Игра в четыре руки. Кто следит за настроением роялей и пианино в белгородской филармонии
В День пианиста, 8 ноября, настройщик инструментов и артист академического хора Виктор Филатов рассказал «БелПрессе» о своей работе
-
Статья
-
Статья
Видя пианистов на сценах концертных залов и филармонии, многие обращают внимание на то, как порхают их пальцы по клавишам, прислушиваются к филигранному звуку инструмента. И мало кто задумывается о том, что это – игра в четыре руки. Потому что до солиста над роялями и пианино колдует настройщик инструментов – тот, чья работа не видна, но всегда слышна.
Дело семейное
В юности Виктор окончил музыкальную школу по классу фортепиано, затем – факультет исполнительского искусства БГИИК по специальности «хоровик-дирижёр» и там же получил высшее образование. В филармонии Филатов работает 10 лет артистом академического хора и пятый год совмещает эту должность с должностью настройщика. Вместе со своим отцом Иваном Филатовым – «мы друг друга подменяем» – он следит за настроением филармонических роялей, пианино и фортепиано.
«Я настройщик уже в третьем колене. В Белгород наша семья переехала из Алма-Аты, и там мой дед Афанасий Филатов был известным специалистом – настройщиком инструментов. Он работал в Казахской национальной консерватории, учил и моего отца, и его старшего брата Николая. Его сейчас нет в живых, и от него мне достались инструменты.
Отец, Иван Афанасьевич, в профессии с 16 лет. Он мастер на все руки, настраивает инструменты уже более 50 лет. В филармонии настройщиком он работает больше пяти лет. Я на эту должность пришёл четыре года назад. Директор филармонии Светлана Боруха предложила мне обучиться и прийти со временем отцу на смену. Профессия редкая, и мало кто ей занимается хорошо. Везде таких специалистов дефицит, кроме как, может быть, в Москве или Питере: там много мастерских и частных настройщиков. Я взял время подумать и в итоге согласился.
Сначала меня обучал отец, потом я поехал в Екатеринбург к настройщику Свердловской филармонии Виталию Баталову. Две недели я у него стажировался. Стажировка, когда рядом с тобой находится учитель, – один из лучших способов обучения профессии. Он сначала объяснял теорию, показывал, а потом практическим путём мы закрепляли знания: так материал усваивается гораздо быстрее. Мы за две недели, как он мне сам сказал, прошли примерно годовой объём информации.
Многое мне дал и отец. Он меня обеспечил и знаниями, и практикой, и инструментами. Когда я только поступил учиться, в 16 лет, он начинал мне рассказывать о своей работе, объяснять. Но это очень упорный труд, который требует усидчивости, концентрации, трудолюбия. Но осознанное решение – почему бы не продолжить дело отца? – ко мне пришло позже. Тем более с такой профессией работу всегда найдёшь.
Ей не обучают в ссузах и вузах. Я слышал об двухнедельных курсах в частной школе в Москве, но за две недели многому ли научишь? Я несколько раз ездил на семинары в Москву в консерваторию имени Чайковского. Их проводила Ассоциация фортепианных мастеров России, приглашали специалистов из Германии. Мы работали вместе: записывали, смотрели, пробовали сами. Это было очень продуктивно».
Идеальные условия
«Чем мы занимаемся в филармонии? В первую очередь готовим инструменты для концертов. На строй инструмента влияет много факторов: влажность и температура воздуха, есть ли сквозняк. Инструмент в этом случае очень капризный. Немножечко температура изменилась – строй чуть-чуть поплыл. Поэтому перед каждым концертом нужна настройка. Оптимальная температура – 20–24 градуса. Влажность воздуха – 45–55 %. Тут важно следить за тем, чтобы внутри пианино была бутылка воды, чтобы инструмент не рассохся: чаще всего не хватает влажности воздуха.
Два концертных рояля филармонии фирмы Steinway & Sons стоят рядом со сценой в специальных гаражиках с жалюзи. Там есть кондиционер и поддерживается постоянно одна и та же температура. Но когда мы его выкатываем на сцену, температура меняется. Когда в зал заходит публика, начинают греть софиты, она поднимается. И наша задача – сделать так, чтобы во время концерта инструмент не поплыл. Для этого есть свои хитрости.
Каждый квартал все инструменты проверяем и ещё раз перенастраиваем. Также мы занимаемся регулировкой инструментов. Со временем где‑то шурупчик может раскрутиться: всё это нужно протягивать, регулировать, устанавливать правильно.
В наши обязанности входит и чистка инструментов. Снимаем клавиши, внутренности, всю механику и продуваем инструмент с помощью тонкой насадки бытового пылесоса. Если этого не делать, то внутри скапливается пыль. Поэтому раз в год – раз в два года максимум – лучше делать чистку. Но желательно, чтобы это делал мастер, потому что в противном случае у хозяина инструмент есть риск разобрать его и собрать неправильно».
Филармонический парк
Парк роялей, пианино и фортепиано в филармонии насчитывает порядка 20 инструментов. За всеми ними следят Иван и Виктор Филатовы. Кроме этого, сейчас Виктор осваивает и профессию органного мастера. Учится он у работающего здесь Владимира Кротова.
«Кроме двух концертных Steinway & Sons, в органном зале стоит August Förster, плюс пианино в малом зале. Остальные инструменты в репетиционных и гримёрных.
Иногда случаются выездные концерты, и инструмент нужно перевезти. Конечно, перевозка для них нежелательна, но тут мы контролируем разборку, чтобы ничего не повредилось в процессе. Если взять рояль, то у него снимают одну ножку, его ставят на бок, потом всё скручивают, его обвязывают и заносят в грузовую машину. Для этого нужно 6–8 человек!
Инструменты отличаются друг от друга, безусловно. «Стенвэй» – это король роялей. Мы можем послушать звук August Förster, он будет мягеньким. А у «Стенвэя» звучание другое, бархатное. Там каждый сантиметр – это высший уровень качества.
Когда я только начинал практиковать как настройщик, отец заболел, и на меня рухнули все инструменты филармонии. Очень волнительно было настраивать впервые инструмент для пианиста в органном зале перед концертом. А потом, с практикой, свыкаешься.
Иногда я приезжаю на частные вызовы: у нас есть проблема с мастерами. Настройщики в городе работают, но зачастую они могут только настроить инструмент. А музыкальный мастер выполняет ещё целый спектр операций, чтобы инструмент звучал, правильно функционировал, все рычаги и узлы работали. Только настройки мало.
Рояль на набережной Везёлки в парке Победы настраивал и я, и отец. В прошлом году мы приходили туда с друзьями, музицировали, и я понял, что очень ему там некомфортно. Взял инструменты, подстроил. Очень агрессивная среда для инструмента: прямо у воды стоит. День, ночь, то холодно, то жарко, дождь пойдёт – в таких условиях инструмент будет расстраиваться быстро».
Рояль не в настроении
«Слух музыканта и настройщика – это разные вещи. Настройщик должен слышать биение, которое есть в квартах, в квинтах.
Почему инструмент расстраивается? На каждой его клавише три струны, и они должны звучать в унисон. Если две звучат в унисон, а одна понизилась, то звук будет уже грязным. Может быть, какого‑то биения слушатель не заметит, а опытный музыкант или настройщик – сразу. На концертах мы такого не допускаем. Иногда во время репетиций замечаю, что давно в аудиторию не заходил, и хочется ми-бемоль пойти и подтянуть, чтобы в комфорте дальше работать.
Струна навивается на колок, а он находится в деревянном вирбельбанке. При игре молоточек ударяет о струну, и струна чуть сдвигается на микрометр, сдвигается и сдвигается. Если не играть на инструменте совсем, то начнёт понижаться строй. Год, два, пять, десять стоит инструмент – такого вообще лучше не допускать. Если слишком холодно будет в помещении, то строй будет, наоборот, подниматься. Если мы говорим об обслуживании, каждый инструмент должен регулярно обслуживаться. При этом всё зависит от того, что это за инструмент. Если он стоит у вас дома для музицирования, то его достаточно настроить раз в год.
Очень важный вопрос я сам себе задам и сам на него отвечу: «Почему ещё важно настраивать инструмент?» Потому что если на нём занимается ребёнок, то у него есть вероятность на постоянной основе слышать фальшь ненастроенного инструмента, даже этого не осознавая. Затем это становится нормой, и последствия могут быть необратимыми. Повзрослевший музыкант может даже не слышать разницы, где фальшь есть, а где её нет. И всё из‑за того, что человек играл всю жизнь на расстроенном инструменте!»
Звучать в унисон
«У настройщиков есть свои специфические инструменты: крипцанги, микрометр для замерения струн, много названий – а также есть молотки, длинные отвёртки и другое. Конечно, проще всего купить, но на некоторые инструменты высокие цены и не все из них делают у нас в стране, из Европы старались заказывать. Поэтому у нас люди инженерной мысли и делают инструменты сами. Те же самые ключи для настройки филармония закупила у мастера из Екатеринбурга.
Камертонами настраивали раньше. Принцип настройки шёл от того, что у тебя есть камертон, ты две струны зажимаешь, оставляешь одну, нажимаешь и слушаешь камертон. У тебя всё должно сойтись в унисон, а потом уже от эталона настраивается всё остальное. Сейчас используют тюнеры. Тюнером ты можешь выставить сразу столько герц, сколько нужно. Вообще норма – это 440–442 герца у концертных роялей, но бывает и выше. По тюнеру проще.
Просто настройка инструмента у меня занимает от 45 минут до часа, потому что я ещё относительно молодой специалист. Чтобы стать полноценным хорошим мастером, нужно не меньше 10 лет работы, много сил и времени потратить. Я ещё учусь и на семинарах в Москве видел людей гораздо старше, которые работают дольше и приезжают за опытом».
Записала Оксана Придворева