Вместо серой штукатурки и однообразного кирпича глаза горожан теперь радуют работы в стиле стрит-арт – уличного искусства. Культурное явление, которое уже давно стало обычным в столицах и крупных городах по всему миру, в Белгороде делает лишь первые шаги.
Легализованное искусство
Стрит-арт для Белгорода, конечно, не новость. Рисунки уличных художников – порой довольно профессиональные и эстетичные – появлялись на жилых и промышленных зданиях, гаражах и заборах Белгорода и раньше. Однако почти все они рисовались под покровом ночи, а городские власти относились к стрит-арту как к банальному вандализму. Однако этим летом необходимость привести в порядок фасады некоторых зданий в городе подтолкнула к переводу нелегального искусства на официальные рельсы.
Для этого управление молодёжной политики администрации г. Белгорода объявило конкурс, название которого официально звучало так: «Оформление фасадов зданий и сооружений в стиле граффити (стрит-арт)».
– Идея проекта по стрит-арту зародилась ещё много лет назад, – рассказал «ОнОнасу» начальник управления молодёжной политики администрации г. Белгорода Александр Немыкин. – Были некоторые сложности и нюансы, которые нам удалось уладить. Совместно с управлением архитектуры и градостроительства г. Белгорода и при личном участии главного архитектора города Галины Горожанкиной мы запустили этот проект, легализующий уличное искусство.
Одним из идейных вдохновителей проекта стал руководитель дизайн-студии «М207» Геннадий Арчибасов, который вошёл в состав конкурсной комиссии.
– Можно сказать, что это моя давняя мечта – проведение такого конкурса здесь, в Белгороде, – признаётся Геннадий. – В прошлом году я посетил проходивший в Москве форум стрит-арта MOST. Меня интересовали не только работы художников, но и организационные вопросы: как можно что-то подобное реализовать в отдельно взятом городе. На московский фестиваль «Лучший город Земли» пригласили лучших стрит-артеров мира, выделили им поверхности, и они рисовали. Тогда я понял, что это возможно и у нас. И вот, уже через год, это случилось.
«Поверхностный» подход и рамки для художников
– Найти подходящую поверхность для рисунка действительно не очень просто, – рассказывает Геннадий Арчибасов. – Скажем, торец дома на улице 50-летия Белгородской области, 13 я заприметил ещё года три назад. Я тогда ужаснулся – такая стена в самом центре города, нужно с этим что-то делать! После заметил стену недалеко от «Родины», на проспекте Богдана Хмельницкого, 77. По моему предложению эти две стены вошли в список поверхностей, предоставленных участникам конкурса для рисунков. Остальные объекты были предложены комитетами по управлению Восточным и Западным округами.
– Вы входили в состав жюри конкурса. Трудно было выбирать победителей?
– Думаю, что на сегодняшний день реализованы все работы, которые были достойны внимания. Стрит-арт – это всё-таки в первую очередь взаимодействие со средой, с окружающим пространством. А некоторые участники, присылавшие нам свои эскизы, часто не привязывались ни к месту, ни к истории… Были и участники, которые в сопроводительном письме обещали, что мы, мол, нарисуем что-нибудь где-нибудь вот в такой стилистике, а на картинке – крутейший стрит-арт из Мадрида. Это может быть очень даже красиво, но не подходить для конкретного места в нашем городе.
– По вашему мнению, предложенная тематика сильно ограничивала свободу творчества участников?
– Я считаю, что дизайнеру обязательно нужно ставить рамки. Чтобы не нарисовали какой-нибудь трэш. Вот для этого темы и обозначили. Да и в жюри очень конструктивная и приятная атмосфера была, никто формализмом не занимался. Если рисунок присылали классный, то никто даже не заикался, что он не вписывается в рамки тематики. Скажем, та же девочка на качелях – ну да, к «Зелёной столице» можно привязать, но на самом деле это просто смотрится красиво.
«Была безликая стена, а теперь такая красота!»
Студентки пятого курса факультета дизайна Белгородского государственного института искусств и культуры – сёстры Дарья и Анастасия Лисич – стали двукратными победителями конкурса. Их «Дюймовочка», победившая в номинации «Белгород – зелёная столица», сегодня радует глаз прохожих в самом центре города – на улице 50-летия Белгородской области, 13. Нарисовали её девчонки всего за неделю. На воплощение ушло 30 литров акрила, около 40 баллонов с краской, более 20 колеров.
В середине августа на стене дома по улице Белгородского полка, 40а появилась «Белогорочка» – девочка с золотистыми волосами и колосьями в руках на фоне пшеничного поля и города вдали. Изначально это была иллюстрация для книги, но в итоге замысел очень хорошо вписался в тему 60-летия Белгородской области. Откроем пару секретов: стену для этого проекта девушки нашли сами, и по эскизам там должна была быть изображена как раз «Дюймовочка». А ещё в верхней части изображения должна была появиться надпись «60 лет Белгородской области», которая (наверное, даже к лучшему) не поместилась на стену дома на улице Белгородского полка.
Вместе со мной «Белогорочкой» любовался житель соседнего дома Николай Дмитриевич Чуйко.
– Как местные жители приняли эту идею? – спрашиваю его.
– Да замечательно! Была безликая стена, а теперь такая красота. Конечно, радуемся, что сделали так, а не рекламу какую-нибудь повесили.
Третья работа сестёр – портрет генерала Ватутина на стене Центра досуга, расположенного в доме 2а на одноимённой улице, – была выполнена для Всероссийского конкурса настенной живописи, в котором белгородские художницы выиграли грант на реализацию работы в размере 50 тысяч рублей.
К крупномасштабному искусству сёстры пришли только в этом году, когда, стажируясь по росписи стен в одной из компаний, поняли, что им это по душе.
Крылатые качели
Ещё один проект – рисунок девушки на качелях по проспекту Б. Хмельницкого, 77 – воплотили в жизнь Владимир Евенко и Ирина Казарина, известные в городе как авторы портретов в стиле поп-арт. Как рассказал Владимир, о конкурсе узнали за три дня до его окончания. Девочка на качелях – это первая ассоциация, первая картинка, которая возникла в голове, когда он увидел темы для эскизов. Картина должна символизировать лёгкость, красоту и мимолётность всего происходящего. Остальные эскизы делались скорее для количества.
– До этого были опыты в стрит-арте?
– Такого опыта ещё не было, потому что работы таких масштабов требуют согласования. Был опыт небольших работ, но они очень недолговечны. Например, в Сосновке на плите рисовал корову в противогазе, которая пасётся на лугу, а вокруг дымят трубы. Но через пару месяцев рисунок исчез.
– Если бы вам выделили стену на ваш выбор и позволили реализовать любую идею, что бы нарисовали?
– Надо подумать… Это, наверное, был бы маленький мальчик огромных размеров, который бы стоял на земле и играл бумажными самолётиками. Где – не знаю, но это должна быть стена высокого дома.
Прибытие поезда
Паровоз высотой в восемь этажей на Народном бульваре, 2а – плод творчества дизайнеров студии «М207». Геннадий Арчибасов показал более десятка эскизов, которые были набросаны до того, как родилась идея нарисовать именно паровоз недалеко от поезда-музея на улице Вокзальной.
– Проект масштабный, мы никогда раньше ничего подобного не делали. Когда начинали, не было понимания ни сроков, ни финансовых вложений, ни усилий, всяких организационных моментов. Плюс специфическая технологическая процедура, требующая слаженной работы команды промышленных альпинистов и дизайнеров. Восемь этажей – это, конечно, даже не в четыре раза сложней, чем два, а раз в сорок, – рассказывает Арчибасов.
– Согласование с жильцами быстро прошло?
– На самом деле, да, и это очень радует. Вообще, есть несколько человек, которые этим делом загорелись и всячески помогают. В реализацию проекта активно включились начальник городской «молодёжки» Александр Немыкин и начальник управления информации и массовых коммуникаций администрации города Андрей Морозов. А сотрудники комитета по управлению Восточным округом помогли решить все организационные вопросы – быстро обошли всех жителей дома, заручились их согласием. Даже предоставили ключи от подъезда и чердака.
Настоящее и будущее стрит-арта в Белгороде
– Возможно, кому-то кажется, что в нашем городе стрит-артеров душат, загоняют в рамки, а я скажу, что случилось просто невозможное, – констатирует Геннадий. – Ещё год назад даже представить было нельзя, что людям отдадут стены под творчество. То, что это случилось, – замечательно. Тем более что ещё и денег на это дали. Ладно бы сказали: «Согласуем, поможем, краски дадим», но ведь ещё и средства под конкурс выделили – победители получили по 40 тысяч рублей на воплощение своих идей».
Стрит-арт пришёлся по душе белгородцам. Даже в социальных сетях и популярных городских пабликах, где самым распространённым комментарием давно уже стал «Лучше бы дороги и детские сады построили», люди одобрительно оценивали подобный опыт.
– Отклик у населения просто сенсационный, много доброжелательных отзывов, поддержки, – отмечает начальник городского управления молодёжной политики Александр Немыкин. – С учётом этого, в следующем году мы планируем продолжить этот проект. Озвучивать, какие стены и фасады будут выделены, мы пока не станем, но уже сейчас можно сказать, что всё будет уже более масштабно.
Экспертное мнение
Наталья Гончаренко,
кандидат искусствоведения, директор выставочного зала «Родина»
Стрит-арт – «уличное искусство» или «искусство улиц» – в лучших своих проявлениях уже давно признан искусством, причём именно его можно считать актуальным искусством. Особенность стрит-арта в обращении к мыслям и эмоциям людей независимо от их социального статуса и уровня образования, в отличие от граффити, которые, прежде всего, являются способом «райтеров» заявить о своём существовании и могут рассматриваться в лучшем случае как частный случай стрит-арта.
Саму идею конкурса, благодаря которому в Белгороде появились столь разнообразные настенные изображения, или «мурали», следует оценить очень высоко и даже посетовать на то, что эта идея стала воплощаться у нас достаточно поздно. Разумеется, не обошлось без некоторой творческой скованности, что объясняется и малым опытом авторов в этой сфере деятельности, и опасениями, которые, возможно, посещали организаторов.
Что касается уровня, то стоит признать, что все авторы старались выполнить свою работу как можно лучше и подошли к делу очень ответственно. Но монументальность – не в тематическом, официозном смысле, а как непременное условие существования масштабной стенной росписи – в работах как Анастасии и Дарьи Лисич, так и Владимира Евенко, отсутствует. Их росписи интересно смотреть в эскизах, в деталях, но в целом в городскую среду они вписываются не очень умело. Думаю, что когда первая волна радости от того, что у нас тоже наконец-то появился стрит-арт, пройдёт, на этот вид творчества появится более критический взгляд и у художников-исполнителей, и у зрителей.
Замечу, что значительно более удачной получилась роспись, выполненная студией «М207» на улице Вокзальной; она не только обладает необходимой монументальностью и декоративностью, но и тематически привязана к тому месту, где находится.
Думаю, очень скоро растущее количество хороших «средовых» задумок перейдёт в настоящий, качественный стрит-арт, который украсит Белгород и сделает его ещё более привлекательным в глазах горожан и гостей города.