Уроки «первого тренера». Чему вейделевский дзюдоист-офицер Михаил Кравченко учит детей
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
В посёлке Вейделевка работает секция дзюдо. Тренирует детей бывший сотрудник уголовного розыска Михаил Кравченко. Спортсмен с большим опытом сумел найти такой подход к тренировочному процессу, что за короткое время его воспитанники из небольшого посёлка уже трижды становились чемпионами Центрального федерального округа, 11 его учеников выиграли первенство Белгородской области. Среди ребят есть кандидаты в мастера спорта и перворазрядники.
Многие из них после занятий дзюдо выбирают своей профессией защиту Родины. «Белгородские известия» встретились с тренером и узнали секрет его успеха.
Спорт и служба
Михаил Кравченко родился в городе Курчатове Курской области. В первом классе пошёл на секцию дзюдо, да так там и остался. Правда, тягу к любимому виду спорта пришлось перемежать со службой.
«Мой тренер Виктор Борисович Козаев сумел привить любовь к этому виду спорта, и я стараюсь делать то же самое, – рассказывает Кравченко. – После школы поступил в Белгородский юридический институт МВД России и там продолжил тренироваться. Получил звание кандидата в мастера спорта. После учёбы по направлению попал в Вейделевку. Вначале работал следователем, затем перешёл в уголовный розыск. Тренировочным процессом занимался меньше, но на соревнования по дзюдо, гиревому спорту, стрельбе ездил исправно. Когда в 2014 году окончил службу и вышел на пенсию, пригласили работать тренером».
Михаил Николаевич признаётся, что вначале даже не думал о том, чтобы работать с детьми:
«Жизнь свою с погонами связал – все мысли об этом были. Но после выхода на пенсию нужно чем‑то заниматься. А тут ещё мой первый тренер позвонил из Курска и сказал: «Иди, не отказывайся! Ты сможешь!» И я согласился».
Мы беседуем в огромном зале, где несколько десятков малышей резво бегут круг за кругом. Тренер поглядывает за воспитанниками и время от времени делает замечания.
«У меня занимаются 80 детей в возрасте от 5 до 17 лет. Раньше принимал с 7 лет, с первого класса, но уже года три набираю и 5-летних. И очень доволен. Если в 5 лет ребёнок ещё мало представляет, что такое дзюдо, то в 6 приходит осознанно. Тем более, чем быстрее он начинает тренировочный процесс, тем легче потом. Смотришь: через годик уже стрижётся, как тренер, кимоно такое же просит. Приятно, когда сумел увлечь ребёнка, стал для него положительным примером».
Общаться на равных
80 детей для секции в посёлке с населением чуть более 6 тысяч – показатель более чем приличный. Михаил Кравченко рассказывает, что некоторые воспитанники приезжают даже из дальних сёл:
«Вот маленький мальчик из села Долгого, это больше 20 километров отсюда. Он не пропускает ни одной тренировки и занимается хорошо. Даже малыши у меня отличные результаты показывают. На прошлых выходных ездили на соревнования в Бобров Воронежской области, 7 из 10 мальчиков одержали победу. В прошлом году участвовали 37 ребят и проигравших не было совсем. Мы оттуда только 15 первых мест привезли, не считая призовых».
В гулком зале тренер отдаёт очередное указание воспитанникам.
— В чём секрет такого успеха? Всего 7 лет занимаетесь, а у вас уже 11 победителей первенства области и 3 первенства ЦФО?
— Наверное, в том, что дети сильные и мотивированные. Я никогда не сюсюкаюсь с ними, общаюсь на равных. Это кажется, что в 6 лет ребёнок не понимает ничего. Ещё как понимает! Когда рассказываю, что, если будет заниматься, это поможет при поступлении на бюджет, что будет легче родителям – воспринимает мои слова чутко и полностью отдаётся тренировочному процессу. Тем более есть положительные примеры. Многим моим воспитанникам помогли занятия. Их приглашают в различные вузы, причём именно на бюджетные места.
Особенная философия
Не менее самоотверженно отдаётся своему делу и сам тренер. На занятиях он находится по 8–9 часов ежедневно. Для малышей тренировка длится 1,5 часа, группы занимаются по 2 часа минимум, а дети с 8-го по 11-й класс почти по 3 часа в день. Плюс в субботу со старшей группой тренер проводит занятия в тренажёрном зале физкультурно-оздоровительного комплекса, а после они плывут 2 километра.
«Физическая подготовка многое даёт борцу. В дзюдо работают все части тела: руки, плечи, спина, ноги. Если ребёнок физически сильный, то и приёмы будет выполнять лучше, качественнее. В партере очень тяжело работать – приходится постоянно таскать соперника. Поэтому на занятиях мы не просто нарабатываем технику, но и физически развиваемся, также тренируем гибкость», – объясняет Кравченко.
Михаил Николаевич объясняет, что дзюдо – не просто вид единоборств, но ещё и образ жизни, своя философия.
«Да, это тяжёлый вид спорта. Но когда ты этим живёшь, то борьба становится в удовольствие и тяжёлые, изнуряющие тренировки не напрягают. Поэтому я часто тренируюсь со старшими. Показываю своим примером, насколько это замечательно. Ещё в дзюдо очень дружный коллектив. Когда мы ездим на соревнования, у воспитанников появляются друзья по всей России. Очень интересно наблюдать, как на татами они бескомпромиссно жёстко конкурируют, не уступая друг другу, а после соревнований сразу обнимаются, улыбаются. И проигравший говорит победителю: «Ну, в следующий раз я тебя поборю!»
Патриоты
Михаил Кравченко учит ребят не только спорту. Он прививает им любовь к Родине, гордость за свою страну. Учит их быть готовыми защищать её не только на татами. Особая гордость тренера – воспитанники, которые, как и он, выбрали своей судьбой службу России.
«Немало ребят, которые у меня занимались, решили связать свою жизнь с силовыми ведомствами. Служат в полиции, Росгвардии, пограничной охране, по контракту. Многие сейчас в зоне СВО. Когда приезжают – заходят поблагодарить за навыки, которые здесь получили. Сейчас у меня есть 9-классники, которые хотят поступать именно в спецназ», – делится тренер.
— Отчего так? Какой здесь секрет?
— Даже не знаю, – отвечает Кравченко. – Может, потому что сам офицер. Часто рассказываю, как проходит служба, что это престижно и Родину любить нужно. Да, тяжело. Особенно тем, кто служит в спецподразделениях. Но эту работу кто‑то должен делать.
Михаил Николаевич рассказывает о помощи, которую оказывают для секции все, начиная от главы района и заканчивая местными фермерами:
«Глава Анатолий Тарасенко выделил нам этот зал, помог приобрести первый татами. Ещё один татами нам подарил депутат Госдумы Андрей Скоч. Местные фермеры, предприниматели помогают с экипировкой. Если ребёнок выигрывает первенство области, я ему вручаю два кимоно. А это недешёвое удовольствие – каждое стоит 7,5 тысячи. Вейделевские предприниматели помогают нам с огромным удовольствием. И это приятно».
Крепкий тыл
У Михаила Кравченко два сына. Старшему Виталию 15 лет, младшему Никите – 8. Тренируются оба. Но в зале они не сыновья, а такие же спортсмены, как и остальные. Им папа-тренер не делает ни скидок, ни поблажек. Наоборот, дома соорудил мини тренажёрный зал, где сыновья ещё и после тренировок занимаются.
— Супруга не против, что детей так тренируете?
— Нет, – улыбается Кравченко, – Лена – настоящая жена офицера. Когда меня отправили на практику в Курскую область, поехала за мной. И сюда спокойно переехала. Единственное, когда я уже работал тренером и меня опять пригласили в отдел – восприняла это в штыки и попросила, чтобы я остался в секции. Очень устала за много лет от бессонных ночей, когда я был в командировках, на выездах и дежурствах.
Михаил Николаевич вновь отвлекается и даёт указание воспитанникам:
«Отрабатываем вчерашние перевороты. Один лежит, второй отрабатывает, потом меняемся. Хаджимэ!»
— Не обидно, что ребят воспитываете много лет, а они уезжают и где‑то становятся чемпионами, мастерами?
— Как такое может обидеть? – смеётся Кравченко. – Наоборот, буду только радоваться. Больше вам скажу – многие мои ребята, если не забросят дзюдо, дорастут до мастеров спорта. Пусть уже и с другими тренерами. Зато я останусь их первым наставником. Это для меня не менее почётно.