Почему прохоровские школьники поступают в медицинский класс
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Софья Суляева в этом году окончила Прохоровскую гимназию. Сейчас она – абитуриентка сразу двух вузов: Курского государственного медицинского университета и мединститута БелГУ. С будущей профессией определилась ещё в средней школе, когда увлеклась биологией.
«Когда начала углубляться в эту науку, поняла, что дорога дальше ведёт в медицину, – рассказывает вчерашняя одиннадцатиклассница. – Два года назад поступила в медицинский класс и с первых же занятий поняла, что я на правильном пути».
Вместе с Софьей свою дорогу выбрали и её одноклассники – ученики медкласса Прохоровской гимназии. Медицинские классы заработали в регионе с сентября 2021 года по инициативе губернатора Вячеслава Гладкова.
С чистого листа
«На биологии мне больше всего нравилось изучать человека. Когда в восьмом классе мы начали знакомиться со строением человеческого организма, было очень интересно узнавать, как ты сам устроен», – рассказывает Софья.
Но одно дело изучать теорию, а другое дело – погружаться в практику.
«Можно сказать, что в медицинский класс я пришла с чистого листа, – делится выпускница. – Но с первого урока весь этот огромный мир медицинских знаний начал для меня открываться. Вы только посмотрите, какое здесь оборудование. Вот лёгкие стоят – красота просто!»
В медицинском классе действительно есть на что посмотреть. Кабинет для него отремонтировали и оборудовали мебелью по утверждённому брендбуку. Увлечённые медициной школьники проводят тут немало времени, поэтому и атмосфера соответствующая, но не без изюминки. Ею выступает импровизированный амфитеатр, практически как в лекционных аудиториях вузов, но с мягкими подушками на сиденьях. Так будущие медики могут и расслабиться – не всегда же за партами сидеть, – и привыкнуть к тому, как будут проходить лекции в институте или университете.
Но самое главное здесь – учебное оборудование. Сюда входят медицинские приборы (кажется, что попадаешь в мини-больницу!), макеты органов человека, всевозможные тренажёры и лабораторно-диагностические учебные комплексы.
Практические занятия в медицинском классе проводит главный врач Прохоровской центральной районной больницы, кандидат медицинских наук Олег Ждановский.
«Оборудование здесь современное. Когда я учился в университете, у нас, студентов-медиков, такого не было! – отмечает Олег Михайлович. – Можно отработать все навыки, которые потребуются не врачу, но каждому человеку, и он сможет оказать любую неотложную и первичную доврачебную помощь в плане реанимации. Правильному поведению при каких‑то экстренных состояниях дети здесь точно научатся. Даже если они не станут медиками, в жизни это крайне необходимые знания».
Часть оборудования находится прямо в учебном кабинете, другая – в лаборантской. А рядом с этими двумя помещениями – стена гордости школы: те её выпускники, которые выбрали для себя самую благородную стезю – медицину. Кто‑то из них вернулся в родной район, а кто‑то стоит на страже здоровья человека в других городах страны. Чем не стимул для школьников – будущих медиков?
Да и не только для них. На экскурсии в медицинский класс – единственный в Прохоровском районе – приходят и младшеклассники, и даже детсадовцы. Это и познавательно, и интересно, и, возможно, кто‑то из них также спустя время задумается об учёбе в медицинском классе.
Желающих становится больше
Медкласс объединяет учеников нескольких школ района. В первый учебный год здесь занимались школьники из гимназии и трёх сельских школ – всего восемь человек. В следующем году учениками стали шесть ребят из Прохоровки, Холодного и Берегового. Сейчас они готовятся перейти в 11-й класс.
Среди десятиклассников медкласс также пользуется спросом. В школе ожидают, что в сентябре наберут больше 10 учеников медицинского класса. Его появление вызвало всплеск интереса к биологии среди школьников, рассказывает Валентина Литвинова. Она преподаёт биологию в Прохоровской гимназии. Вместе с коллегой, учителем химии Еленой Пуляевой, Валентина Гавриловна работает с учениками медкласса.
«Восьмые классы в прошлом учебном году проходили анатомию человека. И практически весь её курс мы изучали на оборудовании медицинского класса. Дети были в таком восторге! – делится педагог. – Они не ожидали, что это всё можно увидеть, потрогать! Также мы учились с ними на тренажёрах оказывать первую помощь. Изучили пищеварительную систему – осваиваем действия при отравлении. Кровеносную систему прошли – учимся останавливать кровотечения».
Учёба в медицинском классе предполагает углублённое изучение биологии и химии и дополнительное образование в рамках внеурочной деятельности: элективные курсы «Шаг в медицину», «Первая помощь». В прохоровском медицинском классе после уроков потенциальные врачи также постигали азы фармакологии. Тут даже задумывались о том, чтобы облегчить жизнь будущим студентам меда и начать преподавать латинский язык.
Кроме этого, ученики медицинского класса прошли основную программу профобучения «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» и получили подтверждающие это свидетельства. На учёбу ребята раз в неделю по субботам ездили в медицинский колледж НИУ «БелГУ». Чтобы это стало возможным, образовательное учреждение заключило договор о взаимодействии с администрацией. Такой же договор действует между школой и Прохоровской ЦРБ.
Все вместе ученики медицинского класса – из райцентра и сельских школ – встречались раз в неделю по средам.
Буду как дедушка
Олег Ждановский рассказывает, что преподавательская деятельность для него не в новинку. Раньше он работал на кафедре хирургических болезней мединститута БелГУ.
«Работать с ребятами из медицинского класса мне интересно, – говорит он. – Кроме того что даю новые знания и сам черпаю от них энергию».
Теория здесь сочетается с практикой, и с каждым занятием ученики медкласса узнают что‑то новое как о специфике медицинской профессии, так и о себе самих. Поэтому к окончанию школы они уже были готовы ответить на вопрос: выбрать делом жизни для себя медицину или нет?
Софья Суляева в своём выборе не сомневается. В семье она будет первым врачом. Правда, со специализацией пока не определилась, но есть у неё мечта стать офтальмологом или врачом-рентгенологом.
Её одноклассник Иван Колесник, поступив в медицинский вуз, продолжит семейную династию. Молодой человек подал документы в мединститут БелГУ.
«Мой дедушка, Иван Григорьевич Колесник, работал лор-врачом в Прохоровской районной больнице. Там же трудилась и бабушка, – говорит Ваня. – Моим любимым предметом с пятого класса была биология. На неё, как и на химию, я и сделал упор. Когда дедушка узнал, что я хочу поступать в медицинский, отозвался об этом хорошо. Да и остальные в семье были рады».
Анастасия Мазурова окончила в этом году Кривошеевскую среднюю школу и тоже поступает в Белгородский госуниверситет.
«В конце девятого класса поняла, что ничего другого, кроме работы в медицине, мне и не подходит, – рассказывает Настя. – Да и родители спрашивали, не хочу ли я поступить в медицинский. К тому же моя сестра окончила медколледж в Белгороде, работает по профессии и тоже поспособствовала тому, чтобы я пошла сначала в медицинский класс, а потом и в медицинский институт».
— Что за эти два года дал медицинский класс?
— Во‑первых, я поняла, что сделала всё‑таки правильный выбор. Во‑вторых, он познакомил с людьми, которые тоже хотят пойти в эту профессию, – отвечает Анастасия.
Комплекс по имени Гриша
Познакомиться с такими же учениками медицинских классов со всей области прохоровские ребята смогли, поучаствовав в открытых городских соревнованиях, организованных для них в Белгороде, – на первом региональном чемпионате школьников по профессиональным пробам «ПРОФмед» и на областной квест-игре «Медицинский квест». Оттуда они возвращались не только впечатлённые общением с ровесниками, но и с персональными достижениями.
Софья Суляева в составе своей команды стала победителем «Медицинского квеста», который проходил в Старом Осколе.
«Нас по жребию разделили на команды. В моей команде были ребята из Валуек, Грайворона, Старого Оскола, – рассказывает Софья. – Прежде всего нам надо было познакомиться, а потом выполнять разные задания, применяя и теоретические знания в медицине, и практические навыки. За эти два часа мы друг друга чему‑то успели научить, и, по‑моему, все подружились».
«Медицинский квест» проходила и выпускница медкласса Яна Кокобелян. Сейчас она тоже готовится к поступлению и надеется поступить на бюджет в медицинский колледж БелГУ. Думает пойти учиться на акушера.
«Я вообще очень детей люблю», – добавляет она.
Девушке с детства нравится медицина.
«Маленькой я любила ходить в больницу. А потом возвращалась домой и начинала в неё играть, – вспоминает Яна. – Так и поняла, что медицина – это моё».
Она с восторгом рассказывает об оборудовании, которое освоила в медицинском классе. За Яной был закреплён лабораторно-диагностический учебный комплекс Гриша – полноразмерный манекен подростка, подключённый к компьютеру.
«Этот тренажёр позволяет освоить многое из изученного на практике, – рассказывает Яна. – Если его включить, он начинает дышать. Манекену можно измерить давление, пульс, провести аускультацию лёгких и много чего ещё».
«Важно, что комплекс показывает ребёнку, правильно ли он выполнил то или иное действие, – добавляет Валентина Литвинова. – К примеру, если он что‑то сделал неверно, то у манекена не засветятся глаза, не будет биться сердце. Это всё достаточно наглядно и эффективно происходит».
«Ухожу на операцию!»
Каждый из школьников вспоминает, что уже успел побывать в операционном блоке и увидеть, как работает врач-хирург.
Педагоги школы говорят, что такой визит стал для ребят сюрпризом от Олега Ждановского и подарком на вручение свидетельств об окончании программы профобучения, которое совпало с Днём операционной медсестры. Учителя рассказывают: их ученики собрались молниеносно, отменив все внешкольные дела. Кто‑то даже горячо заявил по телефону: «На встречу не приду, ухожу на операцию!»
«Я думала, что Олег Михайлович проведёт по кабинетам, а он нас переодел и повёл к пациенту. Я ожидала услышать о предстоящей операции, как и что будет проходить, а мы пошли в операционную, – говорит Софья. – Я и не ждала, что нас посвятят в такое сразу! Не было, чтобы кто‑то из нас особенно
испугался».
«Было интересно увидеть вживую, как проходит операция. И никто даже в обморок не упал!» – добавляет Яна.
На стене медицинского класса обозначен девиз: «Учиться сегодня, чтобы спасать жизни завтра!» Этот принцип ученики за два года вполне усвоили. Возможно, что через несколько лет они будут принимать пациентов в стенах уже знакомой им Прохоровской ЦРБ. И уже сейчас нет сомнения, что стена с портретами выпускников-медиков в Прохоровской гимназии пополнится и их фотографиями.