Символ Рождества Христова. Как храм в Весёлой Лопани объединил всех сельских жителей
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Один из самых значимых и великих праздников Рождество Христово отмечают всем христианским миром широко и с размахом. Это событие как в России, так и в Белгородской области, традиционно связано с народными гуляниями, колядками и обязательно церковным богослужением.
А в селе Весёлая Лопань Белгородского района этот праздник радостен вдвойне, потому как храм там открыли 8 января 2000 года и назвали в честь Рождества Христова. Первым настоятелем в нём был иерей Владимир Григоренко. Но уже в 2002 году его сменил протоиерей Михаил Бокоч. Рождество стало в Весёлой Лопани не только престольным праздником, но и Днём села и объединило всех жителей вокруг церкви. О храме, храмовых иконах и Рождестве «Белгородские известия» поговорили с настоятелем отцом Михаилом.
Не разрушать, а строить
Храм Рождества Христова устремил свои купола в небо и застыл величественный, благообразный. Это, быть может, единственная церковь в стране, которую построили на месте бывшего сельского клуба. Раньше происходило всё с точностью до наоборот.
Старшее поколение хорошо помнит времена, когда храмы взрывали, рушили, а на их месте сооружали клубы. В Весёлой Лопани вышло по‑другому. Здесь изначально не было церкви, населённый пункт строился вокруг спиртзавода.
«Храм ранее был в Долбино, – рассказывает отец Михаил. – Большой, пятикупольный. По местным меркам – практически собор. Но в 30-е годы прошлого века его взорвали и из кирпича построили колхозные конторы, здания администраций сельских поселений. В Весёлой Лопани первый храм появился в 2000 году. Что символично, освятили его 8 января, сразу после Рождества Христова. Потому и имя он получил именно такое».
Отец Михаил показывает убранство, бережно проводит рукой по храмовой иконе:
«Храм молодой по историческим меркам, но уникальный, и всё здесь наполнено символизмом, – признаётся священник, – мы это называем Божьим промыслом. Символично, что первый храм, открытый в XXI веке в нашей области, посвятили именно Рождеству Христову, потому что это был юбилейный год – ровно две тысячи лет со дня рождения Господа нашего Иисуса. Ещё одна особенность – его строили девять месяцев. Именно столько вынашивается младенец в чреве матери. Также символично и то, что с постройки началось возрождение села Весёлая Лопань. Один из школьников пришёл ко мне и говорит: «Батюшка, я написал реферат «Духовное возрождение моей малой родины». Работа о храме. Я прочёл и увидел, что это настоящая проповедь! Мальчик сравнил возрождение своей малой родины с возведением храма. И рассказал, как с момента его строительства происходило преображение села не только духовное, но и материальное».
Иконы Рождества Христова
Храмовой называют икону конкретного святого или праздника, в честь которого освящён престол. В весёлолопанской церкви это икона Рождества Христова. Она написана на иконостасе.
«Традиционно в каждой церкви на этом месте в иконостасе находится храмовая икона, – поясняет священник. – В нашем случае – икона Рождества Христова. Это изображение – одно из самых древних, такие находили в катакомбах. В них молились первые христиане и там же создавали фрески. В яслях лежит младенец, повитый пеленами, изображение Божией Матери, Иосиф с одним из сыновей. А здесь – купель. По церковному преданию, возле купели – бабка-повитуха по имени Саломея со своей служанкой. Она не верила в то, что действительно родится сын Божий от девы Марии, и оттого у неё рука отнялась. Но когда Саломея прикоснулась к Иисусу, тут же исцелилась и уверовала. Также на иконе волхвы, мудрецы с Востока, которые изучали Вифлеемскую звезду, указывающую место рождения Господа».
На аналое – специальной подставке в центре храма – ещё одна икона Рождества Христова.
«Здесь пещера, где родился Иисус, изображена чуть ли не в виде комнаты. На самом же деле она была неприютна. Я был в той Вифлеемской пещере. Служила она убежищем для пастухов во время ненастья. Там не было соломы, ясель и всего остального. Это более современный вариант. Вообще существует много разных изображений Рождения Христа. Где‑то только ангелы с трубами, пастухи и Вифлеемская звезда. Есть такое же изображение с младенцем Христом. Они относятся к разным временам, эпохам, культурам. И это всё влияло на иконопись».
Священник проводит экскурсию по храму и рассказывает:
«Старинных икон в храме мало. В основном те, которые приносили прихожане или мы находим. Есть люди, которые продают иконы. Не всегда бывает возможность выкупить, но стараемся забрать. А вот икону Корсунской Божией Матери, которой 400 лет, нам принёс мусорщик. Нашёл на свалке, и рука не поднялась выбросить. Мы отреставрировали и поставили».
У молодой церкви уже есть свои традиции. Про одну из них поведал отец Михаил:
«Одна из икон написана к 10-летию храма на пожертвования двух сестёр-прихожанок, которые пожелали остаться неизвестными. И у нас появилась традиция: после каждого богослужения коленопреклоненно молимся перед этим образом и поём всем храмом «Царице моя Преблагая». На иконе висят украшения, которые люди жертвуют в знак благодарности за то, что получали просимое от Божией Матери».
За пределы церковной ограды
Протоиерей рассказывает об особенностях рождественского богослужения, они распространяются на все храмы, а рождественские службы везде совершаются одинаково:
«6 января в так называемые царские часы проходит утреннее богослужение – Рождественский сочельник. Праздничные богослужения состоят из Великого повечерия, литии, на которой освящают хлеб, пшеницу, вино и ели. А потом совершают рождественскую утреню и Божественную литургию. Традиционно это всё происходит в ночь с 6 на 7 января. В 10 часов вечера начинается и к 3 утра заканчивается. С 10 до 12 – Великое повечерие. Сразу после – Божественная литургия. Она совершается в полночь, раньше – не рекомендуется».
15 лет назад в Весёлой Лопани на Рождество Христово начали праздновать День села. Это стало хорошей, доброй традицией.
«На одном из земских собраний я предложил сделать День села в один день с престольным праздником и отмечать вместе с Рождеством Христовым. С моим предложением не сразу, но согласились, – вспоминает отец Михаил. – Административным и духовным центром села на Руси всегда была церковь. Когда храм наш построили, началась иная жизнь. Если нет церкви, говорить о полноценном духовном развитии общества очень сложно. Нужны центр, точка опоры, скрепы. Потому со временем возникла необходимость отмечать Рождество не просто внутри храма, а выйти за пределы церковной ограды и нести свет другим селянам. Как Господь сказал в Евангелии: «И иные есть овцы у Меня и тех Мне подобает привести и будет едино стадо и един Пастырь». Если будем светить только в пределах храма, света будет недостаточно…»
Теперь в Весёлой Лопани на День села проводят беспроигрышную лотерею, раздают бесплатную кашу, блины. Также можно попробовать шашлык и прочие вкусности. А в сценарии преобладают рождественские песнопения.