«Никогда не отступал». Каким был боевой путь Саида Саидова из Шебекинского округа
О служении Родине кавалера ордена Мужества рассказывают «Белгородские известия»
-
Статья
-
Статья
Шебекино. Военно-патриотический сквер «Айсберг». А на нём в ряд – памятники шебекинским героям-солдатам, погибшим за свою Родину. И даже после смерти они, мужественные и несгибаемые, стоят в строю. В вечном, гранитном, в две колонны. С одним из бойцов – Саидом Саидовым – разговаривает его брат Магомед.
Он что‑то тихо шепчет, наклоняясь к граниту. Старший – младшему. От сердца – к сердцу. И добавляет в конце «Аллау, амин», что означает «прими, Аллах». Так принято у аварцев. А потом Магомед медленно отходит и всё время оглядывается на брата, которому бы в сентябре исполнилось 30 лет.
Детство и юность
Магомед тихо рассказывает о младшем брате Саиде – кавалере ордена Мужества. Родился он в 1992 году в селе Кошлаково Шебекинского горокруга в многодетной семье. Отец Магомед и мать Пирдавс люди очень трудолюбивые. Кроме работы ещё и хозяйство большое держали, детей к труду сызмальства приучали.
Саид пошёл в Кошлаковский детский сад, после – в местную школу. В детстве был подвижным, увлекался спортом, обожал футбол, спортивное ориентирование. А ещё любил историю, географию. После девятого класса поступил в Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат. Там серьёзно увлёкся научными изысканиями, изучал историю староверческих сёл. Даже исследовательскую работу написал. А затем поступил в Белгородский госуниверситет по направлению подготовки «экология и природопользование».
Когда окончил учёбу, встал вопрос с трудоустройством. Наука влекла, но чтобы работать дальше, нужен был военный билет. Саид пошёл в армию, но не на срочную службу, а сразу подписал двухгодичный контракт. И попал в посёлок Алакуртти Мурманской области, в 80-ю арктическую отдельную мотострелковую бригаду. И военная служба так понравилась Саидову, что он решил связать свою судьбу именно с ней. Несмотря на уговоры родных, продолжил служить по контракту. Тем более Саиду предложили перевестись в роту снайперов.
«Сразу было понятно, что ему нравится новая должность. Он получил ефрейтора. Был старшим снайпером и командиром отделения. И служба – это было именно его!» – вспоминает старший брат Магомед.
Трагичный май
Ефрейтор Саидов всегда считал, что призвание военных – защищать свою Родину. Он писал рапорт с просьбой направить его в Сирию, когда там начались военные действия. Когда объявили специальную военную операцию на Украине, просил отправить его и туда. Тем более боевые действия шли совсем рядом с родным домом – в непосредственной близости от Шебекино. Командование собиралось послать ефрейтора Саидова только осенью, но один из военнослужащих отказался ехать, и Саид добровольно отправился вместо него.
Так он попал на родную Белгородчину. Коротко попрощался с родными и ушёл на передний край. А 30 мая брату позвонили сослуживцы и сообщили, что Саид Саидов погиб. Посмертно он был награждён орденом Мужества.
Позже Магомеду рассказали сослуживцы, как погиб его брат. Под Харьковом есть село Великие Проходы. Укронацисты там были активны, и тогда на место отправились шесть снайперов. В их числе и Саид Саидов. Наши ребята сработали очень быстро и создали на этом участке фронта большие проблемы. И тогда на них кинули превосходящие силы.
«Брат, наверное, мог бы отойти. Но он вообще никогда не отступал. Такой был, упрямый очень. Цель поставит и идёт. И здесь не отступил, – рассказывает Магомед, – В итоге, получил смертельное ранение. Пуля попала под левую подмышку».
Непоседливый и общительный
Магомед с улыбкой вспоминает о брате. Каким тот был в детстве балованным и непоседливым.
— Когда родители отсутствовали, мы любили пошалить. У нас хозяйство всегда было. Саид маленьким любил на овцах верхом кататься, как на лошадях. Оседлает и скачет. И однажды овца разогналась и ударила брата об забор так, что тот сознание чуть не потерял. Я его давай откачивать. Испугался, думаю, сейчас родители придут, а он в таком состоянии. А Саиду хоть бы что! А ещё, когда он был маленьким совсем, однажды чуть сарай не спалил. Игрался со спичками, только я отошёл – возвращаюсь, а там уже дерево тлеть начало! Хорошо, что успел вовремя и мы залили пламя.
— Отзывчивым был? – спрашиваю старшего брата.
— Общительным очень. У него на похоронах столько народу было! Одноклассники, сокурсники из лицея и университета, сослуживцы. Он как‑то удивительно умел находить общий язык с людьми. И был невероятно отзывчивым. Наверное, потому наша сестра Мадина старалась чаще к нему обращаться, чем ко мне.
Впрочем, непоседливыми братья были нечасто. Семья многодетная, хозяйство, забот хватало. Потому воспитывались Магомед, Саид и Мадина в уважении к труду, в почитании к старшим.
Магомед бережно перекладывает фотографии брата:
«Здесь мы втроём. Маленькие ещё. А тут брат в лицее учился. А здесь, в синей кофте, уже военнослужащий. Он как‑то быстро вырос и возмужал. И если в детстве я его защищал, то в университете уже он частенько помогал мне. А когда пошёл в армию, так вообще в богатыря превратился! Хотя он всегда спортивный был».
Магомед показывает диплом Саида за научные изыскания, а потом бережно убирает фотографии.
Магомед вспоминает последнюю встречу:
«Уже когда прощались, просил его не лезть сломя голову. А он ответил: «Да разберёмся, не переживай! Родину защищаю. И за вас туда иду». Он слишком бесстрашный был. Такое ощущение, что вообще ничего не боялся. Настоящий воин».
Алексей Стопичев