Кто помогал бойцам и командирам добиваться успехов на поле боя
-
Василий Журахов
-
Белгородская правда
-
Василий Журахов
-
Белгородская правда
Кульминационным событием в ходе Курской битвы явилось спланированное под Прохоровкой штабом Воронежского фронта контрнаступление частей и соединений 5-й гвардейской танковой армии. Его без преувеличения можно считать примером военного искусства советских солдат и офицеров.
Сошлись лоб в лоб
11 июля 1943 г. на узкий участок Воронежского фронта, именуемого Прохоровским плацдармом, гитлеровское командование бросило отборные танковые дивизии СС. В результате они вышли на рубеж: «Адольф Гитлер» – Красный Октябрь (сейчас н. п. нет. – Прим авт.), высота с отметкой 126,6; «Мёртвая голова» – Васильевка, совхоз Октябрьский; «Райх» – Виноградовка, Малояблоново.
12 июля в 8:00 по указанным дивизиям открыли шквальный 15-минутный огонь нашей артиллерии. Также боевые порядки вражеских танковых частей были атакованы штурмовой и бомбардировочной авиацией.
Затем в 8 часов 30 минут танки первого эшелона 5-й гвардейской танковой армии генерала П.А. Ротмистрова двинулись в наступление. Однако они столкнулись с ударной группировкой немцев, состоявшей из сотен тяжёлых танков, самоходных артиллерийских установок, бронетранспортёров и мотопехоты.
На поле под Прохоровкой, зажатые с одной стороны рекой Псёл, а с другой – железнодорожной насыпью, в клубах дыма и пыли сошлись лоб в лоб две стальные лавины. Завязалось крупное встречное танковое сражение.
Вот как комментирует происходившее событие в своей книге «Дело всей жизни» начальник Генерального штаба с 1942-го по 1945 год Маршал Советского Союза А.М. Василевский:
«Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и САУ), который произошёл на южном фасе Курской дуги 12 июля. Сохранился документ, который был направлен мною 14 июля из этого района боёв Верховному Главнокомандующему, он по‑своему может свидетельствовать о происходившем.
«Согласно Вашим личным указаниям с вечера 9.07.1943 г. беспрерывно нахожусь в войсках Ротмистрова и Жадова на прохоровском и южном направлениях. До сегодняшнего дня включительно противник продолжает на фронте Жадова и Ротмистрова массовые танковые атаки и контратаки против наступающих наших танковых частей. Ликвидация прорыва армии Крючёнкина, создавшая 11.07 серьёзную угрозу тылам главных сил армии Ротмистрова и корпусу Жадова, потребовала выделения двух мехбригад из 5-го механизированного корпуса и отдельных частей Ротмистрова в район Шахово, Авдеевка, Александровская. Ликвидация же прорыва армии Жадова в районах Весёлый, Васильевка, Петровка 12.07 вынудила бросить туда остальные части 5-го механизированного корпуса. То и другое в значительной мере ослабило силы основного удара Ротмистрова со стороны Прохоровки в юго-западном направлении. По наблюдениям за ходом происходящих боёв и по показаниям пленных, делаю вывод, что противник, несмотря на огромные потери как в людских силах, так и особенно в танках и в авиации, всё же не отказывается от мысли прорваться на Обоянь и далее на Курск, добиваясь этого какой угодно ценой… В течение двух дней боёв 29-й танковый корпус Ротмистрова потерял безвозвратными и временно вышедшими из строя 60 % и 18-й корпус – до 30 % танков. Потери в 5-м механизированном корпусе незначительные. Назавтра угроза прорыва танков противника с юга в район Шахово, Авдеевка, Александровка продолжает оставаться реальной. В течение ночи принимаю все меры к тому, чтобы вывести сюда весь 5-й механизированный корпус, 32 ю мотобригаду и четыре полка ИПТАП. Учитывая крупные танковые силы противника на прохоровском направлении, здесь на 14.07 главным силам Ротмистрова совместно со стрелковым корпусом Жадова поставлена ограниченная задача – разгромить противника в районе Сторожевое, севернее Сторожевого, совхоз «Комсомолец», выйти на линию Грязное – Ясная Поляна и тем более прочно обеспечить прохоровское направление».
Продвижение вперёд
12 июля противник старался любой ценой овладеть ж/д станцией Прохоровка. Авиация люфтваффе группами 25–30 самолётов в течение всего дня сопровождала танковые колонны СС и периодически бомбила наши боевые порядки.
Однако части 18-го танкового корпуса и части 29-го танкового корпуса не только сорвали планы врага, но и имели практический успех в выигрыше территории.
Так, в 18:00 12 июля 1943 г. командир 18-го корпуса генерал-майор танковых войск Бахоров ввёл в бой 36-й гвардейский танковый полк, который совместно с 32-й мотострелковой бригадой перешли в наступление и овладели Васильевкой.
После выхода к Козловке (сейчас н. п. нет. – Прим. авт.) дальнейшее продвижение частей 18-го танкового корпуса стало невозможным из‑за потерь среди личного состава и встречного сильного огня противотанковой артиллерии немцев с высот 247,9 и 241,6, а также огня бросаемых в контратаки танков, среди которых были «тигры».
29-й танковый корпус, действовавший левее 18-го танкового корпуса, после 14:00 начав атаку, попал под воздействие сильного артиллерийского обстрела неприятеля. Буквально в течение нескольких минут вспыхнуло более 10 танков, следовавших в авангарде.
Однако части корпуса своевременно вышли из‑под обстрела и закрепились на рубеже, в лощине юго-восточнее совхозов Сталинский (сейчас 1-е Сторожевое Воронежской обл.) и Октябрьский (сейчас Политотдельский Белгородского района). Тем не менее за день боёв 29-й танковый корпус нанёс существенный урон противнику. Подбили танков – 41, из них 14 «тигров», уничтожили солдат и офицеров свыше 100 человек.
Обеспечивали руководство
В 2015 году издан сборник рассекреченных документов оперативного отдела штаба 5-й гвардейской танковой армии «Смерш: боевое крещение под Прохоровкой». В него вошли приказы, докладные записки, спецсообщения и справки, подготовленные штабистами. События, отражённые в них, имеют прямое отношение к Прохоровскому танковому сражению. Обнародованные документы уникальны и предназначены для широкого круга читателей. В преддверии исторической даты мы вспоминаем, насколько важен труд тех, кто помогал бойцам и командирам добиваться успеха на полях брани. Офицерам штабов частей и соединений отводилась ведущая роль в подготовке к боевым действиям и общее руководство войсками на данном направлении. Ежедневно они собирали, обобщали и анализировали сведения о противнике, налаживали взаимодействие между различными родами войск, разрабатывали стратегию и тактику боевых операций. Конечно же, от штаба зависело, насколько скрупулёзно и грамотно готовилась та или иная операция. На уровне 29-го танкового корпуса эту работу выполняли офицеры оперативного отдела штаба, майоры В.С. Терехов и В.Г. Конюшевский.
За образцовое исполнение своих обязанностей они удостоены орденов Отечественной войны 2-й степени.
Выдержка из наградного листа майора В.Г. Конюшевского иллюстрирует его военный талант: «В процессе боя осуществлял контроль выполнения боевых приказов соединениями, частями и организовал взаимодействия родов войск. В период занятия корпусом исходного положения в районе Прохоровки и в связи с учреждением противником намеченного рубежа для атаки необходимо было на ходу организовать бой на новом рубеже, тов. Конюшевский своей самоотверженной работой обеспечил организованное вступление в бой соединений и частей корпуса.
Благодаря настойчивости и разумной инициативе в дальнейших боях тов. Конюшевский сумел правильно и своевременно доводить задачу до исполнителей».
Итак, в результате встречного танкового сражения части и соединения 5-й гвардейской танковой армии смогли в течение дня 12 июля 1943 г. остановить лавину танков, а местами продвинуться вперёд. Тем самым они подорвали наступательный ресурс немцев и сокрушили операцию «Цитадель».