Самка рака, морской ёж и коляска «Ракета». Что чернянцы подарили краеведческому музею
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Краеведческому музею в Чернянке 35 лет – первых посетителей он принял 14 ноября 1987 года. За свою историю музей накопил больше 6 тысяч экспонатов, главным образом, благодаря жителям райцентра. В этом году они передали 620 предметов. «Белгородские известия» заглянули в фонды.
Здание с историей
Самый большой подарок музею сделал бывший глава администрации района Пётр Гапотченко, когда передал ему в пользование нынешнее здание. До переезда фонды ютились в трёх комнатках районного отдела культуры. В 2015 м отметили новоселье в собственном двухэтажном купеческом особняке 1898 года постройки. Такая дата стояла на дверных ручках.
«Дом принадлежал купцу Давиду Найденко и его сыновьям Сергею и Ивану. В 1905 году здание конфисковали, судьба хозяев неизвестна. Мы отправляли запрос в курский архив, но и там никаких документов. Почему изъяли дом, тоже неизвестно», – говорит директор музея Ольга Катинская.
Больше 50 лет в здании размещалась районная поликлиника. Врачи – люди ответственные, в доме сохранились родные изразцы на каминах, лепные розетки на потолке, карнизы и высокие двери, хотя и выкрашены белой краской в несколько слоёв.
Местные жители приносят в музей предметы быта, книги, журналы, фотографии. Последние представляют особую ценность, ведь они свидетельствуют о том, как развивался райцентр. Раз в квартал экспертная фондово-закупочная комиссия решает, принимать дары или нет, и по итогам фонды пополняют примерно на 170 предметов.
Большинство экспонатов люди дарят, но некоторые вещи, если очень заинтересовали, музей может купить. Цену формируют исходя из стоимости подобных предметов, выставленных в Интернете. Самые дорогие экспонаты в фондах – костюмы казака и казачки за 15 тысяч рублей, салтово-маяцкое зеркало и казачья шашка-нагайка стоимостью 12 тысяч.
Не каждая вещь, найденная на чердаке, экспонат. Например, музей не принимает предметы, которым необходима реставрация, потому что делать её некому, негде и не за что.
«Последнее время нам везёт – мы приняли всё, что принесли, – продолжает директор. – Часто дарят прялки, фотоаппараты всех времён и моделей и то, что связано с фотографией. У нас проходила выставка «Уличный ловец» московского фотографа Тимура Панкова из фотогалереи им. В. А. Собровина. Параллельно экспонировали фотоаппараты и технику – молодёжи очень интересно. Иногда мы проводим лекции, на которые приглашаем фотографа, он рассказывает, как создавалась фотография раньше».
Некоторых моделей фотоаппаратов в музее даже по два экземпляра, поэтому техники здесь более чем достаточно, а вот рушников хоть и много на первый взгляд, но они все разные и потому одинаково интересные.
Кукла Маша, кукла Даша
Под хранилище экспонатов выделили большую комнату. За него отвечает научный сотрудник по учёту и хранению фондов Наталья Рязанцева. У её рабочего стола небольшой хаос – папки, коробки, чемоданчики. Экспонатами содержимое станет после того, как всё опишут и внесут в перечень.
Из даров нынешнего года – куклы. Пластмассовые «дочки» в простеньких платьицах с синтетическими волосами и закрывающимися глазами с ресницами хорошо знакомы девочкам, многие из которых уже выдали замуж своих дочерей.
В 1980-е ежегодно выпускали больше тысячи наименований игрушек, но правительство ставило задачу расширить ассортимент и количество. Детали максимально стандартизировали, а основным сырьём стала пластмасса. Поэтому у всех девочек Советского Союза были практически одинаковые пластмассовые Маши, Даши, Кати. Если повезёт, то с мягкой головой и руками из ПВХ, а если очень повезёт, то ещё говорящая и шагающая Тамара.
От заграничной Барби советская кукла отличалась бесформенностью и бесполостью и многим девочкам казалась неполноценной. Однако ещё в XIX веке отечественные педагоги констатировали, что кукла, копирующая человека, развивает в детях эгоизм и зависть. А та, которая только передаёт человеческий образ, не травмирует малыша психологически, помогая ему правильно формировать личность.
К началу 1990-х примитивных советских кукол потеснили пафосные Барби, Кены, Синди и прочие представители игрушечного мира. Язык уже не поворачивался назвать этих половозрелых особ дочками и сыночками.
Теперь Кати и Маши таращат свои синие пластмассовые глаза с полок чернянского музея, вызывая улыбку и лёгкое чувство ностальгии.
Купила мама коника
Наталья достаёт ещё более древнюю, чем куклы, лошадь на колёсиках, похоже, из папье-маше. Это был самый дешёвый и доступный материал для производства игрушек в 1940 х годах. Во время войны многие заводы были разрушены или их переоборудовали для выпуска более необходимой продукции, некоторые оказались на оккупированной территории. Однако, несмотря на всю тяжесть того времени, с 1943 го Совет министров РСФСР выделял средства на производство детских игрушек, и к 1946 году отрасль почти восстановилась.
Слегка покалеченный коник без колёсика хорошо подойдёт для тематической выставки. Наталья выдвигает коробку с новогодними украшениями и гирляндами. А вот и Дедушка Мороз с бородой из настоящей ваты. Таких на протяжении 60 лет выпускал завод в Твери. Кстати, разработкой образа новогоднего волшебника на подставке занимался отдельный НИИ игрушки, который был образован ещё в 1932 году в Сергиевом Посаде – на родине русской игрушки.
В маленькой коробочке несколько значков, в том числе особо ценный «переливашка» – если смотреть на него под разным углом, меняется картинка.
Наталья открывает коричневый чемодан, в котором лежит кинопроектор «Русь» с приклеенным ценником – 140 рублей. Такие выпускали с 1970 по 1990 год. И это, без преувеличения, был самый массовый бытовой кинопроектор в Советском Союзе. На нём смотрели видео, снятые на плёнку 8 мм любительской камерой типа «Кварц» или «Аврора». Похвастать такими могли немногие. Плёнку нужно было проявить, а для этого закупить химикаты, затем смонтировать кино, и всё равно качество записи нельзя было назвать высоким. К концу 1980-х, когда появились видеокамеры и видеомагнитофоны, снимать на плёнку практически перестали.
Внимание привлекает уменьшенная копия швейной машинки. Тяжёлое металлическое устройство – тоже игрушка, хотя совсем не игрушечное. На корпусе значится «Автоприбор г. Владимир» – завод, где с 1932 года и по сей день делают приборы и оборудование для автомобильной промышленности. Настоящая взрослая вещь детского размера выглядит обалденно. Такую модель предприятие выпускало в 1950–60-е годы.
Есть в музее и самка рака в рамочке под стеклом 1989 года, коллекция пауков 1972-го, шелкопряд, сохранившийся с 1982-го, и морской ёж непонятного возраста. Эти экспонаты решили отдать в музей сотрудники Орликовской школы, когда в ней делали ремонт.
«Ракета» от конструкторов ракет
Самый необычный из подарков – коляска для младенца образца 1954 года. Прямо‑таки хипстерская вещица. После войны в стране резко выросла рождаемость. Считается, что промышленное производство колясок в СССР началось в 1949-м, из Германии специально привезли образец, детально изучили и открыли цеха по всему Союзу.
Интернет говорит, что первые заводские изделия датируются 1953 годом: металлический каркас и тент из клеёнки. Коляска была не особо удобна, потому что низковата, но выбирать не приходилось. Выпускал её опытный завод № 1 МАП, или «почтовый ящик» – п/я № 6 в Тверской области, который специализировался на истребителях и крылатых противокорабельных ракетах. Товары народного потребления делал цех № 40. В 1960-е коляски выпускали 52 завода, но тверской оставался ведущим производителем. На его базе проводили полноценные испытания не только истребителей, но и всех колясок, производимых в СССР. До 1990 года завод выпустил 4,5 млн колясок.
Вот бы подарили!
Среди постоянных дарителей, которые стали уже друзьями музея, Ольга Катинская называет Василия Алексеевича Большунова, Любовь Дмитриевну Борзилову, Елену Александровну Гурову, Галину Ивановну Кондратьеву, Павла Викторовича и Лидию Ивановну Кузнецовых, Светлану Александровну Кустицкую, Ирину Николаевну Лукьянову, Галину Николаевну Муртазову, Наталью Борисовну Притулину, Надежду Александровну Овсянникову.
Среди новых экспонатов – личные вещи ребят, погибших в СВО, которые принесли их родственники. Вот аттестат и медали Эдуарда Кривовица, он занимался футболом. Парню было 22, и теперь память о нём останется и в музее.
— Есть такой экспонат, о котором вы мечтаете: «Вот бы подарили»? – спрашиваю директора.
— Мебель из этого дома очень хотелось бы, – отвечает она. – Купцы владели мануфактурными лавками и маслобойным заводом, который существует по сей день. Есть сведения, что мебель из этого дома сохранилась в частном доме в селе Ездочном, но информацию надо уточнять. Наша дарительница рассказывала, что её мама работала у купца экономкой, и у них даже сохранилась ваза из купеческого дома, но они пока не готовы с ней расстаться.