В Белгороде открылась выставка Алексея Тюрина к 85-летию художника
-
Новость
-
Новость
Его произведения посвящены в основном и селу Тростенец и всей Белгородской области.
Тюрин – один из патриархов белгородского изобразительного искусства. С 1961 года его произведения экспонируются на областных, многих зональных, республиканских, всесоюзных и всероссийских выставках.
Алексей Тюрин родился 6 декабря 1937 года в Иланске Красноярского края в многодетной семье, где было восемь детей. Родители умерли вскоре после войны, Алексей оказался в детдоме. Отучившись, обосновался в Куйбышеве, работал в речном пароходстве. Как‑то в Саратове Алексей Тюрин увидел паренька, пишущего этюды с видом на реку.
«Я подумал: Боже ж мой, как бы мне вот тоже как‑то так, – рассказывает сейчас Тюрин. – И когда были долгие остановки в Саратове, я бежал в заводской клуб, где был кружок рисования, просился, присаживался и там пробовал писать».
Далее была уже серьёзная учёба в изостудии, работа в сельской школе учителем рисования, заочная учёба на курсах изобразительного искусства при московском Центральном доме народного творчества им. Крупской (с 1960 года – Государственный заочный народный университет искусств). В 1958-м по приглашению старшего брата Тюрин переехал в Прохоровку, затем в Белгород. Здесь он познакомился с ведущими местными художниками, учился у них. В 1975 году получил профессиональное признание, став членом Союза художников.
«Алексей Михайлович относится к тем людям, которые сами себя сделали вопреки трудностям и превратностям судьбы, которая его совсем не баловала», – рассказала о художнике Нина Будякова – старший научный сотрудник выставочного зала «Родина», где 8 декабря открылась выставка.
В Белгороде Алексей Тюрин работал художником-оформителем на заводе, в автоколонне, более 30 лет – в Белгородских художественно-производственных мастерских. Сейчас, имея в Белгороде квартиру, он большую часть года живёт на родине супруги – в новооскольском селе Тростенец.
На выставке в «Родине» Тростенцу посвящены десятки полотен, выполненных в традициях художников-передвижников, которые до революции обращались в основном к крестьянской теме. На них – местная природа, труд и быт сельских жителей, есть даже натюрморты с изображением даров земли («Дачные заботы», «Тростенец. Медовый спас»).
«Деревеньку пишу прямо с азартом, – признался Алексей Тюрин. – А печка для меня – это святое, она как Родина: всё моё детство прошло на печи и вокруг неё. Она мне всё равно как мать, я так её люблю».
Несколько работ посвящены Свято-Покровскому храму в Тростенце. Церковь изображена до капремонта, который был сделан в 2020 году, и с этой точки зрения картины Тюрина представляют историко-краеведческую ценность.
От имени губернатора и регионального Минкульта поздравил художника с юбилеем министр культуры области Константин Курганский. В 2022 году Алексей Тюрин получил медаль «За заслуги перед землёй Белгородской» II степени.
«Его картины пронизаны теплом, уютом, верой, добротой, – отметил Курганский. – Сложно себе представить все тяжёлые этапы жизни, через которые прошёл наш юбиляр. Но сразу понятно, почему у него такие искренние, честные полотна».
Среди произведений Тюрина на выставке есть и картины военной тематики («Сибиряки под Москвой перед атакой», «Возвращение»). Художник её изучал, много читал о войне, беседовал с фронтовиками, в том числе с прошедшими войну старшими братьями Григорием и Николаем.
Директор Белгородского художественного музея Татьяна Лукьянова предоставила для открытия выставки фрагменты документального фильма про Алексея Тюрина – из цикла «О времени, о жизни, о себе: Белгородская арт-история от первого лица», который в четырёх фильмах рассказывает о становлении художественной жизни в Белгороде. Она пригласила белгородцев на следующую выставку Тюрина, которая откроется в музее 14 декабря.
А выставка в «Родине» будет идти до 8 января.
Олег Гончаренко