По пути свёклы. О чём можно узнать на экскурсии по Чернянскому сахарному заводу
Один из флагманов агрохолдинга «Русагро» стал участником II Всероссийского акселератора по промышленному туризму «Открытая промышленность»
14 февраля на предприятии прошёл инспекционный тур.
День без турникетов
Чернянский сахарный завод, запущенный в 1961 году, динамично развивается уже более 60 лет. Сегодня это современное, технически оснащённое предприятие, способное перерабатывать в сезон до 5,5 тыс. тонн свёклы в сутки.
В декабре 2019 года на предприятии запустили инновационное производство – станцию дешугаризации мелассы – вторую в ГК «Русагро», третью в России и крупнейшую в Европе. С 2021-го здесь выпускают сахар европейского качества.
На всех девяти сахарных заводах «Русагро» проходят экскурсии для школьников. Холдинг сотрудничает с районными школами, выпускники которых постоянно пополняют коллективы предприятий. Здесь регулярно проводят профориентационные встречи и экскурсии – прежде всего потому, что производства заинтересованы в молодых кадрах.
Кроме того, это хорошая возможность для мальчишек и девчонок не только узнать, как производят сахар, но и побывать на предприятии, где работают их родители.
Осенью 2022 года предприятие прошло конкурсный отбор II Всероссийского акселератора по промышленному туризму «Открытая промышленность». Это образовательная программа, которую разработало Агентство стратегических инициатив при поддержке Агентства по привлечению инвестиций и Министерства промышленности РФ.
Заявки подавали региональные центры по развитию туризма, а отбирал их экспертный совет акселератора. Всего на отборочный тур ГК «Русагро» заявила четыре предприятия. Экспертный совет одобрил заявку Чернянского сахарного завода. Персонал предприятия три месяца проходил обучение, итогом которого стала готовая экскурсия, включённая в состав федеральных и региональных туристических карт.
Планируется, что экскурсию, разработанную для Чернянского сахарного завода, интегрируют в федеральный проект Promtourism.ru, созданный для профориентационного развития детей и повышения интереса молодёжи к работе в сфере промышленности.
Увидеть своими глазами
Маршрут разработали с учётом цикла работы предприятия. В сезон экскурсия будет начинаться на самом сахарном заводе, где можно будет проследить путь привезённой с поля свёклы в аккуратно сложенные на складе мешки с сахаром. А когда сезон переработки свёклы завершён (на Чернянском сахарном заводе это начало февраля), маршрут стартует со станции дешугаризации мелассы.
Перед тем как попасть на производство, экскурсанты проходят инструктаж, надевают светоотражающие жилеты, каски. Увидеть работу предприятия своими глазами – это принцип промышленного туризма, но станция переработки мелассы – полностью закрытая установка: её сотрудники самого продукта не видят, а лишь следят за показателями. Зато рассмотреть мелассу могут экскурсанты.
Сопровождающая их менеджер станции Юлия Поправка показывает колбу с тёмно-коричневой жидкостью со специфическим запахом. Меласса – это свекловичная патока, отходы после производства сахара. Раньше её отправляли на получение спирта, лимонной кислоты, дрожжей и на корм скоту. Сейчас из этого тёмно-коричневого продукта можно получить сахар сорта экстра.
На одном из этапов сложного технологического процесса уже очищенную на станции мелассу пропускают через ионообменную смолу, похожую на кинетический песок. Вообще из мелассы получают несколько продуктов. Один из них бетаин – аминокислота, которая используются в косметологии и фармацевтике. После получения бетаин уваривают в выпарной установке, сгущают и отправляют как самостоятельный продукт на экспорт, потому что в России заводов по его переработке пока нет.
Другие два получаемых из мелассы продукта – рафинат и экстракт. Рафинат – это обеднённая меласса, отход станции, который используют как сырьё для получения газа на биогазовых станциях в России и за её пределами. А вот основной продукт – это экстракт, тёмный и с характерным запахом. Его возвращают на сахарный завод и по классической технологии производят из него сахар.
На станции перерабатывают мелассу, полученную не только на собственном производстве: сюда её привозят со всех сахарных заводов холдинга «Русагро». Это порядка 200 тыс. тонн мелассы в год, что позволяет дополнительно получить более 80 тыс. тонн сахара.
За качеством получаемых продуктов следят в лаборатории станции – уникальные приборы позволяют меньше чем за минуту определить необходимые показатели. Это – современная альтернатива хрестоматийным колбам и пробиркам.
От свёклы – к сахару
Именно этим маршрутом идут туристы дальше. На сахарном заводе перед обработкой свёклу тщательно моют, а затем отправляют в свёклорезки – своего рода тёрки. Там клубень нарезают ломтиками-стружками, которые затем идут на варку, в результате которой уходит сухая часть – свекловичный жом, который после обработки продают как корм для скота. А полученную жидкость – диффузионный сок с сахарозой и несахарами – очищают с помощью известкового молока и специального сатурационного газа, выделяя из него осадок с несахарами.
Из очищенного сока выпаривают воду – образуется так называемый сироп. Из него и варят сахар. Потом в специальном вакуум-аппарате в сироп добавляют сахарную пудру, на которой нарастают кристаллы сахара. Кристаллики сахара отделяют при помощи центрифуги от патоки. Затем его отправляют на элеваторе – ленте с ковшиками – в сушильный барабан, где сахар и получает товарный вид.
Готовый сахар поступает на хранение в огромную башню по галереям – тут её называют сахарницей. Она вмещает 60 тыс. тонн. Благодаря особыми условиями хранения сахар в ней не слёживается и не комкуется.
Впечатлит туристов отделение упаковки, где по сменам трудятся шесть человек. Их работа – ручной труд. Отсюда мешки с сахаром попадают в грузовые машины или на склад. На Чернянском сахарном заводе в зависимости от запроса потребителей – в основном это пищевые производства – сахар фасуют в мешки объёмом 25, 50 и 1 000 кг. Последние называются биг-бэгами.
Тут мешки с сахаром хранятся рядами-штабелями. Издали высокие ряды чем‑то напоминают пирамиды. Чтобы их разобрать, грузчики спускают мешки по транспортёрным лентам.
«Ого!» – удивляются на складе туристы. И, кажется, это искренний возглас восхищения.
«Сахара хватит всем»
Соучредитель и креативный директор коммуникационной группы компаний MEGROUP Елена Горбачёва делится впечатлениями от посещения завода:
«Восхитили масштабы производства: Чернянский сахарный завод – огромное предприятие. Если не знать, где находишься, не сразу и поймёшь. Восхитили объёмы производства – это работа в масштабах всей страны! Экскурсии будут интересны разным целевым аудиториям. Детям – с точки зрения познавательной, потому что сахар мы потребляем в пищу каждый день. Взрослым тоже, конечно, будет интересно. Возможно, это им поможет развеять какие‑то свои представления о сахаре и сформулировать свою концепцию его употребления».
По мнению начальника управления по туризму Белгородской области, руководителя региональной команды Ии Подзолковой, промышленный туризм решает для предприятий, которые открывают свои двери для таких экскурсантов, сразу три задачи:
«Во‑первых, это профориентация. Всем развивающимся производствам нужны новые молодые кадры, и, естественно, надо их готовить загодя. Во‑вторых, это организация каких‑то обучающих курсов либо собственных образовательных учреждений при предприятии. Сегодня мы услышали, что на Чернянском сахарном заводе специалистов обучают прямо на местах. И, наконец, это продвижение своей продукции и имиджа компании».
Подзолкова отмечает: экскурсии по Чернянскому сахарному заводу подарят массу впечатлений людям разных возрастов.
«Современное, технически оснащённое предприятие заинтересует подростков, которые только определяются со своей будущей профессией. Технологические процессы, которые мы сегодня увидели, будут познавательны и для взрослых туристов. Мы едим сахар, но мало кто знает, как его производят. Такое любопытство – а как это работает? – приведёт туристов на предприятие», – считает Ия Подзолкова.
Как руководитель региональной команды-участника Всероссийского акселератора АСИ, она резюмирует:
«В связи с тем, что мы всё время ищем новые точки притяжения для туристов, промышленные маршруты – это та вещь, которая сегодня на пике популярности во всём мире. Это ещё и возможность показать, что наша промышленность находится в стадии роста и развития, причём достаточно динамичного. Мы сейчас готовим стратегию развития промышленного туризма именно в нашем регионе, и одним из показателей будет увеличение числа предприятий, которые задействованы в таких маршрутах».
Методолог, разработчик Методологии развития промышленного туризма АСИ Наталья Кисельникова подчёркивает: сахарный бизнес среди 50 регионов-участников II Всероссийского акселератора по промышленному туризму представляет только Чернянский сахарный завод группы «Русагро».
«Мне кажется, что само по себе это предприятие уникальное и интересное. И на маршруте есть возможность проследить всю цепочку этого впечатляющего производства: от загрузки свёклы в грузовые автомобили с поля до склада готовой продукции, – отмечает она. – Безусловно, это будет интересно школьникам: посмотреть, где работают их родители. Это будет интересно студентам – для профориентации. Особенно это будет интересно проекту «Больше чем работа», который существует в рамках акселератора АСИ по промышленному туризму. По нему молодёжь от 18 до 35 лет со всей страны приезжает на краткосрочные стажировки на предприятия и проходит их в течение трёх-пяти дней».
Для компаний производственные экскурсии и промышленный туризм – это очень хороший инструмент для решения разных социально-экономических задач. Туристический маршрут выстраивается в соответствии с той задачей, которую ставит для себя предприятие.
Побывав на производстве, мы убедились в том, что сахара в стране хватит всем.
Оксана Придворева