Заяц любит компот? Как расширить словарный запас ребёнка
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Речь малыша – один из важных показателей его психического развития. Если ребёнок знает много слов и правильно их употребляет, то ему будет легче наладить контакт со взрослыми и сверстниками. Задача родителей – помочь пополнить словарный запас ребёнка. Сделать это можно в том числе и с помощью специальных игр.
После года на смену звукоподражанию в речь крохи приходят первые настоящие слова. Все дети разные, но к двум годам у большинства из них в лексиконе уже имеется от 50 до 200 слов. А к школе их количество возрастает до 3–3,5 тысячи.
Чтобы новое слово «прижилось» в речи малыша, ему нужно не просто его услышать и понять смысл, но и запомнить. А запоминанию способствует повторение. Поэтому главная рекомендация родителям – больше общайтесь с ребёнком.
— Называйте предметы, которые вас окружают и на которые он сам обратил внимание, рассказывайте, какие они (например, «Сынок, это машинка. У машинки есть колёса – они крутятся. Машинку можно катать по дорожке»);
— используйте в своей речи больше метафор и определений (например, «какой сегодня замечательный ясный солнечный день»);
— вовлекайте ребёнка в диалоги на разные темы: спрашивайте, что он видит на улице, обсуждайте, что хотел бы съесть на обед, какой герой мультфильма ему нравится и почему;
— поправляйте малыша, когда он неправильно произносит глаголы (например: «белочка прискакала» вместо «белочка пришла»);
— учите кроху разным формам слова, в том числе уменьшительно-ласкательным, подбирайте однокоренные слова (заяц – зайчик – зайчонок; ехал – приехал – уехал – доехал, нос – носик – носатый).
Читайте и обсуждайте
Ничто не пополняет пассивный словарный запас ребёнка лучше, чем чтение. Однако просто читать вслух недостаточно. Делайте это медленно и с выражением, спрашивайте, как он понял смысл того или иного слова, сразу объясняйте значения сложных слов;
Рассматривайте картинки в книжках: спрашивайте у малыша, что на них изображено, кто главный герой, во что он одет, что делает.
Когда ребёнок научится читать сам, поощряйте его любовь к книгам: в книжном магазине позвольте ему самостоятельно выбирать детскую литературу (естественно, подходящую по возрасту), сходите с ним на разведку в ближайшую библиотеку и запишите в неё юного книгочея.
Заучивайте вместе стихи и поговорки
Даже совсем малыши в состоянии запомнить небольшие четверостишия, если понимают их содержание и оно им нравится. Детям постарше можно предложить выучить стихи подлиннее (и тренироваться его рассказывать, например, по дороге в садик и обратно). Новые слова из выученного стихотворения ребёнок почти наверняка начнёт использовать в речи.
Играйте в лото
Называя крохе, какой именно предмет, животное или птица изображены на картинках детского лото, вы существенно расширите его пассивный словарный запас.
Используйте словарные игры
В некоторые из них играть можно по дороге в магазин, на прогулке, в очереди в поликлинике. Словарных игр великое множество, они разнообразны и обычно очень нравятся малышам.
1. Опиши предмет (игрушку)
Возьмите любую игрушку ребёнка и подробно опишите её (например: «Это кукла Маша, у неё голубые глаза и длинное красное платьице. Маша любит спать в своей кроватке и умеет говорить «мама»), а потом предложите ему рассказать о другой, например, о плюшевом медвежонке;
2. Ассоциации
Опишите чаду любой предмет, и пусть он угадает, о чём вы говорите. А потом пусть ребёнок загадает слово и опишет его;
3. Правда или ложь
Говорите малышу любое утверждение, например, «заяц любит компот», и пусть он скажет, правда это или нет, и объяснит почему;
4. Пропущенное слово
Мама рассказывает историю и в некоторых местах делает паузы, чтобы ребёнок мог вставить подходящее по смыслу слово (например, «Оля надела красивое белое…»);
5. «Крокодил»
Малыш должен «показать» придуманный предмет или объяснить его другими словами;
6. Слова на «А»
По очереди называете с крохой слова на определённую букву. Кто произнесёт последнее – тот и выиграл;
7. Угадай профессию
Взрослый описывает, что делает человек, а ребёнок угадывает, кем тот работает;
8. Поводырь
Мама закрывает глаза, а малыш описывает, что видит вокруг;
9. Продолжи предложение
Взрослый описывает начало действия, а цель ребёнка – рассказать, как оно продолжилось и чем закончилось (например: «мальчик увидел на улице собаку и…», «папа сел на диван и…»);
10. Придумай синоним
Мама называет слово, а малыш подбирает похожие по значению (например, «земля – почва – грунт»).
Для некоторых словарных игр вам потребуется мяч:
1. «Съедобное – несъедобное»
Мама бросает ребёнку мяч и называет предмет. Если он съедобный, малыш должен поймать мяч, если нет – отбросить от себя;
2. Кто здесь живёт
Ведущий бросает мяч и называет какого‑нибудь зверя, а ребёнок должен ответить, где он живёт (например: «птица – в гнезде», «крот – в норе», «рыба – в реке»);
3. Наоборот
Взрослый говорит слово и бросает крохе мяч, а тот его возвращает, называя противоположное по значению (например: «холодный – горячий», «чёрный – белый», «идёт – стоит»);
4. Назови животное (птицу, предмет одежды и т. п.)
Мама кидает ребёнку мяч и говорит название тематической группы, например, «птицы», а ребёнок или дети по очереди вспоминают пернатых: «воробей», «синица», «кукушка»;
5. Большой – маленький
Взрослый говорит слово и бросает ребёнку мяч, а малыш возвращает его, произнося в ответ уменьшительно-ласкательное название (например: стул – стульчик, собака – щенок, кукла – куколка).