Свет, ракурс и сила воли. Когда выдержка – это не только параметр фотоаппарата
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Подходит к завершению проект Союза журналистов Белгородской области с говорящим названием «Выдержка». На протяжении 10 месяцев взрослые и дети с ограниченными возможностями здоровья, члены их семей, а также волонтёры посещали студию и учились азам фотожурналистики. Чтобы понять, как проходили занятия у таких людей в непростое время, «Белгородские известия» отправились в гости к команде проекта и его участникам.
История неспокойного начала
В помещении Союза журналистов на Народном бульваре меня встречает творческая команда. Все её участники – члены союза: Юрий Гусаков, Андрей Закоморный, Татьяна Дубинина, Евгений Ромашов (директор проекта, руководитель, администратор, руководитель практики учащихся соответственно). У каждого своя зона действия и степень ответственности.
Начало реализации проекта было многообещающим: стартовал он 12 апреля, в День космонавтики. Этому предшествовала пресс-конференция, получившая медиаподдержку. Согласие на участие выразили белгородские отделения общественных организаций: Всероссийское общество глухих, ВОРДИ, Союз российских писателей, а также «Святое Белогорье против детского рака», ассоциация «Драйвер роста», историческое общество «Ратник».
Проект поддержали правительство Белгородской области, выделив субсидию на необходимое оборудование, региональное министерство соцзащиты населения и труда и Белгородский центр занятости населения.
В фотостудию набрали восемь групп по 10 учеников. Слушателями проекта стали люди с ограничениями по слуху и речи, инвалиды по общим заболеваниям, онкологические больные в стадии ремиссии, в том числе дети с инвалидностью старше 12 лет, их мамы, а также волонтёры культуры из Белгородского литературного музея.
Сначала работа в проекте была очень сложной. Пандемия ещё не закончилась, и очно посещать студию участники «Святого Белогорья против детского рака» не могли. А с началом специальной военной операции члены общественных организаций ВОГ и ВОРДИ не занимались офлайн по объективным причинам.
«Когда мы разрабатывали проект, то не знали, что может произойти. Начинали его для тех, кто не говорит и не слышит, а получилось, что всем было трудно осознать и правильно высказать свои мысли на тот момент. Тогда и пришла фотография, помогающая передать ощущения», – комментирует Татьяна Дубинина.
И тогда руководитель студии Андрей Закоморный проявил силу духа и стойкость, несмотря на инвалидность I группы, начал проводить офлайн и онлайн-занятия, записывал видео, вёл себя так, как будто ничего не случилось.
С большой выдержкой
Одна из целей проекта – социально адаптировать людей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей, развивать творческие таланты. Несколько мам детей-инвалидов нашли время и стали ходить на занятия и мероприятия.
Юлия Кириллова ухаживает за своим ребёнком и редко посвящает время увлечениям. Она рассказала, что давно состоит в общественной организации «Тепло души», работает в попечительском совете и публикует новости на сайте организации. В студии фотожурналистики она осваивала репортажную съёмку.
«Пришла на занятия с телефоном, сейчас фотографирую на профессиональный фотоаппарат. В студии объяснили, с какого ракурса снимать людей, когда они жестикулируют, как сделать так, чтобы лица не были размытыми. Думаю, что сдвиги есть и, по оценкам подписчиков сайта, уже неплохо получается. Я подготовила проект «Спорт от и до», ходила в городские парки и фотографировала людей, которые занимаются физкультурой, общалась, договаривалась о съёмке», – объясняет Юля.
Ирина Мизанова, мама ребёнка с расстройством аутистического спектра, общественница, старается везде успевать. Она председатель яковлевского отделения ВОРДИ. Сама не падает духом и другим скучать не даёт.
«Мне нужен этот проект, чтобы с помощью фотографии рассказывать интересные жизненные истории. Камера у меня была, я пыталась делать фоторепортажи, но получалось не то. Сейчас пересматриваю свои фото и вижу ошибки. Благодарна проекту ещё и за то, что посетила места, в которые никогда бы не смогла поехать, вклинилась в сообщество единомышленников и рада, что у меня появилась ещё одна профессия. Я педагог, юрист, сейчас ещё и фотограф. Теперь знаю о фотожурналистике больше», – делится Ирина.
Причина занятий – футбол
У Дмитрия Давидова нарушение слуха, он пришёл в проект для профессионального роста. У Дмитрия востребованное и хорошее образование – факультет адаптивной физической культуры Российского государственного социального университета. Но на достигнутом он не остановился и в этом году поступил в Белгородский индустриальный колледж на программиста, чтобы раскрывать для себя новые возможности.
«Моя история связана со спортом. Журналисты в основном пишут про футбол как игру слышащих людей. Среди глухих тоже проходят соревнования или чемпионаты по этому виду спорта. Я создал группу в соцсети «ВКонтакте», где стал писать про белгородский футбол, в который играют неслышащие. Потом начал расширять аудиторию, размещать видео, писать посты, и тут выпала возможность поучиться делать серийные репортажи, и, действительно, это помогло. Теперь хочу рассказывать истории глухих и немых людей, которые развиваются в футболе», – делится Дмитрий.
Сейчас участники активно работают над проектами. У Дмитрия один из интересных фоторепортажей о Слобожанщине. Кураторы уверены: он старается, а значит, всё получится.
То, что сказала Дарья Исаева, объяснил мне сурдопереводчик – девушка с рождения не слышит и не говорит.
«Как только купила телефон с хорошей камерой, прошла обучение и поняла, что снимала не так, как положено. Сейчас фотографии получаются намного лучше. Мой проект интересный, тема – «Раскопки». Он о том, как находили старинные предметы. На съёмку возле спортивного комплекса Светланы Хоркиной ушло несколько часов», – передаёт мне сурдопереводчик.
Андрей Анатольевич подсказывает, что Дарья умолчала о самом главном: девушка работает спортсменом-инструктором в центре адаптивного спорта, она заслуженный мастер спорта по пулевой стрельбе, сурдлимпийская чемпионка России.
Раньше не умели
«С точки зрения фотографа-практика, который видел самые первые работы проекта, замечу, что большинство учеников не понимали, как держать в руках камеру. Самое главное, к чему стремилась команда проекта, – научить людей видеть кадр, свет, передавать историю несколькими фотографиями. Сейчас они присылают свои проекты и я вижу, что это огромный шаг к профессиональной деятельности. Я доволен результатами», – рассказывает Закоморный.
По его словам, фотография – это искусство создания картины с помощью света, тени, правильного ракурса.
«Мы отрабатывали в студии, как ложится свет, перед тем как выпустить их «в поле». Рассматривали, как падает на объекты солнечный или свет из окна, для этого в студии имитировали улицу. И у нас это получилось, на съёмки ученики вышли подготовленными. Домашнее задание выполняли на улице и с каждым разом делали его лучше», – объясняет руководитель.
На мой вопрос, были ли какие‑то сложности в проекте, он иронично поднимает бровь и говорит:
«Возникали, конечно, разные ситуации. Занятия бесплатные, поэтому настроение учеников могло меняться и не всегда в лучшую сторону. Иногда что‑то делали спустя рукава, одни редко ходили, другие уезжали, но были такие, которые заинтересованно просили даже дополнительные занятия, чтобы освоить не только создание кадра, но и технику – ведь это не входило в задачи проекта. В основном у всех всё хорошо получалось. Сейчас мы принимаем проекты и видим, что есть достойные. Теперь будет сложно выбрать 20 из 80 лучших, чтобы сделать выставку»
Другими глазами
Проект студии «Выдержка» можно смело назвать большим делом для небольших людей. Ирина Сыромятникова ранее работала пекарем. Выйдя на пенсию, решила заняться популяризацией родного края. Еженедельно женщина приезжала на занятия из Прохоровки. Её целью было с пользой провести время, учиться, общаться, сделать жизнь разнообразнее. Теперь Ирина хочет стать фотокорреспондентом районной газеты или сайта. Сейчас работает над проектом «Спорт для всех».
Наталья Чехунова и её три коллеги – волонтёры культуры. В Белгородском литературном музее девушки помогают проводить литературные вечера. Наталья пишет стихотворения, к ним делает авторские фотографии и иллюстрирует страницы в Интернете.
«Стараюсь при съёмке показать внутренний мир человека, посмотреть на природу другими глазами. Андрей Анатольевич научил нас работать со светом, объяснил, как передавать размер в соотношении с другими предметами, задать яркость, оттенки, снять объект с определённого ракурса. Я захотела расширить знания в этой сфере и пришла к профессионалам», – рассказывает Наталья.
Сейчас слушатели проекта присылают кураторам свои наработки, из них выберут 20 лучших. Евгений Ромашов проверит лиды и названия к фотопроекту – за эту работу, помимо проведённой практики, отвечает он. Затем начнётся оформление выставки – один из самых волнительных моментов и для руководителей, и для участников.