«Любовь, вера и юмор». В белгородском драмтеатре репетируют «Поминальную молитву»
«БелПресса» побывала на репетиции и заглянула за кулисы – в театральные цеха, где идёт подготовка к сдаче спектакля
-
Статья
-
Статья
Премьерным спектаклем по пьесе Григория Горина в постановке заслуженного деятеля искусств Крыма Юрия Маковского БГАДТ им. М.С. Щепкина 23 и 24 сентября откроет 88-й театральный сезон.
В театре – межсезонье. В зрительном зале приглушённый свет и на редкость немноголюдно. Строго говоря, зритель сейчас здесь один – режиссёр «Поминальной молитвы» Юрий Маковский.
За процессом наблюдает и его помощник Екатерина Городова.
Глубина Горина
А на сцене – в самом разгаре свадьба. Молочник Тевье (в этой роли занят Дмитрий Евграфов) и его жена Голда (народная артистка России Марина Русакова) выдают замуж дочь Цейтл (Нина Кранцевич) – одну из пяти.
Пьесу «Поминальная молитва» драматург и писатель Григорий Горин создал на основе произведений Шолом-Алейхема. Её действие происходит в местечке Анатовка. Тут с давних пор жили вместе и русские, и украинцы, и евреи. «Жили вместе, работали вместе, только умирать ходили каждый на своё кладбище…» На дворе – начало XX века, и где‑то там далеко уже бушуют массовые еврейские погромы. Рано или поздно они докатятся до Анатовки и навсегда изменят жизненный уклад части её обитателей.
— Я всё‑таки хочу объясниться, – настаивает на разговоре с одним из гостей, мясником Лейзером, Тевье.
— Не сейчас, реб Тевье. Умоляю! Я фотографируюсь, – отказывается Лейзер – заслуженный артист РФ Виталий Бгавин.
— Вы же знаете, явилась с того света покойная бабушка Цейтл… – объясняется Тевье.
— Ваша бабушка всегда была неумной женщиной! Мотл, бери машинку!
— Виталий Валерьевич, возмутиться надо! – замечает из зала Юрий Маковский.
— Мотл, не бери! Бабушка была неумной женщиной?
– Да! А с годами совсем рехнулась…
– С какими годами? Она ваша ровесница!
Они, конечно, закончат спор, также комично и не без сторонней – и божьей – помощи. Через несколько мгновений на сцену под звук битого стекла ворвутся непрошеные гости. Одна из них – в этой роли занята Анна Лего – в запале и ярости вскакивает на стол. Как сделать это точнее, ей показывает сам режиссёр.
Репетиционный процесс «Поминальной молитвы» займёт месяц. Сейчас он тоже в самом разгаре: каждый день утром и вечером репетиции. Во время короткого перерыва Юрий Маковский пообщался с «БелПрессой».
— Для белгородского театра поставить «Поминальную молитву» было давним желанием. А как сложился ваш путь к этому спектаклю?
— Я безумно люблю творчество Горина, но никогда я не соприкасался с его пьесами как режиссёр. И здесь вот такая возможность выпала, и я подумал, что, наверное, уже пора. Сейчас я убеждаюсь в том, что Горин – абсолютно гениальный драматург и писатель. Вся мудрость, наверное, национальная здесь собрана.
Пьеса сделана по произведениям Шолом-Алейхема специально для «Ленкома» в 1989 году под определённых артистов. В этом, наверное, не то чтобы сложность, но когда пишут пьесу на определённую актёрскую природу, то рассматривать другой вариант нужно с каким‑то другим поворотом, взглядом. Но тем гениальнее Горин, что он мудр, и мы в нём открываем всё новые и новые стороны.
Мне очень приятно работать. Единственное – обидно и жалко, что очень мало времени на репетиционный процесс: для такого материала нужно месяца три хотя бы поработать. Потому что эти образы нужно придумать актёрам прежде всего, усвоить их, чтобы глубину горинскую, философию как‑то достать из глубин и присвоить себе – время нужно. Но после этого материала можно смело ставить «Короля Лира», «Гамлета» за две недели, мне так кажется.
— Наверное, не ошибусь, если скажу, что «Поминальная молитва» – нередкий материал для постановки. В чём, по‑вашему, заключается такая её популярность?
— А в чём популярность «Короля Лира»? «Поминальная молитва» сразу стала классическим произведением. А классическим становится то произведение, которое является на все времена актуальным. Сегодня мы на примере судьбы, страдания еврейского народа можем провести аналогию: что сейчас творится на Украине с русскоязычным населением, с церковью! Я думал, что всё это в прошлом, а оно в таком махровом цвете расцветает, что диву даёшься. Люди с каким‑то общечеловеческим восприятием мира вдруг так относятся к вере, народу, языку – вот то, о чём написал Горин.
«Когда нет слёз, тогда уже смейся»
— Это ваш четвёртый спектакль в белгородском театре после «Кабалы святош», «Идеального мужа» и «Сотворившей чудо», и вы уже хорошо знакомы с его труппой. Легко ли было разложить на артистов «Поминальную молитву»?
– Здесь, конечно, важен главный персонаж – Тевье-молочник. Я Дмитрия Евграфова знал: мы с ним работали в «Кабале святош», видел его в других спектаклях. Он очень разноплановый актёр, разносторонний, думающий, и мне показалось, что он готов на такую роль. Роль Голды народная артистка России Марина Русакова исполняет, и здесь просто нет слов совершенно: мне кажется, это будет событие. Голда выписана великолепно Гориным, и талант актрисы здесь очень важен, и всё совпало, на мой взгляд. Комические роли есть кому играть в театре. Труппа такова, что она раскладывается на любой материал.
— Первый исполнитель роли Тевье-молочника Евгений Леонов говорил, что сознательно отошёл от еврейских шаблонов, стараясь показать человека, которого «раздолбала жизнь, распяла, уничтожила». Ушли ли от еврейских шаблонов вы хотя бы во внешнем их выражении?
— Если иметь в виду говор, то кривляние на одесский или еврейский манер я сразу исключил. Мы пытались придумать, сочинить, оправдать, найти мотивацию поступков нормального, обычного человека в определённых обстоятельствах. А национальный колорит – это «когда нет слёз, тогда уже смейся». Мы не работаем над акцентом, но есть определённая подача. Можно по‑разному рассказать анекдот. Есть люди, которые рассказывают анекдот совершенно бездарный, и ты умираешь со смеху, потому что «как он это делает?!». А есть анекдоты очень смешные, человек рассказывает и плакать хочется, что так не смешно. Поэтому здесь есть, безусловно, момент колорита подачи юмора, и это присутствует. Мы пробовали говорить так, как мы говорим, обыкновенно, бытово – шутка не работает.
Над постановкой Маковский работает в тандеме с художником Натальей Лось из Севастопольского русского драматического театра им. Луначарского. Для неё это первая работа в Белгородской драме и вторая – с Маковским.
Режиссёр делится, обращая наше внимание на часть уже смонтированных декораций: задумка была – придать Анатовке образ семейного очага. Семейность деревеньки крепла от поколения к поколению, как корни и основание старого дерева, которому тоже есть место на сцене.
«Поминальная молитва» о чём? О том времени, когда все жили нормально, спокойно – с разным вероисповеданием, с разными национальностями – до поры до времени, до того как историческая борьба вдруг докатилась до этого маленького местечка, и как она ломает судьбы, и как ведёт себя человек в этой ситуации. Ведь от ударов судьбы можно озлобиться, стать агрессивным человеком, можно и хочется отвечать. А как оставаться человеком? Что спасает? Любовь, вера и чувство юмора. Вот три компонента, которые очень важны. А любовь и вера – те, за которые нужно сегодня держаться всем», – отмечает Юрий Маковский.
Передать колорит
Ещё одна важная часть репетиций для артистов – проработка вокальных и хореографических номеров. За первые отвечает репетитор по вокалу Яна Шевелёва. Вторые – ответственность ассистента режиссёра по пластике Александра Малахова.
«Танцев у нас три: два мужские в трактире и один женский – на свадьбе, – рассказывает он. – Здесь мы окунулись в еврейскую культуру. Естественно, это не академия еврейских народных танцев, но все они – с элементами открытой души. Все очень энергичные, особенно в трактире и на свадьбе, и мы с ребятами пытаемся всё это воплотить в жизнь».
Сотрудники театральных цехов сейчас работают над декорациями и костюмами. В художественно-декорационной мастерской подсматриваем за работой Андрея Крайнова и Анны Колегаевой. Их усилиями рождается то самое дерево.
А в пошивочном цехе одевают обитателей Анатовки. По эскизам художника мастера придают национальный колорит мужским костюмам.
«Кто понимает, тот оценит. Есть вот такие вещи, как талескотн, но они ещё не доделаны, – показывает заведующая цехом Светлана Каленик. – Это такие белые накидки с отверстиями для головы, которые надевают на тело под рубашку. Они обязательно с кистями – их сейчас делает бутафор. У главного героя будет накидка для молитвы, к ней мы добавим поломы и кисти. Жители деревни-евреи будут одеты так, как мы привыкли их видеть в фильмах: чёрные брюки и чёрные жилетки, рубашки навыпуск, шляпы».
За соседней дверью шьют костюмы для анатовских жительниц: повседневные и праздничные. Самое эффектное тут свадебное платье Цейтл: кружевное на хлопковом чехле, цвета слоновой кости. Мастер пошивочного цеха Ирина Ильина позволяет рассмотреть его поближе. Она с лёгкостью надевает этот костюм на манекен и на мою улыбку – какое оно воздушное! – замечает:
«У нас лёгких не бывает!»
Найти светлое в себе
На сцену в свадебном платье выйдет Нина Кранцевич. Её героиня Цейтл – старшая дочь Тевье-молочника.
«И вопрос «выдавать замуж» меня первую касается. В этой семье все герои положительные. Мама и папа – это очень добрые люди с правильными приоритетами по жизни. Семья бедная, но уж внутри семьи всё правильно складывается. Цейтл – добрая, но характер у неё есть, особенно в отношении жениха: он более нерешительный. Если бы от неё что‑то зависело, она, наверное, принимала какие‑то решения. Но по традиции – за мужчиной слово. И она подгоняет жениха, и в какой‑то момент они на папу производят то самое влияние, опять же своей любовью доказывая ему, что нужно поступить так, как велит сердце. То есть выдать её не за богатого жениха, а по любви», – рассказывает артистка о своей героине.
Она добавляет: свою Цейтл поняла сразу.
«У меня вообще было ощущение, что это моя семья! Вот так и я росла: на каких‑то таких шутках, на любви, на правильном понимании того, как держится человек. Поэтому мне очень комфортно, мне не приходилось чего‑то там принимать. Мы, артисты, – тоже семья большая. Поэтому так и перешли из семьи актёрской, просто нам дали другие имена», – отмечает Нина Кранцевич.
Артистка говорит и о важности заложенной в «Поминальной молитве» идеи:
«Это про людей, и неважно, какой ты национальности, неважно, что там у тебя за душой, лишь бы она была, лишь бы оставались людьми. И я считаю, что в любой ситуации можно выйти человеком, и в этой постановке много примеров тому. Спектакль пронизан юмором, несмотря на те жизненные ситуации, которые складываются. Казалось бы: что там смеяться, когда не смешно, но герои всё равно находят светлые моменты, светлые стороны. Я считаю, что так и должно быть в жизни».
Билеты на премьеру «Поминальной молитвы» и на постановки следующего сезона в сентябре – октябре в продаже с 22 августа.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Ирина Драпкина, Иван Кириллов, артисты Валерия Ерошенко, Анастасия Замараева, Наталья Ткаченко, Дарья Купавцева, Анна Лего, Роман Рощин, Илья Васильев, Илья Кузьмин, Андрей Манохин, Андрей Терехов, Сергей Денисов, Владимир Кубриков, Михаил Новичихин, Илья Штейнмиллер, Виталий Чикалов, Дмитрий Гурко, Борис Милашенко, Сергей Купчичев, Константин Мойса, Руслан Желудков и студентка БГИИК Диана Есина.
Видео Павла Колядина
Оксана Придворева