Светлое торжество. Как правильно встретить Пасху
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Приближается Светлое Христово Воскресение. Пасхальные дни имеют немало интересных традиций. О них и о том, как правильно провести Светлую седмицу, рассказал настоятель храма Песчанской иконы Божией Матери в Таврово 4 священник Георгий Тренис.
Продолжительная подготовка
«Пасха – самый главный праздник, к которому мы готовимся заранее. Ему предшествует Великий пост. В это время мы стараемся воздерживаться от скоромной пищи, участвуем в особых богослужениях, среди которых, например, Литургия Преждеосвященных Даров и чтение Канона Андрея Критского. Пасха – логическое завершение Страстной седмицы. А Страстная неделя – это время особого переживания последних дней земной жизни Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа перед его крестной смертью (распятием) и последующим Воскресением», – отметил отец Георгий.
Каждый день Страстной седмицы мы вспоминаем определённые события последних дней земной жизни Христа. Так, например, в Страстную пятницу мы вспоминаем распятие и погребение Христа. Это день особо строгого поста, когда износится плащаница и перед ней совершается канон. В ночь с пятницы на субботу происходит утреня Великой Субботы с чином погребения плащаницы. Это символизирует погребение Христа. Лейтмотивом Великой Субботы становятся слова из песнопения, которое мы слышим на богослужении в этот день: «Да молчит всякая плоть человеча».
Правильнее всего встретить Христово Воскресение в храме. Праздничное пасхальное богослужение обычно начинается в полдвенадцатого ночи или чуть раньше с пасхальной полунощницы, когда совершается канон, после которого плащаница заносится в алтарь. Её полагают на престол (стол, находящийся в середине алтаря и освященный архиереем для совершения на нём Евхаристии), и там она остаётся 40 дней, до Вознесения.
В полночь на пасхальном богослужении все выходят из храма и совершают крестный ход. Верующие идут с зажжёнными свечами и светильниками в руках. Это символизирует утреннее шествие жён-мироносиц ко гробу Христа. Они пришли, чтобы помазать его тело благовонными маслами (миром), а оказалось, что гроб пуст и ангел возвестил им о Воскресении.
После окончания крестного хода раздаётся возглас «Христос воскресе! Воистину воскресе!» и поётся тропарь Воскресения Христова. С этого начинается пасхальная утреня, после которой совершается литургия.
На разных языках
«Особенностью пасхального богослужения является то, что в конце него освящают артос (это слово в переводе с греческого означает «хлеб»). В течение Светлой седмицы он пребывает в храме. В субботу в конце литургии читается особая молитва, артос раздробляется и раздаётся верующим как великая святыня, которую люди с благоговением вкушают в течение всего года. Он символизирует хлеб, который апостолы оставляли для Господа. После своего Воскресения Христос много раз являлся им и разделял с ними трапезу. Поэтому и после Вознесения остался обычай оставлять незанятым среднее место и полагать там часть хлеба, предназначающуюся Ему», – рассказал отец Георгий.
Ещё один интересный момент пасхального богослужения – чтение первого зачала Евангелия от Иоанна Богослова на различных языках. Это символизирует, что благая весть о Христе обращена ко всем народам. Евангелие читается как на древних, так и на современных языках. Их количество зависит от конкретного прихода: знающих языки клириков и мирян, особенностей этнографии местности, в которой расположен храм.
С кладбищем – повременить
Всю Светлую седмицу совершаются пасхальные богослужения, она наполнена радостными пасхальными песнопениями. После литургии на этой неделе каждый день происходит крестный ход вокруг храма. Ещё одно особое богослужение совершается в пятницу, когда Церковь вспоминает икону Божией Матери «Живоносный источник». В этот день по уставу происходит чин малого освящения воды.
Интересно и то, что всю Светлую седмицу вплоть до вечерней службы субботнего дня все верующие могут подняться на колокольню и позвонить в колокола, тем самым возвещая всему миру радостную весть о том, что Христос воскрес.
«Христос воскресе! Воистину воскресе!» Это древнейший возглас, который отсылает нас к апостолам, узнавшим о Воскресении Христа. Вслед за ними мы повторяем эти слова. Мы верим и знаем, что Христос воскрес, на собственной жизни чувствуем силу Христова Воскресения, преображающую нас духовно и телесно. Это самые главные слова христианской веры, потому что без веры во Христа и его Воскресение всё остальное теряет смысл и значимость. Эти слова дают нам надежду на то, что Христос воскрес и в его лице всё человечество победило смерть, победило грех, и мы с вами, участвуя в церковных таинствах, становимся причастниками и соучастниками христовой победы над грехом и смертью. Тех, кто старается быть в единении с Богом, Господь сподобляет этой небесной радости и будущей вечной жизни. Поэтому эти слова жизнеутверждающие, они дают надежду, что и мы в своё время воскреснем, объединённые с Христом», – объясняет отец Георгий.
В советские годы появилась традиция ходить на кладбище на Пасху. Сейчас представители духовенства регулярно объясняют, что делать этого не стоит.
«После того, как в Великую Пятницу совершается чин выноса плащаницы, символизирующей погребение Христа, отменяются все особые заупокойные богослужения (панихиды и литии). Их не совершают до первого воскресного дня после Пасхи, который называется Антипасхой или Красной горкой. Вся логика церковного устава говорит о том, что в эти дни мы акцентируем своё внимание на Христе. Не принято в это время скорбеть об усопших. Мы знаем, что те из них, которые вместе с Богом пребывали в земной жизни, жили по его заповедям, стремились к благочестию, будут и в вечном царстве пребывать с Ним. Поэтому не стоит в радостные пасхальные дни скорбеть об умерших. Для этого в церкви существует специально установленный день – Радоница», – рассказывает отец Георгий.
На Красную горку уже можно совершать панихиду и посещать кладбище. А на Радоницу (девятый день после Пасхи) в храмах проходит большая панихида и принято посещать могилы близких. Настаёт время поделиться радостью о Воскресении Христовом и с усопшими.