«Захват, пас, попытка». Как белгородка попала в расширенный состав сборной России по регби
Журнал «Спортивная смена» встретился с воспитанницей клуба «Белая крепость» Светланой Кирли
-
Статья
-
Статья
В конце прошлого года девушка получила приглашение потренироваться с национальной сборной страны по классическому регби (регби-15). Для 20-летней Светланы, которая пока ещё выступает на любительском уровне, этот вызов важнейший в её спортивной карьере.
«Подумала, что я в пролёте»
— Светлана, как тебя заметили тренеры сборной?
— Летом в Москве на спартакиаде сильнейших мы играли в регби-7, заняли седьмое место из десяти. Белгородская команда любительская, таких было четыре, остальные из Высшей лиги. На турнире наш тренер Кирилл Гнилицкий сказал, что меня приглашают тренироваться со сборной России. Это было неожиданностью! Стала усиленно готовиться, подкачивала плечи и спину. Но в итоге тот сбор по техническим причинам отменили.
— Расстроилась?
— Конечно. Подумала, что такого шанса больше не будет, я в пролёте. Но через три месяца после спартакиады обо мне вспомнили. В ноябре написал менеджер сборной, пригласил в Москву на углублённое медицинское обследование. Я его прошла, и мы полетели на двухнедельный сбор в Сочи – с 28 ноября по 10 декабря.
— За эти три месяца форму не растеряла?
— Нет, конечно! У нас же есть своя команда, «Белая крепость», мы регулярно тренируемся и играем. Я занималась и в зале, и на улице – погода стояла хорошая.
— Где выступает женский состав «Белой крепости»?
— Играем в регби-7 среди любителей в Федеральной регбийной лиге. В чемпионате 15–16 команд, обычно занимаем место в середине таблицы. Нас в команде 7–8 человек, недавно новые девочки пришли. Помимо этого, играем и в пляжное, и в снежное регби.
— Какой формат любимый?
— Снежное регби. Это очень захватывающий вид, динамичный. Матч идёт десять минут – захват, пас, попытка. А «пляжка» – это жара, песок во всех местах… Тут же снег отряхнула – и побежала.
Сделано с любовью
— Что представляют собой сборы главной команды страны?
— Тренер Денис Кукишев сразу сказал, что жёстких нагрузок не будет. Он хотел, чтобы все поиграли на всех позициях. Мы отрабатывали разные комбинации, учились тому, чего раньше не умели. Одну неделю занимались атакой, вторую – защитой. Было очень круто! Мне есть с чем сравнивать. Я в 2021 году ездила в Москву на сборы академии регби «Центр». По сути это была расширенная тренировка московской «Славы» – очень мало человек из других команд. За две недели мы штук триста комбинаций отработали, они свалились в одну кучу, голова кругом шла. А тут всё проходило спокойно, без лишних слов. Две тренировки в день, обе игровые – в 10:00 и 15:00. Между ними шли в зал, если хотели – никто к этому не принуждал.
— Там вас было 20 человек, можно разбиваться на команды. А в Белгороде как тренируетесь?
— С парнями. Поэтому играем без захватов, до касания (тача). Здесь же не было этого детского сада, могли действовать жёстко, как в реальной игре. Тренер сказал: «Захватываем, но не убиваем». И всё‑таки одной девочке случайно рассекли бровь, другой губу. С нами работали два медика и два массажиста. Мышцы расслабляли – просто огонь! Плюс у меня мениски порваны, подлечила и их: назначили ток в колена и магниты, перед тренировками накладывали тейпы, а после прикладывали лёд. Наутро чувствовала себя новым человеком!
— Что самое тяжёлое было?
— Перед каждой тренировкой нас минут 15–20 разминали от макушки до пяток – очень утомительно. Зато потом всё легко давалось. Тренер бегал с нами и говорил, что быстрее него бежать можно, а медленнее – нет. В целом физические нагрузки лайтовые, а вот от умственных мозг болел. Например, вывод мяча делали совсем по‑другому: не просто упасть, сложиться и вывести, а с докруткой ног и другими элементами, которые нужно детально отрабатывать. Я обожаю играть в защите, и мне нравилось, что после занятия тренер оставлял нас, чтобы закрепить какие‑то навыки.
— В это же время в Сочи тренировалась женская сборная России по регби-7. Удалось пообщаться с Алёной Давыдовой?
— Мы жили рядом и регулярно общались. Алёна из «Белой крепости» уехала в профессиональный краснодарский регби-клуб «Кубань», она очень хотела попасть в сборную страны. Вот наши мечты и сбылись. Алёна рассказывала всякие тонкости «семёрки», я ей то, что узнала по «классике». Например, мы в Белгороде не совсем правильно давали мяч при обыгрыше два в одного. Слишком рано начинаем думать, делаем это за пять метров, а тренеры сказали, что надо принимать решение за метр до соперника, чтобы он не успел среагировать. В общем, обменивались опытом.
— Как прошёл последний день сборов?
— Играли матч без остановок. Одна команда в защите, другая – в атаке. Тренер говорил атакующим, что нужно делать, а защита об этом не знала. Играли до заноса или трёх потерь мяча, в несколько фаз. Кукишев нарадоваться на нас не мог – идеально всё получалось. Мне понравилось, что не было разделения на звёзд и новичков, опытные девочки всегда шли навстречу, помогали разобраться с постройкой комбинаций, объясняли всё, что я не понимала. Огромный вклад внёс главный тренер сборной Павел Барановский. После тренировок мы дружно кричали наш девиз: «Сделано с любовью!»
Гонка на уничтожение
— Ты сказала, что у тебя порваны мениски. Как с этим жить и тренироваться на серьёзном уровне?
— Два года назад на тренировке я воткнулась правым коленом в ледяную кочку. Поначалу оно дико болело. Стоило сходить на МРТ, но я два года боялась его делать. Хотела даже бросить регби, вылечиться и жить без спорта. А тут в сборную пригласили. Тогда я всё‑таки сделала МРТ – нашли разрыв мениска второй степени, прописали гору дорогих таблеток. Не стала их пить. Врачи сказали, что без спорта я смогу нормально с этой травмой жить, а иначе дорву мениск, и придётся делать операцию. Я думала, после этой операции придётся восстанавливаться год, но оказывается, что можно и через месяц быть в порядке. Эта информация меня успокоила, поэтому продолжаю тренироваться и пока тейпирую правое колено. Левое сейчас болит сильнее правого – будет время, схожу на МРТ. Полагаю, там тоже мениск.
— Как же надо любить регби! Откуда у тебя эта любовь?
— Семь лет я занималась баскетболом. Потом футболом, недолго – мне сломали нос, и мама прикрыла лавочку. Пошла в волейбол, но для меня это скука – стоишь и мячик перекидываешь. Записалась на гандбол – женская команда не набралась. Хотела попробовать борьбу или бокс – не разрешили. Когда мне исполнилось 18, к нам в правоохранительный колледж, за баскетбольную команду которого я играла, пришли тренеры Алексей Задоянчук и Антон Киров с мастер-классом по регби. Меня покорила фраза Алексея, что в регби можно сбивать людей и тебе за этого ничего не будет. Пришла на тренировку, а там стокилограммовые мужики врезаются друг в друга. Мне сказали, что я тоже так смогу. Вот и остановилась на регби.
— Представляю, как «обрадовалась» мама.
— Тема спорта в семье была больной, не хочу об этом рассказывать. Однако я твёрдо решила профессионально заниматься спортом – спасибо за это старшему брату Вадиму. Я даже играла с пластырем на запястье, на котором написала его слова: «Работай, и у тебя всё получится». Он мне это сказал, когда я хотела бросить регби. Потом я сделала татуировку, посвящённую брату и сестре, пластырь стал не нужен.
— Женский хоккей не такой жёсткий, как мужской. В регби аналогично?
— Куда там, женское регби намного жёстче мужского. Парни – джентльмены. А в женской игре, если закусишься с кем‑то, то начинается гонка на уничтожение, с выставлением рук в лицо и прочими штуками. Особенно этим грешат на любительском уровне. В принципиальных противостояниях бывает много крови, поэтому красивые фото с женского регби сложно найти, в отличие от мужского. Только в женском регби два человека из одной команды могут стукнуться головами, потому что захватывали одного и того же игрока соперников. У меня такое случалось. Итог – шишка на лбу и синяки под глазами, у другой девочки – царапина на щеке.
— В 2021 году ты закончила правоохранительный колледж. Что дальше: полиция или спорт?
— Я кинолог и могу устроиться по специальности. Меня приглашали в центр кинологической службы областного УМВД, в МЧС, в аэропорт Домодедово. Но Вадим сказал, что я ещё молодая и работу найти успею. В итоге всё поставила на регби.
— Но ведь в любительском регби денег нет, а жить на что‑то надо.
— Дрессирую собак, рисую на футболках, делаю картины на заказ – мне хватает. А в регби я хочу стать профессионалом, думаю о том, чтобы играть в Высшей лиге. Хочу закрепиться в сборной России, пробиться в основной состав, а не сидеть в запасе. На следующий сбор меня уже позвали.
Беседовал Александр Куликов