В царские времена она была Большой. Называли её также просто «площадь перед женским монастырём». Торговой площадью она не была никогда, утверждает Крупенков, хотя некоторые уверены в обратном.
А в 1920-е годы произошёл казус. После всех трагических событий, связанных с пребыванием здесь белых и украинских сил, площадь стала носить имя жертв контрреволюции. Потом – жертв революции. Оба названия оказались двусмысленными: чьи жертвы имеются в виду – со стороны красных или белых?
В итоге появилась просто площадь Революции, а с 2004 года – Соборная площадь.
Олег Гончаренко