Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 декабря 2022,  02:21

Волоконовский лаоши. Чему учит своих воспитанников тренер ушу

Волоконовский лаоши. Чему учит своих воспитанников тренер ушуЮрия Измалкова привлёк «нан цюань» своей философией, она неотъемлемая часть ушуФото: Павел Колядин
  • Белгородские известия
  • Белгородские известия

Дети называют Юрия Измалкова лаоши, что с китайского означает «учитель». В жизни Юрий Евгеньевич — спокойный и мирный человек. Но этот худой мужчина на ковре перевоплощается в бойца. На лице — строгость и сила. Он замирает в стойке — все его мышцы натянуты, как струна. Юрий рассказал о своём наставнике, важности внутренней силы и необычных тренировках.

О первом испытании

В детстве занимался сам — учил приёмы по книгам и фильмам. В 11 лет меня заметил мой учитель — китаец Хуан Ли. Наш двор выходил в сад. Я там повесил грушу, сделал площадку небольшую. Хуан Ли пришёл поздравить сестру с днём рождения и увидел, как я самостоятельно тренируюсь. Ногами размахиваю и со всей серьёзностью что– то ещё делаю. Он позвал меня и сказал: «Если хочешь научиться, я тебе покажу».

Китайцы — мудрые люди. Прежде учитель должен был убедиться в моей моральной готовности. Он пригласил на встречу к 11 утра и усадил меня напротив солнца. Наставник сказал, что любит тракторы, и начал говорить о технике. На протяжении двух недель я сидел напротив солн­ца, а он рассказывал, какие есть тракторы, об их деталях и частях. Я слушал его внимательно, приходил каждый день, но задавал себе вопрос: «Зачем?». Не знал, что он меня испытывает. В последний день учитель меня отвернул от солнца и сказал: «Теперь его лучи тебе помогают. Оно тебя сбивало, но для того, чтобы ты чувствовал природу».

Чувствовать природу он учил и после, на тренировках. Когда выпускал учеников в сад, спрашивал: «Что вы видите?». Мы просто перечисляли деревья, кусты. Он говорил: «Неправильно. Всегда должны думать, что они живые. Такие же, как и мы с вами. Внешний вид никогда ничего не даёт, надо познать внутреннюю силу».

О философии

Привлёк этот спорт своей философией, она неотъемлемая часть ушу. Восхищают красота этого боевого искусства, его пластичность. Нам говорят, что приёмы ушу похожи на танцы. Такое впечатление складывается благодаря плавности движений. Но мы не просто так тренируемся: каждый удар оттачиваем по отдельности годами. Первое впечатление обманчиво.

Я знаю 2,5 тыс. движений и упражнений и до сих пор изучаю новые. Преподаю три стиля: «нан цюань» в переводе — «южный кулак», «гунь шу» — искусство работы с палкой, «жуань бин» — бои с парным оружием. Каждый может заниматься ушу, для этого не нужны особые качества. Разнообразие стилей поможет подобрать для себя индивидуальные упражнения.

Когда выхожу на ковёр, меняюсь полностью — становлюсь тигром, чтобы показать волю. В «нан цюань» используются крики, чтобы сконцентрироваться и не потерять энергию.

О китайском

В Волоконовке преподавать начал в 1991– м, но первые ученики появились в Грозном в 1989 году. Практика наставника очень повлияла на меня. Дети — это большая ответственность. У них есть чему научиться, даже у самых маленьких. Младенец в любой момент может схватить за голову, волосы, нос — всегда нужно быть готовым, анализировать окружающий мир.

У меня сейчас занимаются две группы по 15 человек. Девочки и мальчики выполняют одинаковые упражнения. 10 лет назад было больше мальчиков, а сейчас — наоборот. Сегодня парни хлипкие, а девочки более инициативные, хотят больше узнать, стараются, а если что– то не получается, подходят и спрашивают.

Беру в секцию с 5 лет. Для таких малышей использую игровые приёмы, рассказываю легенды и поговорки, замираю в стойке, чтобы дети запомнили. Всё им с китайского на русский перевожу. Их увлекают названия на другом языке.

Взрослые воспитанники здороваются со мной на китайском: «Нихао, лаоши!», то есть «Здравствуйте, учитель!». Вне зала мы общаемся на русском, а на тренировке говорим на китайском. Счёт веду тоже на двух языках, изучаем термины. Один раз в три месяца провожу экзамен по стойкам и на знание китайского языка. Проводим теоретические уроки в кабинете — всё под запись в тет­ради. Я могу сказать: «Начинаем» и перейти на другой язык. Если ученики будут смотреть и не понимать, то тренировки не получится.

О здоровье

Кроме специфических упражнений проводим разминку, выполняем специальные дыхательные упражнения, которые придумали ещё в V веке до нашей эры. Они развивают лёгкие и подготавливают всё тело. Каждая стойка оказывает влияние на разные органы: «мабу» полезна для кишечника, «гунбу» — для печени. Если у ребёнка есть проблемы со здоровьем, то можно помочь в лечении, выполняя необходимую стойку чаще. Такие знания получали на протяжении многих веков.

Родители могут рассказать о проблемах ребёнка, а я подберу нужные стойки. У меня был ученик болезненный — быстро появлялась отдышка. Я задал направление тренировки, чтобы лёгкие освободились от давления. Через два года, когда ребёнок пришёл к своему врачу, тот не поверил в результат.

О методах

Есть специфические тренировки, которые укрепляют мышцы. Становишься в «мабу», верёвку длиной 70 см привязываешь к палке, а внизу — к банке, наполненной водой до самого края. Задача — поднять банку, накручивая верёвку, и не разлить воду. Когда только приехал в Волоконовку, то в качалке предложил спортсменам, которые жали по 120 кг, проверить свои силы. Мой результат — 8 раз. Ребята заявили, что выполнят все 20 раз. Вы­звался один ученик — накачанный парень: легко жмёт от груди 90 кг. Но он даже 1 раз не докрутил.

Ещё выполняем стойку «Аиста» на одной ноге с утяжелителями на руках, например мешками с песком по 2 кг. При этом одну ногу нужно поднять и держать высоко для начала. Руки нельзя отпускать в течение минуты, но постепенно увеличивать время до пяти минут.

О счастье

Я счастливый человек. Когда– то учитель сказал, что у меня будет два счастья: «Первое счастье — когда родится ребёнок, а второе ты узнаешь позже». Я всё спрашивал, что это. Но прошло 20 лет, и уже мой ученик подбежал ко мне в слезах и сказал: «Учитель, я выиграл». Это было второе счастье для меня.
 

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×