Почему в музее куклы новооскольского села Глинного все экспонаты как живые
-
Белгородские известия
-
Белгородские известия
Почему изготовление кукол наши предки считали делом исключительно женским, зачем во время рукоделия зажигали свечу и какие смыслы заложены в каждой из нарядных красавиц, рассказывают «Белгородские известия».
Праздник Берегини, или присказка
На пороге Дома культуры села Глинного нас с фотографом встречает и сразу же обнимает яркая, нарядная и задорная Валентина Токарева, директор ДК. На ней – народный костюм (конечно же, с местным колоритом), а рядом с героиней сразу возникает какое‑то ощущение праздника. Кажется, что вот-вот начнётся бойкая ярмарка и закружит в вихре красок, эмоций и впечатлений.
Как дорогих гостей нас провожают внутрь: один шаг через порог – и вокруг уже родная и любимая с детства русская сказка. Вот избушка с деревянными окошками, а рядом с ней – плетень, на котором сушится кувшин.
«Добро пожаловать в мини-музей – душу нашего Дома культуры», – приглашает хозяйка Валентина.
И, не отступая от традиций, начинает с присказки:
«Однажды мы задались вопросом: а во что же играли наши предки в давние времена? Бабушек у нас много, у них мы и начали собирать информацию. Так и выяснили, что наше село основано в 1678 году и заселено оно было пришлыми людьми из разных губерний. У всех разные обычаи и обряды, а объединяла людей любовь к кукле-оберегу. Наши предки собирались, чтобы её прославлять, в праздник Берегини, 15 июля. Со временем эта традиция ушла», – рассказывает директор Глинновского сельского дома культуры.
Надо ли говорить, что неугомонная Валентина Токарева вместе с мастерицей Светланой Угольниковой решили возродить трогательный обычай и стали перенимать ремесло изготовления тряпичных кукол у старших жительниц села.
«Мы даже фильм сняли о том, как собирали материал. А ещё решили организовать у себя брендовый праздник. Конечно же, посвящённый куклам! Датой выбрали 15 июля. Постепенно у нас накопилось столько кукол и предметов быта из прошлого, что мы решили создать мини-музей».
Кукла – это работа над подсознанием
Заходишь в этот музей-избушку и сразу попадаешь в царство кукол: они, как живые, расселись за столом, разместились в люльке, заняли удобные места на подоконниках.
Так и хочется отвесить поясной поклон, сказав:
«Здравствуйте, люди добрые!»
И даже кажется, что тебе вот-вот ответит пёстрая «коврушечка» (кукла, сделанная из старинного ковра, передававшегося когда‑то из поколения в поколение у жителей одного из районов нашей области).
Всё о куклах и даже больше знает мастерица Светлана Угольникова. Она знакомит нас с остальными жителями кукольной избушки. Часть из них созданы руками селян.
Прямо передо мной – ростовые куклы: каждая символизирует одно из времён года.
«Все мы знаем, что лето красное, вот и она у нас в красной юбке, весна – в розовом, нежном таком, символизирующем начало жизни. Осень – время неярких тёплых оттенков, поэтому и кукла в цветастом наряде приглушённых тонов, а зима – в бело-голубом», – поясняет мастерица.
Валентина Токарева подчёркивает: вся одежда для кукол – из старинных тканей, хранившихся в сундуках запасливых хозяек.
А Светлана Угольникова начинает делиться секретами:
«Что такое кукла? Это работа над своим подсознанием: когда садишься её делать, нужно, чтобы тебя никто не отвлекал. Пока ты её мотаешь, причём обязательно кладёшь при этом на колени, задаёшь себе те или иные вопросы, и ответы обязательно приходят. Знаете, мы с детьми делали куклу «девкина забава», и вот когда они закончили и увидели, что получилось, такие улыбки были, такой свет в глазах!»
Дальше я узнаю, что «девкина забава» – вовсе не игрушка, а самая настоящая подружка для начинающей взрослеть девушки. Именно ей в старину доверяли секреты, делились любовными переживаниями, у неё искали утешения.
«На выхвалку»
Кукла сопровождала наших предков на всех этапах жизни, начиная с рождения. Сначала развлекала ребёнка в люльке, а потом видоизменялась, «росла» вместе с ним. И обязательно несла смысловую нагрузку.
Светлана Угольникова показывает пример:
«Вот серия одной куклы «на выхвалку». Первую дочери часто делала мама или старшая сестра, чтоб она научилась на ней заплетать волосы. Следующую девочка мастерит сама лет в 11: такая кукла обязательно в сарафане, с косой и должна выглядеть аккуратно. Где‑то после 13 лет девушка делает новый вариант: куклу, которую не стыдно взять на посиделки к женщинам и которая говорит о том, что к владелице уже можно присматриваться как к невесте. Следующая тряпичная красавица указывала на то, какой её хозяйка видит свою жизнь в замужестве: она должна была уметь сшить сарафан, сделать вышивку, правильно повязать платок и надеть кокошник».
Присматриваюсь внимательно к каждой из кукол и замечаю все детали, о которых говорит Светлана. Воистину, наши предки просто так не делали ничего: всё было ко времени и по делу.
«Через куклу девушка хвалилась, рассказывала о своих качествах, поэтому и название такое – «на выхвалку», – кивает мне Валентина Токарева.
Дальше мне показывают кукол, символизирующих годовой круг: каждая соответствует одному из месяцев. Сентябрь, к примеру, – время свадеб, его символ – «неразлучники». Их тоже бывает несколько видов.
«Первых «неразлучников» молодым дарят на свадьбу. Они обязательно красного цвета, а ещё используют немного жёлтого как символ богатства. Следующие «неразлучники» уже белые, их задача – напомнить, что любить мало, нужно ещё верить и доверять друг другу. Есть и такие, которых дарят на первую размолвку. Их делают старшие женщины из рода молодой жены, они как бы говорят: «В узлы завяжись, а семью сохрани». В этой кукле 13 узлов», – показывает мастерица.
Обряды предков
В общем, вокруг меня действительно символы и обереги, проверенные веками. Вот две фигурки на рогатке – для супругов, проживших не менее четверти века, а значит – вросших друг в друга. Рядом – куклы в костюмах села Глинного. Дальше – хранительница запасов зерна «крупеничка» (кукла, наполненная какой‑либо крупой). Её соседки – «масленица» и «вербница».
«Кукла с рябиной в корзинке считалась мощным женским оберегом, её всегда
изготавливали с ребёнком. А вот «Спиридон-солнцеворот», его делают только 25 декабря, в другое время не стоит: может быть серьёзный поворот в судьбе. Вообще это оберег для мужчины на успех в делах: в его руках солнышко. При этом во время изготовления куклы, не только этой – любой, присутствие мужчин не допускалось. Кроме того, если её делали на какое‑то пожелание, то обязательно рядом стояла свечка, а вообще, в старину нити во время работы не резали, а отжигали на пламени свечи», – Светлана Угольникова словно не рассказывает, а читает какую‑то древнюю не то сказку, не то быль, и во всё услышанное непременно хочется верить.
Как, например, в то, что кукла «метлушка» поможет избавить дом от негатива. Для этого хозяйка должна провести несложный обряд: вымыться, взять «метлушечку» (как её любовно называет мастерица), обойти с ней дом слева направо (как будто вымести все беды), а затем вымыть пол с солью и вылить воду там, где никто не ходит.
На прощание Светлана дарит нам маленьких кукол на тонких палочках, шутя называя их новооскольскими спиннерами. Таких малышек и правда удобно вертеть в руках, и это занятие затягивает: смотришь, как красиво развевается аккуратное платьице, и не можешь сдержать улыбку. Но и эта милота оказывается не совсем игрушкой:
«Все мы знаем, что раньше пряли, использовали и льняную, и конопляную нити. А чтобы научить девочку прясть и вообще держать веретено, ей и дарили такую куклу».
Сказочно-былинный глинновский музей покидаю в задумчивости: передо мной как будто раскрылся сундук с древностями, заботливо сохранёнными для нас, потомков. Куклу-веретено я, конечно же, подарю дочери. Впрочем, ей уже пора показывать на посиделках свою красавицу «на выхвалку».