Живой символ города. Зачем в Новый Оскол привезли краснокнижного вырезуба
«Белгородская правда» объясняет, почему эта рыба здесь в почёте, хотя город рыбаками не славится да и рек больших нет
-
Статья
-
Статья
Любой заезжий человек непременно заметит, что повсюду в Новооскольском округе встречаются изображения каких‑то рыб. Три серебристые рыбки развеваются на флагах, украшают доски почёта и госучреждения, а возле здания библиотеки объёмные скульптуры трёх подводных обитательниц переливаются по вечерам синими огоньками.
Даже на фестивале вареников в Белгороде новооскольцы умудрились вылепить своё коронное блюдо в форме рыбок – белой и золотой, чем весьма порадовали гостей праздника.
«Каковых нигде не находится»
И невдомёк гостю Новооскольского округа, что это сейчас местные реки невелики. А несколько сотен лет назад были они полноводны и живностью богаты. Город-крепость расположился на берегу реки Оскол и по обе стороны речки Беленькой. Согласно историческим «Экономическим примечаниям к планам генерального межевания» в реке Оскол и в речке Беленькой в изобилии водились щука, плотва, окунь, налим, судак, ёрш и пескарь.
Среди прочей фауны водоёмы могли похвастать и ценной промысловой рыбой вырезубом. Такое название она получила за сильно развитые глоточные зубы, приспособленные для перемалывания раковин. Различные моллюски – это основная пища вырезуба, также в рационе черви и насекомые. Вырезуба можно отличить по тёмной, несколько зеленоватой спине, серебристым бокам и белому брюху. Если повезёт, рыба может достигнуть 75 см в длину и набрать более 6 кг веса. А если очень повезёт, то и прожить до 20 лет.
Вкусной рыбой так гордились, что поместили её изображение на исторический герб Нового Оскола. Утверждён он был приказом Екатерины II в 1780 году. В описании, прикладываемом к гербу, написали: «В первой части герб Курский. Во второй части щита три большие рыбы, называемые вырезуб, ловящиеся в реке Оскол, каковых в других реках нигде не находится».
Правда, тут авторы герба ошибались. На самом деле эта рыба обитает (или, по крайней мере, обитала) в малосольных частях Чёрного и Азовского морей, а в реки заходит только весной для нереста и поднимается по руслам высоко вверх.
Из уст в уста местные жители передавали предание о богатом помещике – любителе редких блюд. Говорили, что из Нового Оскола в Москву ему доставляли свежих вырезубов по договору с новооскольскими рыбаками. Для этого помещик содержал тройки лошадей на всём пути от места вылова до столицы.
Герб есть, а рыбы нет
В 1954 году образовалась Белгородская область. Она сложилась из двух частей: в неё вошли 23 района Курской области и 8 – Воронежской. В числе курских районов к Белгороду отошёл и Новооскольский, так что на современном гербе курских куропаток нет, а вот три вырезуба красуются по‑прежнему.
Однако остались они только на картинке. Нежная рыба оказалась очень чувствительна к экологическому состоянию водоёмов, да и вылов, вероятно, повлиял, так что много лет в местных реках вырезубов никто не видел. Скорее всего, их там и вовсе не осталось. Недаром вырезуб занесён в Красную книгу России и Международную Красную книгу.
Но даже если каким‑то чудом рыбаку на удочку попадётся эта рыба, ловить и пробовать её на вкус он не может по закону. За это грозит крупный штраф. Но рыбка была, несомненно, хороша. В конце XIX века рыболов и писатель Леонид Сабанеев опубликовал книгу «Рыбы России», из которой можно узнать, что у вырезубов «очень белое, нежное, без мелких костей, сладковатое и необыкновенно приятное на вкус мясо. Вырезуб под белым соусом может удовлетворить требованиям самого прихотливого гастронома. Поэтому, а также и по редкости своей он ценится довольно дорого. В Харькове в конце зимы и весною фунт вырезуба продаётся не дешевле 25 копеек. В Ростове-на-Дону, Купянске и Изюме нужно дать не менее рубля за вырезуба весом в 4–5 фунтов (2 кг); в прочее же время года ценность этой рыбы повышается ещё более».
Сейчас сколько ни заплати, вырезуба в нашем регионе не получишь. В последний раз его видели в 1984 году. Так и получилось, что Новый Оскол есть, герб есть, а рыбы нет. А точнее, не было до последнего времени. Глава округа Андрей Гриднев вместе с местным фермером, рыбоводом с 30-летним стажем Александром Пилюгиным попытались её отыскать.
«Это история нашего края, которую мы должны знать и стремиться не только передать будущим поколениям, но и научить их бережно к ней относиться, чтить традиции родной земли», – объяснил инициативу Гриднев.
Было непросто, но всё‑таки нашли – в Москве в бассейне у одного богатого человека. Тот согласился поделиться, и несколько особей привезли в Новый Оскол.
Бросать ценных вырезубов в водоём – то есть на произвол судьбы – не стали, а оставили плавать в тепличных условиях. Для них приобрели аквариум и поставили его в отделе библиотечного краеведения Новооскольской центральной библиотеки, где расположена внушительная музейная экспозиция. Местом жительства рыбок стал зал живой природы, где даже окна вместо штор закрываются фотопечатью с изображением реки Оскол.
Нервные создания
В описании повадок вырезуба выделяется чрезвычайная осторожность и скрытный образ жизни. Большую часть времени он проводит у дна водоёма и в укрытиях, на поверхность поднимается очень редко, только убедившись в безопасности. Практически вся активность приходится на ночной период, когда рыба выходит на поиски пищи.
В аквариуме вырезубы спокойнее не стали. Если посетители стоят рядом больше пары минут – рыбки нервничают, мечутся туда-сюда, поэтому людей к ним подпускают осторожно, хотя желающих увидеть живой символ города предостаточно. Взглянуть пускают, а вот фотографировать – нет, чтобы лишний раз не тревожить нервные создания.
«Кормим рыбу замороженным мотылём. Сначала я живого покупала, и его ели с удовольствием. Во время новогодних выходных с сотрудниками по очереди приходили кормить наших питомцев. Но потом в магазине мне сказали, что с наступлением лета не найдут мотыля, так что решили перейти на мороженый вариант», – рассказала заведующая отделом библиотечного краеведения Юлия Ковалёва.
Весной Пилюгин собирается привезти ещё несколько вырезубов и искусственно размножить.
«Это задача не из лёгких, учитывая, что в регионе есть проблема с водой, – написал на своей странице во «ВКонтакте» губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков. – Есть проблема с состоянием русел рек, прудов. Но в прошлом году запустили масштабную программу по расчистке наших водоёмов и в этом обязательно её продолжим. И кто знает, может, именно совместными усилиями вырезуб будет снова водиться в реках Северский Донец и Оскол».
Причём проблема не только в водоёмах.
«Вырезубы относятся к карповым, но у них всё немного не так. Карп нерестится при 18–22 градусах, а вырезуб – при 11, да и сам нерест проходит по‑другому, – объясняет Александр Пилюгин. – Я договорился, чтобы мне дали маточное поголовье покрупнее. У меня есть инкубатор, на котором я обычно инкубирую карповых. Специалисты берут икру и искусственно её оплодотворяют, потом выращивают малька до товарной рыбы».
Конечно, карпы могут и сами откладывать икру, только вот дело это неблагодарное.
«При инкубации из икры выклёвывается до 80 % мальков, а в естественных условиях – всего 0,5–1 %, – подсчитывает рыбовод. – Во‑первых, разная живность не прочь полакомиться икрой, во‑вторых, имеет значение, куда рыба её отложила».
Пилюгин признаётся, что и инкубация не даёт гарантии, что вырезубов удастся развести:
«Рыба эта дикая, неустойчивая к стрессу, вплоть до того, что в воду надо добавлять антидепрессанты перед тем, как её брать. Но если получится, мы вырастим малька и выпустим вырезуба в Оскол. Может быть, удастся возродить вид».
Анна Емельянова