Прикройте табло. В детском футболе решают проблему с вмешательством в игру взрослых
Журнал «Спортивная смена» рассказывает, как остудить эмоции родителей во время футбольных матчей их детей
-
Статья
-
Статья
«Убивай его!» – остервенело кричит отец, чьего сына только что обвёл такой же мальчишка. Это эпизод, который я лично застал на одном из детских турниров. Случай возмутительный, но, к сожалению, не единичный. Иногда родительские эмоции так сильно переваливают через край, что дело доходит до драки и остановки матча.
Это одна из причин, почему в Белгородской области в этом году изменили формат соревнований в младших возрастных группах. Теперь вместо традиционных первенств по футболу для детей проводят фестивали – без счетов, турнирных таблиц и пьедесталов.
«Мамы разбираются в футболе лучше всех»
Один из таких фестивальных турниров проходит на мини-футбольных полях на ул. Губкина в Белгороде. Сторонних зрителей здесь мало, большинство – это родители играющих детей. Исключение – президент областной Федерации футбола Денис Шпилёв. Он отмечает, что с новым форматом игры ненужное напряжение уходит:
«Наша задача – привлекать как можно больше детей к футболу. Но ничего не получится, если 6–7-летний человек делает первые шаги, а на него уже оказывают давление взрослые, требуя результата любой ценой. Результат – это хорошо, но в таком возрасте намного важнее завлечь ребёнка игрой. Иначе дети не получают удовольствие от футбола, а стараются сделать так, как в агрессивной форме просят родители и тренеры».
Интересуюсь:
— Причём здесь тренеры?
— Их зарплата зависит от результатов команды независимо от её возраста. Нужно просто брать и сносить все федеральные нормативы, по которым детские тренеры получают зарплату только за занятые места. Пока мы этого не сделаем, негатив из турниров никуда не денется. Сейчас в этом наметился сдвиг, РФС наконец принял решение платить тренерам в первую очередь за подготовку качественных футболистов.
— Региональные федерации могут на это повлиять?
— Мы уже повлияли. На фестивалях, которыми мы заменили первенство области, команды играют без счетов, без турнирных таблиц, без мест. Хотим, чтобы дети выходили на поле и кайфовали от великой игры. В качестве стимулирования по итогам тура просто определяется лучший игрок. Такой формат есть в академиях ведущих европейских клубов, и этим надо пользоваться – брать что‑то хорошее, модернизировать и реализовывать у себя. Пусть такие фестивали дарят положительные эмоции, которых нам сейчас так не хватает.
— Допустим, новая схема оплаты труда изменит подходы тренеров. Но как быть с родителями?
— Тренер должен быть авторитетом и для футболистов, и для родителей. Но у нас одни тренеры сильно зависят от родительских комитетов, другие от них абстрагируются, третьи просто не придают значения поведению пап и мам. Судя по подсказкам во время игры, у нас многие мамы разбираются в футболе лучше всех. Мой сын занимается плаванием, и мне в голову не приходит вмешиваться в работу его тренера. Почему с футболом должно быть по‑другому? Если вы отдали ребёнка специалисту, значит, доверились ему.
«Женщина, что вы делаете?!»
Глава судейского комитета областной федерации футбола Илья Золотарёв много лет работает на матчах взрослых и детских команд.
«В детском футболе ответственности даже больше, – считает он. – Арбитры тут тоже своего рода тренеры. Мы должны знакомить малышей с правилами и завоевать их доверие, чтобы они понимали: судьи помогают играть, а не мешают. Но поведение детей привязано к поведению родителей, поведение родителей – к поведению тренеров, которые иногда пытаются списать собственные недоработки на судейство».
Высказываю мнение:
— Судьи к этому всегда должны быть готовы.
— Не спорю. Хуже, когда у тренеров межличностный конфликт, и в него вовлекаются дети. Мне доводилось видеть, как команды из одной спортивной школы на межрегиональном турнире болели друг против друга, потому что их тренеры не в ладах между собой. Естественно, это перекидывается и на родителей. А потом дети, которые носят одну и ту же форму и занимаются бок о бок, не жмут друг другу руки.
— Во время матча арбитр может влиять на игроков, делать предупреждение тренерам. А как быть с разбушевавшимися родителями? Они же не участники матча.
— Если я слышу что‑то из ряда вон выходящее, то беседую с нарушителем спокойствия. Однажды из‑за родителя остановил игру: человек просто обкладывал матом детей из противоположной команды. Я попросил его уйти – он отказался. Тренер это видел, но ничего не сделал. Назревал серьёзный конфликт. Охраны правопорядка на детских турнирах нет, поэтому я завершил матч. В итоге команде этого родителя засчитали техническое поражение. Обидно за детей, которые хотели играть в футбол, а были вынуждены наблюдать ругань взрослых.
— Какие ещё были нестандартные ситуации?
— Идёт игра, мяч катится в пустые ворота. Женщина, непонятно как оказавшаяся за ними, успевает вскочить и выбить его. Подхожу, спрашиваю: «Женщина, что вы делаете?!» А у неё шоковое состояние – смотрит и ничего не понимает. Формально гола не было, засчитывать нельзя. Хорошо, что тренер адекватный был, сказал своим игрокам пропустить гол. Иначе я бы прекратил встречу, так как за ворота другой команды тоже пришли родители.
— Драки случались?
— Ещё какие! Недавно был свидетелем того, как после игры родители били друг друга по лицу. Дети сидят и смотрят на всё это… Из‑за такого и утвердились в решении проводить фестивали, чтобы эмоции ушли на второй план. На первый выходит тренировочный процесс, в котором к тому же не обязательно выпускать на поле всех лучших. Можно каждому дать поиграть.
Играть в формате фестиваля – хорошая идея, считает тренер Краснояружской ДЮСШ Константин Черни.
«Чем раньше детишки приходят в футбол, тем лучше, – говорит он. – Наверное, родители и тренеры всё равно считают голы, но не думают о результате. Кто там и сколько забил – информация чисто для себя. Это только первый шаг к большому футболу, куда очень сложно пробиться. А если кому‑то и удастся, то это не особо будет зависеть от результата детской команды, в которой играл футболист».
Александр Куликов