Эпоха в гараже. С чего начался домашний музей в волоконовском хуторе
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
В Волоконовском районе, под боком у села Покровки, есть хутор Щепкин. Больше десяти лет местный житель Юрий Гадияк создавал в своём гараже музей, передающий дух советской эпохи. То, что односельчане выбрасывали не задумываясь, он бережно собирал и реставрировал. В итоге собралось несколько сотен экспонатов. Когда Юрий Александрович ушёл из жизни, гараж с раритетами унаследовал его сын Александр. Он и провёл экскурсию по домашнему музею для корреспондентов «Белгородской правды».
Ходики на стенке
Музей поражает нас в самое сердце прямо с порога: мы будто оказываемся… в своём детстве. Пространство здесь делится на три комнаты. И уже в первой на стене видим такой знакомый портрет вождя мирового пролетариата Ленина, который висел в каждой школе, в каждом детском саду. Тут же – выполненные в технике выжигания олени, выпуклая декоративная картинка с пролетающим над крышами Карлсоном и, конечно же, репродукция «Охотников на привале» Перова. Так украшали свои дома наши дедушки и бабушки. Рядом разместились настоящая шинель, бобинный проигрыватель, телефон и радиостанция.
В музее много часов. Разных – от советских механических, с обязательным ключиком для завода, до более современных, электронных. Висят на стенах здесь и там, напоминая о времени.
Когда проходим во вторую комнату, в глазах начинает рябить от обилия экспонатов. Кажется, здесь есть практически всё: от крышечек и монет до портретов государственных деятелей. В том числе портрет Иосифа Сталина, выпущенный к его столетию в 1979 году. Иконы, медали, значки, фляжки и несколько кофеварок. И снова часы и… автомобильные номера.
«Вообще у папы увлечение начиналось именно с коллекционирования автомобильных номеров, – рассказывает Александр Гадияк. – И с ножей, которые люди выбрасывали. Прямо страсть у него была к одному и второму».
Ножи Юрий Александрович всегда реставрировал. Даже обычный кухонный приводил в порядок: делал новую ручку, ножны.
Десятки ножей украшают одну из стен. Как и автомобильные номера, свисающие отовсюду.
Ручная работа
Александр Юрьевич бережно прикасается к экспонатам:
«Собирать экспонаты отец начал в 2010 году, когда устроился в Белгороде в управляющую компанию слесарем. Не мог спокойно видеть, как люди выбрасывают раритетные вещи. Подберёт радиолу, или портрет, или часы. Принесёт домой, отреставрирует, если нужно, и – в копилку. К 2018 году уже был настоящий музей».
По его словам, поначалу домочадцы скептически относились к увлечению главы семьи:
«Думали, что ерундой отец занимается. Но когда он сделал в гараже музей, то всё заиграло другими красками. И уже ни у кого язык не повернулся бы сказать, что это пустое занятие».
Этот музей будто душа, открывающая увлечения и пристрастия отдельно взятого человека. Среди экспонатов – кресло, которое Юрий Александрович смастерил сам.
«Папа любил работать руками: чинить, реставрировать, приводить в надлежащий вид. Да и работал слесарем, то есть тоже руками. При этом у него была тяга к прекрасному, что и заставило создать музей», – рассказывает Александр.
Сам Александр Юрьевич немногословен, но руки у него тоже золотые. Работает строителем. В свободное время делает топоры с инкрустацией.
Гордость за отца
Двери в третью комнату напоминают вход в салун из какого‑нибудь вестерна, что придаёт ещё больше камерности домашнему музею. Тут нас ждут экспонаты, которые уже мало где встретишь: старинный сундук, керосиновые лампы разных фасонов и времён, от легендарной «летучей мыши» до более простых вариантов, а также чугунки, безмены, старинные кувшины и обособленно – телефоны. А ещё – радиолы, значки, марки – всё то, что мы в детстве считали настоящими сокровищами.
— Вы водите в свой музей посетителей? – интересуемся у Александра Гадияка.
— Конечно, – кивает он. – Друзей, знакомых. И они всегда в таком восторге. А у меня… гордость за отца, за память, которую он после себя оставил.
Мы ещё раз обходим все три комнаты, стараясь при этом прикоснуться к бляхе, кувшину, провести рукой по суконной ткани шинели. Каждый из нас увидел здесь что‑то родное и близкое из далёкого детства. Наверное, потому мы не торопимся уходить.