Царство ивы. Почему стоит посетить усадьбу «Русская лоза» в Яковлевском округе
Об этом «Белгородским известиям» рассказала семья Котельниковых из хутора Рогового
-
Статья
-
Статья
Хозяева называют свою усадьбу местом силы. Но это ещё и земля воплощённых талантов, которых у них очень много. Они умеют обустраивать мир вокруг себя так, чтобы радовалась душа, создавать ни на что не похожие вещи. И главное – делиться своими знаниями и ощущением счастья с окружающими.
«Вот бы научиться!»
Это место с особой эстетикой, где есть и городская строгая упорядоченность, и милая деревенская простота с нарочитой непричёсанностью. Оно вообще мало напоминает большинство сельских подворий. Нас, например, не покидало чувство, что мы где‑то в Крыму: те же перепады высот, терассированные аллеи, ухоженная растительность. Только вместо моря на горизонте – ивы, которые тут без преувеличения царствует во всех видах.
Признаться, до знакомства с Котельниковыми мы плохо представляли потенциал этого растения. Ну живёт у воды и в песнях плакучая красавица с характерными ниспадающими веточками, корзиночки из неё плетут. А тут… Только видов у ивы оказывается 350, от травянистых до деревьев. И плести из неё можно не только домашнюю утварь, но и мебель, сочетая разные техники и цвета. А ещё это уникальный материал для анатомической скульптуры, искусством которой в совершенстве владеет Александр Котельников. По сути, начало этому хуторскому дому было положено много лет назад, когда он увлёкся лозой, которая его по жизни и вела.
«Это всё постепенно начиналось. Ещё в техникуме попалась мне на глаза книга про ивантеевскую фабрику лозоплетения. Полистал, понравилось: вот бы научиться! Стал студентом вуза – та же история. По окончании Московского лесотехнического института в 1991 году меня распределили в Борисовское лесничество. В посёлке тогда работала мебельная фабрика, а в ней – цех лозоплетения (действовал он, к слову, с 1960-х годов до конца 1990-х – прим. авт.). Работники её сами сажали плантации ивы вдоль рек, сами заготавливали лозу: резали, вымачивали, сушили. Я подошёл к мастеру, попросил дать мне несколько уроков. Работницы показали азы, на второй день я начал плести качественные крестовины, а на третий – самый сложный элемент – косичку,её применяли в хлебницах. Мастер не поверила: быть этого не может, люди по полгода учатся. Я решил, что раз такое дело, дальше сам справлюсь, выискивал книги, по ним и изучал нюансы», – рассказывает Александр Котельников.
Лоза в ванной
В домике при лесничестве расположилась первая мастерская Александра, где он практиковался. А уже через два года он показывал свои работы на местных выставках.
«Между тем я понимал, что для качественных, по‑настоящему ценных работ мне не хватает художественного образования, и в 27 лет поступил на очное отделение факультета дизайна и живописи Белгородского училища культуры», – делится наш герой, уточняя, что во время учёбы пришлось‑таки ему выбирать между живописью и лозоплетением.
Важно, что в период творческого поиска Александра поддерживали родители, которые пережили и горы лозы в двухкомнатной квартире, и вечно заполненную ею ванну.
«Позже Союз художников, оценив моё упорство, предоставил мастерскую в 100 квадратных метров. И всё отлично, кроме того, что лозу нужно было выискивать и доставлять в Белгород. Тогда и возникла впервые мысль, что жить, работать, отдыхать и сажать иву нужно в одном месте», – рассказывает Александр Котельников.
Привет, Америка!
А затем произошло событие, которое сильно повлияло на стиль и видение лозоплетения мастера в целом:
«В 1999 году по радио я услышал, что американцы устраивают конкурс для россиян разных профессий, по итогам которого предлагают стажировку в своей стране. Я подал заявку и в результате в 2000 году отправился в Штаты на полтора месяца, через год снова поехал, и это был очень значимый для меня опыт».
Жил он в американской семье и ежедневно посещал творческих людей по специально составленной для него программе:
«Возили меня в гончарные мастерские, художественные салоны, на мебельные фабрики, к резчикам по дереву, лозоплетельщикам, конечно. То есть это было интересное и полезное для кругозора и профессии общение».
Именно там Александр Котельников узнал, что традиционной школы лозоплетения, как у нас, в Америке нет, но есть так называемый свободный стиль плетения из неокорённой лозы. В результате мастер соединил в своём творчестве оба этих направления. И вот перед нами невероятной красоты кресла-шезлонги, этажерки, перголы, корзины и, конечно, фигурки диких и домашних животных.
Не думая о наградах
Его мастерство отметили многочисленными наградами, которые 20 лет назад пошли буквально потоком: лауреат 3-й премии областного конкурса «Белгородский сувенир», победитель конкурса народных мастеров «Русь мастеровая», лауреат международной премии «Филантроп» и многие другие. В 2008 году Котельников получил звание народного мастера Белгородской области. Сейчас он преподаёт лозоплетение в томаровском кружке от Яковлевского дома ремёсел.
Правда, сам к своим заслугам и регалиям относится критично, считает, что путь к совершенству бесконечен и любимым делом нужно просто заниматься, не думая о наградах. Вот он и занимается. Теперь уже в собственном поместье, которое с 2016 года благодаря грантовой поддержке стало одновременно и творческой мастерской, и туристическим объектом под названием «Музей-усадьба «Русская лоза». И теперь на средства соцконтракта, полученные его супругой Натальей Котельниковой, здесь будут развивать ещё и гончарное дело.
Дела земные
Наталья не просто хозяйка ухоженного поместья с огородом, подсобным хозяйством, но и творческий человек, большая рукодельница. Она же продвигает семейное дело в соцсетях и принимает гостей.
«Мы устраиваем мастер-классы по лозоплетению и росписи по дереву, прогулки на свежем воздухе, даём возможность покормить наших козочек и курочек, угощаем травяным чаем, домашними сырами и сладостями. Благодаря соцконтракту приобрели гончарный круг. Теперь сможем обучать всех желающих создавать посуду из глины с запеканием её в муфельной печи. Это была наша давняя мечта, которая, наконец, сбывается», – делится Наталья Александровна.
Стоит отметить, что все планы Котельниковых с перспективой на далёкое будущее. И главное в них – возрождение возделывания ивы для лозоплетения и традиционных ремёсел.
«Раньше на Яковлевской земле было очень много гончаров, которые делали востребованную в хозяйстве посуду. Наша задача – возродить интерес к этому занятию, чтобы оно не исчезло, не затерялось во времени», – говорит мастерица.
Анастасия и Георгий – главные ученики и помощники своих родителей. Вместе они высаживают черенки ивы (всего за несколько лет заложили больше 10 тысяч), работают в огороде, ухаживают за домашними питомцами, добывают глину и тем самым перенимают традиции родной земли.
Ольга Бондарева