Спасать жизни. О чём мечтают юные медики из Нового Оскола
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Они знают основы сестринского ухода, умеют накладывать повязки и делать не только электрокардиограмму, но и внутривенные инъекции. У них есть своя клятва и униформа, а ещё – такие учебные пособия, которым могут позавидовать медицинские вузы. Но главное, что их объединяет, – это желание помогать людям. «Белгородские известия» побывали на занятиях в медицинских классах новооскольской школы № 1 имени княжны Ольги Романовой и поговорили с учениками о планах на будущее.
Мини-больница
Школа имени княжны Ольги Романовой знаменита не только своим старинным зданием, кадетскими балами и бережным отношением к прошлому, но и стремлением идти в ногу со временем. На занятия в медицинские классы сюда приходят из образовательных учреждений Нового Оскола и всего округа.
Захожу в один из учебных кабинетов и сразу понимаю почему. Класс больше похож на мини-больницу. Тут есть даже условные отделения: терапия, травматология, кардиология, хирургия, процедурная и медицинская лаборатории. Оснащение – по последнему слову техники: дефибрилляторы (учебные, конечно), глюкометры, приборы для измерения уровня кислорода в крови, тренажёры для обучения разным манипуляциям.
А встречают меня люди в белых халатах. Возникает ощущение, что я попала на приём к доктору, а точнее – на целый врачебный консилиум. И пусть передо мной пока ещё не дипломированные специалисты, зато увлечённые своим делом люди.
«Даша, измерила давление? Запиши показатели», – напоминает наставник Маргарита Радченко.
Перед нами не просто манекен, а лабораторно-диагностический учебный комплекс. На нём учат пользоваться тонометром, делать электрокардиограмму и разные виды уколов, измерять пульс, прослушивать лёгкие.
«Кстати, он по паспорту Александр», – улыбается преподаватель и уверяет, что это чистая правда.
А потом добавляет, уже обращаясь к ученикам:
«Не забываем правильно наложить электроды, чтобы не исказить показатели. Этот навык у вас уже отработан до автоматизма, но повторить будет не лишним».
«Мы и на себе пробовали делать ЭКГ, так что точно можем сказать: всё получается», – комментируют старшеклассники.
Следующее задание – наложить повязку типа «чепец». В роли условного пострадавшего один из будущих медиков Данил Тарасов.
«Сначала прикладываем к ране салфетку, теперь нам её нужно зафиксировать. Прокатываем первый тур, потом второй, теперь заводим бинт сверху вниз. Сложного тут нет ничего, главное – запомнить последовательность. Мы бинтуем и формируем шапочку, поэтому повязка и называется «чепец», – поясняют школьницы, старательно накладывая слой за слоем.
А педагог показывает интерактивную панель с сенсорным управлением. Она может работать в режиме обучения, демонстрируя видеоролики о правилах проведения разных манипуляций, а затем – в режиме контроля.
Навыки для жизни
Занятия с детьми проводят также практикующие врачи из Новооскольской ЦРБ и даже из Белгорода: теория без практики останется только лишь сводом правил. Азы профессии будущие медики осваивают в том числе и прямо в лечебных учреждениях: учатся не только проводить манипуляции, но и вести документацию, общаться с пациентами.
«Мы это посмотрели и проверили на собственном опыте. Увидели, как в реальности выглядит наша будущая профессия», – почти хором сообщают школьники.
По окончании обучения выпускники получают квалификацию младшего медперсонала по уходу за больными.
«У нас очень интересно, сами видите. Тут стопроцентное погружение в профессию. А ещё – это очень важный опыт», – уверена Маргарита Радченко.
Полученные навыки спешит продемонстрировать Данил Тарасов.
«Кладём руку пациента на стол, подкладываем валик, потом накладываем жгут на верхнюю треть плеча. После этого просим пациента поработать рукой и ищем хорошо наполненную вену. Обрабатываем инъекционное поле и само место укола, а затем вводим иглу под углом 15 градусов. Чтобы убедиться, что мы попали в вену, тянем поршень на себя. Если видим кровь – значит, всё сделали правильно. Вводим лекарство и снимаем жгут», – поясняет Данил каждое своё действие.
Внутривенная инъекция в его исполнении выглядит просто и чётко. Сразу же хочется попробовать самой.
Да и в целом в медицинском классе царит атмосфера любопытства. Молодые люди не только с интересом изучают основы лечебного дела, но и трудятся над научными работами. Для проведения исследований у них под рукой целая лаборатория.
Будущих медиков здесь готовили и раньше, но в прошлом году направление получило новую жизнь благодаря проекту губернатора. Средства на оснащение новооскольских медклассов, а это около 4 млн рублей, выделили из бюджета Белгородской области.
Колет и не дрогнет
«Я заинтересовалась медициной, когда мы начали изучать химию, биологию, анатомию человека. А когда у нас сделали медицинский класс со всей этой аппаратурой, тренажёрами, на которых мы научились работать, уже бесповоротно решила, что хочу стать врачом», – рассказывает 11-классница Виктория Скибина.
И добавляет, что хочет стать нейрохирургом или заниматься сосудистой хирургией.
Данил Тарасов со специализацией пока точно не определился, но с инъекциями уже справляется лучше всех.
«Колет и не дрогнет. Наверное, будущий хирург», – улыбаясь говорит преподаватель.
Интерес к лечебному делу возник в раннем детстве, вспоминает Данил. Бабушка работала в больнице, и мальчик вместо сказок листал медицинскую литературу, даже не умея толком читать.
Дарья Арестова – тоже из семьи медиков. Её мама работает медсестрой в физиотерапии, она сумела увлечь дочь рассказами о профессиональных тонкостях. Теперь Даша мечтает стать кардиологом:
«Мне очень нравится изучать сердце. Это же самый важный орган, который перекачивает кровь, поэтому нужно следить за его работой. Я понимаю, что это сложное направление, но уверена, что всё получится».
Не просто преподаватель, а искренне любимый (это видно сразу) наставник молодых людей по первому образованию фармацевт. Маргарита Радченко окончила Старооскольский медколледж, потом получила высшее образование и стала провизором. Работала в аптеке, а в школу пришла, как говорит она сама, по зову сердца.
«Я здесь работаю второй год, и это – моя вторая семья», – коротко и ёмко характеризует педагог свой подход к работе и отношения с детьми.
Через тернии к звёздам
В начале октября новооскольцы, как и ученики медклассов из других районов области, стали участниками церемонии посвящения в юные медики. Там ребятам вручили белые халаты, бейджики, значки в виде совы и сувенирную продукцию, выполненную в едином стиле.
«Больше всего запомнилась клятва. Это было очень масштабно и интересно. От каждого класса выходил один представитель, и они все вместе со сцены давали эту клятву. Она довольно длинная, поэтому им распределили слова, и получилось, что ребята продолжали друг за другом, – вспоминают старшеклассники и озвучивают самые важные моменты: – Обещаем! Учиться с полной отдачей и добиваться высоких результатов! Не бояться трудностей на пути к мечте! Перенимать опыт врачей-наставников! Свято хранить честь белого халата!»
Есть у будущих медиков и свой девиз: «Учиться сегодня, чтобы спасать жизни завтра». Но главное всё‑таки – боевой настрой.
«Per aspera ad astra», – хором заверяют молодые люди, и я, вспомнив институтсткий курс латыни, перевожу: «Через тернии к звёздам».
Пусть так и будет!