Почему Наталья Степанищева из красненских Горок не расстаётся со спицами более полувека
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Сейчас жительница красненского села всё свободное время посвящает созданию пледов, дорожек и скатертей. А раньше с ног до головы одевала в собственноручно связанные вещи детей и внуков.
Всем родным – по пледу
В небольшом домике 73-летней Натальи Васильевны у гостей глаза разбегаются: чем любоваться в первую очередь. И немудрено: все горизонтальные поверхности – диванчик, кровать, кресла и столы – накрыты яркими разноцветными вязаными пледами и скатертями.
«Сейчас скатерть вяжу – на 1,8 метра – в народном стиле. Дочка заказала на дачу – у неё там большой стол на восемь человек. Она из трёх половин будет состоять, две уже готовы. А по краю ещё не придумала – может, крючком обвяжу или покупное кружево пришью», – делится планами мастерица.
Вязанием женщина увлеклась в 20 лет – да так и продолжает. Начала с носков: сперва простые вязала, потом с рисунком.
«Пятка у меня тогда не получалась, но мама мужа научила. Затем стала вязать тапочки, сапожки. А потом уже детям и внукам одежду: и пальто, и костюмчики, и штаны, и кофточки, и шапочки, и пинеточки – всё, что было надо», – вспоминает женщина.
Однако сейчас на подобные «мелочи» времени у Натальи Васильевны не хватает – она увлеклась вязанием крупных вещей. Их ей заказывают дети.
«Пошла мода на вязаные пледы, они и просят. Я им говорю: «Да на базаре купите!» А они: «Нет, мама, мы хотим, чтобы ты вязала!» Вот и вяжу, пока зрение позволяет», – улыбается мастерица.
Детей у неё трое, да ещё шестеро внуков и пятеро правнуков: каждому мама и бабушка старается угодить.
«Когда ты сам вяжешь родным людям, то делаешь это от любви», – считает женщина.
И перечисляет, кому и что уже подарила: старшему сыну два пледа – один с бабочками, другой орнаментальный, дочери тоже два, каждому внуку, да три дорожки широких трёхметровых крючком – дочке на дачу… И это только что навскидку вспомнила. Скоро родня приедет за новой партией вязаных вещей, так что мама и бабушка их созданию посвящает всё свободное время. Часто вяжет по ночам, когда одолевает бессонница.
Ниточные закрома
«Раньше она и носки сама вязала, а теперь не успевает к их приезду, не справляется. Попросила вот подругу – мою сестру Нину – носков навязать», – вступает в разговор подруга Натальи Васильевны Людмила.
«Я ей ниток дала, говорю: «Если тебе делать нечего – давай, свяжи». Вот она и навязала», – подтверждает мастерица, кивая на горку тёпленьких носков разных цветов и размеров.
— А может, хоть одни есть на продажу?
Но Наталья Васильевна с сожалением качает головой: у каждой пары уже есть хозяин. А на заказ чужим людям она один раз попробовала связать – и зареклась.
— Связала, сказала, сколько стоит. А мне: «Ой, я лучше в магазине куплю!». Ну, покупай, говорю. С рынка носки раз наденешь – они порвались. А тут ладно моё время. Но сейчас же нитки сколько стоят! Один моток 100 граммов – 150 рублей! А мне же надо сразу упаковку брать, в которой 10–12 штук. Вот и посчитайте, – разводит руками женщина.
— Почему упаковку? Так цвет от партии к партии может отличаться, как и толщина ниток, – поясняет подруга Людмила.
А пряжи за раз Наталья Васильевна закупает много. Бывает, и 10, и 20 тысяч рублей оставляет в магазине для рукодельниц.
«Помню, исполнилось мне 70 лет. Поехали с детьми в Воронеж в ресторан – отмечать. Но сначала за нитками заехали. Купила я их тогда на 15 тысяч. А в другой раз внук приезжал, отвёз меня в магазин – на 20 тысяч набрала», – делится женщина.
И открывает свои ниточные закрома. Все комоды в доме, в которых люди обычно хранят одежду, у Натальи Васильевны забиты разноцветными мотками пряжи. Один ящик, другой, третий – везде нитки, нитки, нитки…
«Приезжаю в магазин, и какие мне нравятся – те и покупаю. Очень люблю их выбирать: идёшь – и глаза разбегаются. Ниток нужно много на крупные вещи. Вот здесь – всего на два пледа, а я за зиму их четыре думаю связать. Так что в декабре ещё поеду закупаться, как пенсию получу», – улыбается мастерица.
По книгам и из головы
Если бы за ударный вязальный труд давали медали, Наталья Васильевна наверняка стала бы первым кандидатом на награждение. Тем более что дорожка труженицы у неё проторена: женщина – ветеран труда. Много лет она работала штукатуром-маляром в ЖКО в Магадане. Да и когда переехала 26 лет назад с Севера в Горки, без дела не сидела: несколько лет трудилась сперва на зерноскладе, потом в местном Доме милосердия. Оттуда и ушла на пенсию. Только не привыкла сидеть без дела. Вот и вяжет.
«Вязание – моё хобби, без него я не могу. Сейчас зима – можно хоть целые дни вязать», – улыбается мастерица.
Но как только у неё хватает терпения на такие крупные вещи, как, например, двухметровый плед?..
«На него недели три потратила – потому что с рисунком. Целиком вязала – 250 петель набирала на круговые спицы. Леска – больше метра. И две упаковки пряжи ушло, – говорит Наталья Васильевна. И гордо показывает идеальную изнаночную часть изделия – без единой затяжки!»
«Рисунки я выбираю сложные, чтобы красиво получилось. И обязательно надо, чтобы цвета сочетались. Нитки в идеале нужны шерстяные, но у меня на шерсть аллергия. Так что беру 50 на 50 – шерсть и акрил. Они износостойкие, не закатываются. И лучше большие мотки использовать, а не маленькие», – делится секретами вязальщица.
Идеи для новых изделий она берёт из многочисленных тематических книг – их у Натальи Васильевны целый шкаф – и Интернета (гора распечаток ждёт своего часа).
«Сижу и вяжу под телевизор. Иногда приходит какой‑то рисунок в голову – беру ручку, листок и записываю. А потом по нему пробую. Порой не получается – распускать приходится. Но мне нравится, я для души вяжу», – подытоживает мастерица. И вновь берётся за спицы. Потому что болтать можно долго, а скатерть для дочки сама себя не свяжет.