«Саша, держи линию!» Как я работал ассистентом главного судьи
Журналист «Спортивной смены» рассказывает об опыте работы помощником футбольного рефери
-
Статья
-
Статья
Правила и трактовки спорных эпизодов меняются чаще, чем представляет себе среднестатистический болельщик. Чтобы быть в курсе изменений, я каждый год хожу на курсы арбитров, которые проводит областная федерация футбола. Занятия проходят раз в неделю.
Руководитель регионального центра подготовки арбитров Илья Золотарёв доходчиво объясняет нюансы правил, показывает многочисленные видеопримеры, рассказывает случаи из собственной судейской практики. После таких курсов можно почувствовать себя великим теоретиком, но путь в футбольный арбитраж начинается не за партой, а на поле.
«Боковые» – места в вагоне
Начинающих судей не сразу кидают в огонь чемпионата области, сначала они тренируются на любителях – детях и взрослых. Мне достался матч локального турнира Кубок Победы. Играли белгородские «Орион» и «Зенит». Новичков назначают на бровку – лайнсменом. Многие называют его боковым судьёй, но арбитры считают это безграмотностью.
«Боковые – места в вагоне», – сердито говорят специалисты.
Если слово «лайнсмен» режет слух, допустимо сказать «ассистент» или «помощник» главного судьи.
Итак, я лайнсмен. Раньше мне не приходилось судить футбол, но как игрок, болельщик и слушатель курсов я вроде бы понимаю, что к чему, и могу предугадать, кто в какую сторону побежит, откуда может выскочить игрок, когда надо зафиксировать офсайд. Правила учил, как жестикулировать флагом, знаю. Но дебют есть дебют, волнение присутствует: не хочется ошибиться и выслушать в свой адрес эмоционально окрашенные эпитеты от футболистов.
Перед игрой – разминка и краткий инструктаж от главного арбитра. Сказал, чтобы я чаще на него смотрел, следил за его жестами. O’кей.
Выходим на поле. Команды жмут руки друг другу и нашей судейской бригаде. Отправляюсь на свою половину поля и мысленно повторяю базовые обязанности ассистента: показывать, в какую сторону бросать аут, зажигать офсайд, следить, не пересёк ли мяч линию ворот.
Не смотреть футбол
Правильное расположение линейного судьи – на одной линии с предпоследним игроком обороняющейся команды. Так можно чётко видеть, попадает ли кто‑то из атакующих в офсайд. Почему с предпоследним? Потому что последний обычно вратарь. Но иногда защитник оказывается за его спиной, и тогда предпоследним становится голкипер (положение вне игры в таком случае фиксируется по нему).
«Саша, держи линию!» – раз за разом повторяет мне судья чемпионата области и бывший футболист «Салюта» Олег Артамонов.
Сегодня он помогает мне из‑за спины. Поначалу держать линию сложно, ведь я привык быть на поле, внутри этих линий. А ему, рефери с многолетним стажем, легко говорить.
«Ну вот, зазевался. Ты не футбол смотри, а линию держи! И крути головой, чтобы видеть, от кого мяч вышел в аут», – снова советует Артамонов.
Также лайнсмен должен следить за нарушениями правил. По умолчанию их фиксирует главный судья, но ассистент обязан помочь, если коллеге перекрыли обзор или он не успел к эпизоду. Вот и сидит в голове: держать линию (бегать туда-сюда за последним защитником), крутить головой, чтобы не упустить, чей аут, замечать фолы и ещё перекладывать флажок из одной руки в другую. Это тоже важно: флажок должен быть в той руке, которая в моменте ближе к полю.
А вот и первый гол! Чтобы обозначить, что он забит по правилам, ассистенту надо сделать ускорение с опущенным флажком к центру поля. Кажется, я, наконец, вошёл в игру, но тут же ошибся: мяч ушёл в аут от чёрных, а я махнул флажком в сторону красных. Как‑то подсознательно указал на тех, кто должен вбрасывать мяч.
На разборе полётов после матча меня успокоят тем, что это распространённая ошибка среди начинающих лайнсменов (да и у опытных иногда случается). Игроки возмутились, и я, посмотрев на главного арбитра, поменял решение. Это нехорошо: судьи говорят, что в каждом их действии должна читаться уверенность. Если поднимаешь флажок, ты должен чётко понимать, что всё делаешь правильно.
Игра на тоненького
Помимо удержания линии, самое главное (в судействе вообще всё самое главное) – постоянная концентрация и внимательность. Вот нападающий стоит на центральной линии, ждёт паса от своих защитников. Пограничный момент: если передача пойдёт ему, когда он будет на своей половине поля, то офсайда нет, и игрок может убегать один на один; если футболист в момент передачи уже переступит на чужую половину, то это «вне игры», и я должен поднять флажок.
Так и происходит, но пас перехватывает соперник – значит, мне нет смысла сигнализировать об офсайде, чтобы не останавливать игру понапрасну.
Очередной момент: двое атакующих игроков залезли во вне игры на два метра. «Сейчас буду поднимать», – думаю я. Но не тут‑то было. Пас пошёл по направлению к двум «офсайдникам», но из глубины поля навстречу ему ринулся их партнёр, принял мяч и побежал развивать атаку дальше.
«Правильно, что не стал торопиться, выдержал паузу», – дождался я одобрительного комментария от Артамонова.
Однако расслабиться он не даёт:
— А почему сейчас линию не держишь?
— Так последний защитник сейчас сам сюда придёт.
— Рано тебе ещё так рассуждать. Всякое может случиться, это же футбол.
Линейный арбитр должен быть в любой момент готов к рывку, поэтому лучше всегда находиться на чуть согнутых ногах. Стремительная контратака – и тебе вместе с футболистами надо резко стартовать.
Со стороны не замечаешь, как много приходится бегать судьям, но рывки совершаются постоянно. Во время одного из них я едва не столкнулся с игроком: атака пошла через мой фланг, и футболисту пришлось меня оббегать. Не зря говорят, что глаза у судьи должны быть и на затылке: бокового зрения явно не достаточно.
Александр Куликов