Словно по страницам книги. Чем привлекает Абхазия осенью
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
Слова «отдых за границей» в этом году стали для большинства белгородцев настоящим кощунством. Вариантов остались считанные единицы, и те сильно подорожали – главным образом, авиаперелёты. Многим пришлось сменить привычную им Турцию на Крым и черноморское побережье Кавказа. Но есть и другой вариант: Абхазия. Формально – заграница. Да и фактически, пожалуй, тоже – у местных жителей в этой стране свои привычки, свой уклад. Но самое главное – Абхазия особенно привлекательна осенью. Даже в ноябре. Выделим несколько причин почему.
Доступность
Не будем вспоминать о том, что сейчас не работает аэропорт Белгорода, из которого можно было напрямую улететь в Сочи, где до границы с Абхазией считанные километры. Примем как привычную данность и то, что через Белгород не ходят прямые поезда, большинство наших людей уезжают на юг из Россоши.
Главное – глубокой осенью стали куда доступнее железнодорожные билеты. Гораздо больше вариантов проезда на поезде, чем летом (самый подходящий, конечно, прямой поезд Москва – Сухум). И осенью температура в них становится комфортнее. Конечно, поезда сейчас не те, что ещё лет 15 назад, в вагонах появились биотуалеты. Но кондиционеры летом работают так, что можно всерьёз простудиться.
Да и для автомобилистов в южном направлении осенью настаёт рай, исчезают пробки. Особенно сквозь Большой Сочи, до самой границы с Абхазией. Время пересечения границы на машине, по отзывам, не превышает 30–40 минут. Не берём в учёт, конечно, визит в магазин Duty Free. Кстати, теперь для многих и «дьютик» доступен лишь на границе с Абхазией.
Климат
Удушающая жара в августе… Столбик термометра на солнце под 50 градусов… Ни дня без сиесты – в Испании, странах Латинской Америки называют так период пика дневной жары, когда закрывается всё, что работает, улицы пустеют, люди спасаются в тени, появляясь лишь к концу дня.
Летом в Абхазии то же самое. Большинство туристов выходят на пляж ранним утром и к вечеру. Но осенью, в октябре настаёт благодать. Даже в начале ноября температура воздуха – 20–22 градуса, воды в море – 20 градусов. Некоторым этого вполне достаточно, чтобы купаться. И даже получить лёгкий осенний загар.
Пустота
Отсутствие людей на пляжах отмечаю ещё в поезде, начиная с Туапсе, после которого железная дорога идёт рядом с береговой линией. Пляжи пусты – и лишь в конце каждого пирса, как чайки, сидят рыбаки. То же самое на пляжах Гагры, Пицунды, Гудауты, Нового Афона и прочих излюбленных мест, не говоря уж о приморских сёлах. Людей либо нет, либо практически нет. И это радует.
Летом, выйдя с пляжа, попадаешь в городскую суету, с обилием торговцев, навязчивых таксистов, продавцов экскурсий. В начале ноября местами работают лишь магазины, да и то часть из них закрыта. При этом, естественно, если потянет на экскурсию – местные в любой момент организуют.
Прогулки по безлюдным осенним набережным, улицам, вечера в пустых кафе, тишина… Определённо, в осенней Абхазии есть своё очарование.
«В горах, ближе к альпийским пастбищам, немало осеннего разноцветия, – уверяли нас два парня из Москвы. Обвешанные фото- и видеотехникой, в том числе летающей на дроне-беспилотнике, они приехали в Абхазию специально осенью, чтобы снимать потрясающие пейзажи и делать красивые ролики».
Но в городах, на набережных осень довольно трудно заметить. Вечнозелёные растения, которыми изобилуют местные курорты, потому так и называются, что они в любое время года одинаковы. Некоторым это кажется скучным. А другим приятно окунуться в лето в ноябре.
Цены и фрукты
Глубокой осенью в курортных регионах дешевеет всё, кроме фабричных товаров в магазинах: жильё, плоды местного урожая, который поспевает осенью. Можно попробовать свежие виноград, инжир, арбузы, дыни, яблоки, ежевику. В октябре–ноябре подходят гранаты, киви и хурма. А если жить в частном секторе, то у хозяев многое наверняка растёт в саду, и можно пробовать. Например, киви, которые свисают с деревьев гроздьями по несколько штук.
Просторные открытые веранды или балконы по периметру всего дома – традиция кавказского строительства. Часто эти веранды, балконы увиты виноградными лозами. Если в осенний день дождливо и прохладно – невыразимо приятно сидеть на этом балконе, укутавшись в плед, поедая виноград прямо с лозы, запивая местным вином или чаем, любуясь на море и горы.
Сама Абхазия
Это не только море. Вообще, морской отдых – это не только загар и купание. Местные подтвердят.
«В этом году я уже два раза купался», – сказал нам как‑то в октябре турок Памир Йылмаз.
Абхазия – это прогулки по набережной Гагры, в этом году изрядно подновлённой, с новой тротуарной плиткой и в Старой Гагре, и в Новой. Это посещение заброшенных дворцов и санаториев (в них особая романтика, на любителей «заброшек»). Это Пицунда с её реликтовой сосной и памятниками работы мастерской Церетели.
Это поездка в Рицинский заповедник, с его озером Рица, дачей Сталина и водопадами, включая знаменитый Гегский, где снимали сцену битвы Шерлока Холмса и профессора Мориарти. Это Новый Афон с его монастырём, пещерой и Анакопийской крепостью на Иверской горе, с которой открывается роскошный вид. Монастырь с неё – такой маленький внизу, словно игрушечный.
Сухум
Непременно стоит погулять по абхазской столице. Её центр небольшой, легко обойти пешком. Не стоит переживать из‑за состояния многих зданий, разрушенных под обстрелами войны 1993 года или хранящих их следы. Риторический вопрос «Когда они всё это восстановят?» лучше задать в другое время.
Колоритные улицы Сухума изобилуют старыми особняками иранских, греческих купцов. Сухум – город писателя Фазиля Искандера, в шедевральном романе которого «Сандро из Чегема» город называется Мухус.
Турист в Сухуме ходит словно по страницам книги: вот остатки кафе «Амра» на набережной, где часто сидели герои книги. Рядом с ней – известная «брехаловка», участок набережной, где собирается всё местное общество, старейшины. Они пьют кофе, играют в шахматы и нарды, обсуждают события. Говорят, что на «брехаловке» бывает и абхазский президент. Кстати, его дворец буквально в двух шагах.
А вот и дом, где жил сам Фазиль Искандер. В нём можно снять комнату. Неподалёку – школа, где он учился, и Благовещенский собор. Всё это тоже описано в книгах писателя.
«Известные места, что называется, с открыток и буклетов», – скажет придирчивый турист.
И будет прав. Но есть ещё и малоизвестная Абхазия, дальние сёла в горах, альпийские луга. Что ж, никто не запрещает съездить и туда, с местными проводниками. Но уже следующей осенью, если ничего не изменится. А если изменится, то, будем надеяться, к лучшему.