Выходной давно родной. Как менялось отношение к новогодним праздникам в России
Об этом рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
1 января – первый день в году, самый волшебный и романтичный – все верят, что наступивший год будет лучше и успешнее предыдущего, стоит только загадать желание.
Царь велел
На протяжении 300 лет Новый год – один из самых любимых и ожидаемых праздников. А началось всё 19 декабря 1699 года, когда Пётр I издал указ, которым ввёл новую систему исчисления – от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом.
Этим актом император не только назначил новое начало года по юлианскому календарю, но и повелел праздновать его широко и весело – с ёлкой, подарками и салютом. И тем самым прервал традицию празднования по византийскому календарю с 1 сентября – после завершения сельскохозяйственных работ. Постепенно и зимний праздник пришёлся всем по душе – убранный урожай и заснеженные поля освободили время для отдыха и веселья.
Интересно, что первые выходные в праздничные дни ввёл в 1897 году император Николай II. Для отдыха от работы назначались все воскресные дни, а в качестве праздничных – 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 8 сентября, 25 и 26 декабря. На эти дни приходились православные праздники, не переходящие из дат, а помимо них к празднованию были назначены переходящие: пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день Сошествия Святого Духа. Новый год являлся единственным светским праздником, который продолжали праздновать пышно и с размахом.
В ногу с Европой
Повторные изменения календарь в нашей стране претерпел после победы власти Советов – декретом Совнаркома, подписанным Лениным, после 31 января 1918 года в стране сразу наступило 14 февраля. Таким образом, Россия пошла в ногу с европейскими странами, давно перешедшими на летоисчисление по григорианскому стилю. Разночтение дат с Европой наблюдалось с конца XVI века и объяснялось непринятием православной церковью нового летоисчисления, разработанного католиками. Новая власть, назвавшая себя властью рабочих, крестьян и красноармейцев, первым делом отделила государство от церкви. Оглядываться на мнение православного духовенства не было надобности, поэтому переход на григорианский стиль был предпринят немедленно. Однако праздники сложно было отнять у народа одним росчерком пера, для этого понадобилось десятилетие.
Многие источники утверждают, что отделение церкви от государства происходило одновременно с жёстким гонением на религию. Но это не совсем так. На протяжении столетий понятие труда и отдыха у народа связывалось исключительно с религиозным мировоззрением. Даже дни рождения в простых крестьянских семьях не являлись семейными праздниками, а часто их точные даты забывались, но оставались привязки к близлежащему православному празднику. Поэтому после революций 1917 года в стране продолжали отмечать, как и прежде, религиозные праздники, а к ним присоединились другие, имеющие политическую окраску и отражающие новое мировоззрение.
Всё в одном календаре
После Гражданской войны страна постепенно возвращалась к мирной жизни. В белгородской газете «Трудовой день» 1 января 1924 года вместе со скромным новогодним поздравлением опубликован табель-календарь на наступивший год, где каждая новая неделя начиналась с воскресенья. Нерабочими днями тогда были объявлены, помимо первого дня года, православные праздники: Крещение, Благовещение, два дня Пасхи, Вознесение, Троицын день, Духов день, Преображение, Успения Богородицы, 25 и 26 декабря праздника Рождества Христова. Только теперь официально в этом списке значились и праздники нового времени: 22 января – День 9 января 1905 года, 12 марта – Низвержение самодержавия, 18 марта – День Парижской коммуны, 1 мая – День интернационала и 7 ноября – День пролетарской революции.
Накануне, 30 декабря 1923 года, газета поместила крохотную заметку на первой полосе, извещающую о встрече Нового года 31 декабря учащимися в здании 2-й школы 2-й ступени и устройстве «комсомольского Рождества», а 1 января в рабочем клубе намечался праздник ёлки, но только для членов профсоюзов. 6 января 1924 года газета сообщила о прошедшей в клубе ёлке, на которую раздали 600 билетов для детей до 7 лет, но на праздник пришли и 12-летние в сопровождении родителей, отчего «ясно, что давка была большая». Выявились даже случаи поддельных билетов, но малыши были довольны, танцевали и рассказывали стихи.
Помня о нетерпимом отношении советский власти к религии, устройство «комсомольского Рождества» кажется невероятным событием. Однако, газета «Трудовой день» широко освещала это мероприятие: «…24 декабря в железнодорожном клубе комсомольцами был устроен сочельник. Была антирелигиозная всенощная, состоявшая из нескольких акафистов. Лекция тов. Ладыженского «Как родятся боги» очень заинтересовала присутствующих». После лекции состоялись концерт и «живая газета». Подобный вечер прошёл и в рабочем клубе уездного бюро профсоюзов. Кампания по проведению «комсомольского Рождества» проводилась широко по всей стране и в 1925 году с 15 декабря по 22 января. Белгородский уездный комитет комсомола проводил лекции в гостеатре, железнодорожном клубе, клубе профсоюзов на темы «Классовость в религии», «Наука и религия». Помимо лекций, 29 декабря в гостеатре состоялась клубная постановка «Политсуд над Библией» с назначением ответственных лиц в качестве обвинителя и защитника. Однако в циркулярном письме о проведении этих мероприятий предписывалось – «от грубых насмешек над религией в постановках воздержаться, они ничего не дают положительного».
Ушли и вернули
В декабре 1925 года XIV съезд партии взял курс на индустриализацию, провозгласив формулу: превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую машины и оборудование. Длительное празднование религиозных праздников – всенощные службы и строгий запрет на труд – отвлекали народ от целей страны. С 1 октября 1929 года в стране появился календарь нового типа, из которого исчезло привычное понятие рабочих и выходных дней. Рабочая неделя стала непрерывной и делилась на циклы – пятидневки. Таким образом обеспечивался непрерывный рабочий процесс, тратить время на выходные считалось недопустимым. Вместо праздников ввели термин «революционные дни» – 22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, – оставив их нерабочими. Постановление СНК СССР от 24 сентября 1929 года «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» законодательно закрепило новый режим работы в стране и отменила прежние праздники: «В день Нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях». Досталось при этом и «поповскому» обычаю украшения ёлок, теперь это стало старомодным и осуждаемым.
Запрет на проведение новогодних праздников действовал шесть лет. Уже с 1 января 1936 года новогодняя традиция была возрождена в качестве детского праздника. В Белгороде в месткомах госучреждений, на мясокомбинате, мелзаводе № 2, пивзаводе, типографии имени Ленина, неполной средней школе № 5 и ряде других учреждений были организованы ёлки, закуплены подарки для детей. Но для взрослых членов общества этот день оставался рабочим до 1 января 1948 года. Однако за прошедшие годы запрета люди не утратили волшебной ауры этого праздника, а, кажется, в едином порыве начали создавать новые яркие его атрибуты. Так появились на новогодних ёлках с 1937 года реальные исполнители желаний – добрый Дедушка Мороз с мешком подарков и красавица Снегурочка. Люди придумали обязательные праздничные новогодние блюда, выстрелы шампанского с пожеланиями нового счастья с обязательным просмотром новогодних фильмов с элементами чудес.
Рождество по закону
Празднование Рождества Христова и закрепление его на законодательном уровне случилось только 7 января 1991 года после обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Верховный Совет РСФСР. В следующем году этот праздничный день внесли в Кодекс законов о труде.
В 2023 году мы в 11-й раз будем отмечать зимние праздники с 1 по 8 января. Теперь в Трудовом кодексе эти дни называются новогодними каникулами, как будто нас всех хотят на эти дни возвратить в детство, вернуть в сказку и беззаботность. И хотя находится немало критиков длинных праздничных дней, мы все с нетерпением ждём и готовимся к ним, продолжаем верить в чудо, загадываем желания под бой курантов, кладём записки под подушки в сочельник. Проходят годы, и, несмотря на политику и веяние моды, Новый год остаётся самым любимым и ожидаемым праздником для всех.
Елена Кривцова, главный хранитель фондов ГАБО