Сегодня мы хотим напомнить читателям основные аргументы, которые доказывают обоснованность воссоединения полуострова с Россией.
Исторический
Древняя и богатая событиями биография Крыма описана не раз. С самого зарождения Русского государства полуостров стал медленно, но неуклонно входить в орбиту его влияния. Одной из главных экономических основ существования Киевской Руси был путь «из варяг в греки» – крупная торговая магистраль древности, связующая нить между Скандинавией, Балтикой, Русью, Византией, странами Востока.
Элементарная логика подсказывала русским князьям, что дорога от Невы и Ладоги до Чёрного моря должна находиться в одних руках – так надёжнее, безопаснее для торговли да и прибыльнее, наконец. Поэтому стремление русских к Крыму прослеживается постоянно уже с древнейших времён. В 960 году, после победы князя Святослава над Хазарией на Тамани образуется русское Тмутараканское княжество, в состав которого вошла и часть территории полуострова. Именно в Херсонесе затем принял крещение Владимир Красно Солнышко. При нём русское влияние на полуострове было преобладающим.
После дорогу Руси «на полудень» надолго преградили кочевники: через причерноморские степи волна за волной шли печенеги, торки, половцы, а на века забыть о Тавриде окончательно заставил приход монголо-татар. Благодатный полуостров превратился в постоянный источник опасности, периодически выпускающий на север щупальца разорительных набегов. Вплоть до Екатерины Великой едва ли не самой главной задачей каждого русского самодержца была нейтрализация крымской угрозы. Окончательно решить её удалось только в 1783 году, когда Екатерина II включила побеждённое Крымское ханство в состав Российской империи. С этого момента начинается новый, российский этап истории Крыма.
Экономический
После присоединения полуостров стал частью Таврической губернии с центром в Симферополе. Природные условия и исторические традиции способствовали развитию сельского хозяйства и виноделия, повсеместно начали возникать суконные и табачные фабрики, предприятия по добыче соли и переработке рыбы. В Севастополе появляются военные верфи, по всему полуострову прокладываются дороги, растут города.
Но наибольшую известность и поистине всероссийскую популярность Таврида приобрела в качестве огромной рекреационной зоны. Уже во второй половине XIX века местечко Ливадия становится летней резиденцией царской семьи. Романтический, живописный полуостров очень быстро стал местом излюбленного отдыха всех более-менее состоятельных людей, потянулась сюда и творческая интеллигенция. В государственных масштабах превращать Крым в один большой курорт начали в Советском Союзе. Санатории, пансионаты, грязелечебницы, дома отдыха – ежегодно запас здоровья и превосходного настроения на полуострове получали миллионы людей. Для многих советских детей незабываемым воспоминанием стал «Артек» –уникальный пионерский лагерь всесоюзного значения, попасть в который было высшей честью.
И это далеко не случайно, ведь по основным климатическим характеристикам полуостров весьма близок к средиземноморским курортам Северной Италии и Южной Франции. Да и в новейшей истории России традиция отдыхать в Крыму не угасла. Редко в каком семейном фотоархиве не найдётся фотографий на фоне знаменитого Ласточкиного гнезда, живописных скал или лазурной прибрежной полосы.
Нынешний сезон отпусков в Крыму проходит непросто. Война на Украине закрыла прямую дорогу на полуостров, нарушив практически все виды коммуникаций. Но ни сложности с движением поездов и самолётов, ни впечатляющие очереди на керченской паромной переправе не закрывают глаза на главное – всё со временем наладится.
«Хрущёвский»
Одну из причин считать Крым частью России вспоминают, когда спрашивают: а как же получилось, что он оказался в составе Украины? Это, если пользоваться математическим языком, доказательство от противного.
Общеизвестно, что солнечную Тавриду «подарил» УССР в 1954 году, в честь 400-летия воссоединения Украины с Россией, Никита Хрущёв. Мотивировалось это, мягко говоря, волевое решение, общностью экономического развития, территориальной близостью и культурными связями. Сегодня говорят также о стремлении советского лидера расположить к себе партийную украинскую элиту и других личных мотивах перекроя политической карты СССР. Неоправданность «подарка» была очевидной уже тогда. Достаточно сказать, что в 1979 году в Крыму русских было в два с половиной раза больше, чем украинцев, а татар вообще насчитывалось около 13 тысяч. В 1989 году русских в республике насчитали 67 % – вот тебе и украинский регион.
«По-человечески это понятно, – говорят сегодняшние защитники «украинского» Крыма, – но ведь юридически всё было оформлено, сделка, как говорится, состоялась, поезд ушёл!» И вот как раз здесь тоже не всё так просто. В условиях, когда СССР казался вечным, все восприняли случившееся как формальность: подумаешь, республика другая, страна-то одна! И закрепили передел тоже формально, спустя рукава. Дело в том, что постановления, регламентирующие передачу полуострова, принимались Президиумами Верховных Советов двух советских республик – РСФСР (нынешней России) и УССР (нынешней Украины). Союзный Верховный Совет эти документы утвердил, но по Конституции 1937 года Президиум ВС РСФСР не имел права касаться территориальной целостности республики, изменить её конфигурацию мог только референдум. Но проводить его в 1954 году нужным не сочли.
Зато в январе 1991 года, когда Советский Союз уже трещал по швам, референдум в Крыму состоялся, и 93% населения края высказались за воссоздание Крымской АССР в составе Советского Союза. Большинство голосовавших признали полуостров и себя русскими. Но уже в феврале Украина восстановила Крымскую АССР в своём составе. Таким образом, в 1954 году крымчан не спросили, а в 1991-м – не услышали. Уже в мае 1992 года Верховный Совет РФ признал передачу Крыма Украине незаконной и предложил начать урегулирование вопроса… но на том всё и закончилось.
Очень многие в Крыму говорят, что и сама-то Украина относилась к полуострову отнюдь не как к собственной территории. С начала 90-х практически ничего не вкладывалось ни в экономику, ни в развитие инфраструктуры. Сегодня приезжающие в Тавриду туристы как будто переносятся на 20 лет назад – старые дороги, неотремонтированные школы и больницы… Долгое время регион был ненужным пасынком.
Военный
Трудно найти землю, которая была бы так же обильно полита кровью наших соотечественников. На полуострове был спрятан ключ от южных рубежей страны. Как уже говорилось выше, с момента образования в XV веке зависимого от Османской империи Крымского ханства, заветной мечтой русских было его сокрушение: только так можно было устранить постоянную угрозу набегов, регулярно превращавших в пустыню земли вплоть до самой Москвы. Разговоров об агрессии тут быть не может, сегодня это назвали бы активной обороной – каждый удар по ханству был ответным.
Решение задачи затянулось на века: в 80-е XVII века князь Голицын дошёл с армией до Перекопа, пятьдесят лет спустя русские солдаты под командованием фельдмаршала Миниха совершили дерзкий рейд по полуострову, но закрепиться там не смогли. Окончательно русские войска заняли Крым – и вновь отвечая на повторившийся татарский набег – в 70-е годы XVIII века. Характерно, что само присоединение Крыма прошло бескровно, а Екатерина Вторая обязалась не мстить вековым противникам Руси: «свято и непоколебимо за себя и преемников престола нашего содержать их в равне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную их веру».
Позже полуостров трижды принял терновый ратный венец. Первый раз – Крымская война и героическая оборона Севастополя 1854-55 годов, когда город-крепость долгие месяцы оборонялся против экспедиционных армий Великобритании, Франции, Турции и Сардинии. Второй – Великая Отечественная война. Снова Севастополь, керченский десант, Малая земля, каменоломни Аджимушкая… абсолютному большинству россиян не нужно объяснять, что стоит за этими словами. А между двумя этими войнами была ещё Гражданская. На каменистой крымской земле сложили головы не тысячи – десятки и сотни тысяч сынов России. По сути, это огромный, единый пантеон воинской славы нашего Отечества. Кто сможет сказать, что он – не наш?
К слову сказать, в советские годы Крым, уже будучи «украинским», играл роль, о которой не принято было громко говорить: по сути, это был узел безопасности Союза, укреплённый район, форпост советского военного присутствия во всём средиземноморском бассейне. Именно здесь базировался Черноморский флот, здесь находились крупные предприятия военного приборо- и судостроения. Не случайно до 90-х годов места, которые можно было посещать в Крыму иностранным туристам, можно было пересчитать по пальцам. Соответственно, говорить о структурной принадлежности полуострова только Украине в то время тоже не приходится: Крым защищался и укреплялся всем СССР.
Главный
Можно приводить тысячи аргументов в пользу воссоединения Крыма с Россией. Но есть главный довод, которого бы хватило даже в том случае, если бы не было других. Это – осознанный и решительный выбор населения полуострова. Напомним, что на прошедшем 16 марта референдуме абсолютное большинство крымчан высказались за возврат Тавриды на историческую родину. Именно об этом в первую очередь стоит помнить неистовым борцам с «российской оккупацией Крыма», стремящимся «освободить» тех, кто об этом вовсе не просит.
Строить намного труднее, чем ломать. Предстоит долгая и напряжённая работа для того, чтобы 20 лет находившийся на перепутье полуостров ощутил себя нашим, родным. Но эта работа уже началась. И нет никакого сомнения в том, что пройдёт время, и Крым станет тем, чем он был на протяжении столетий – южной жемчужиной России. Снова и навсегда.