Педагоги дополнительного образования в Чернянке создают для детей ситуацию успеха
![Педагоги дополнительного образования в Чернянке создают для детей ситуацию успеха Педагоги дополнительного образования в Чернянке создают для детей ситуацию успеха](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b5/e7/b5e7265b-9659-4f59-a08c-f33360749d39/dom_pionerov_i_shkolnikov_v_chernianke_otkrylsia_posle_kapremonta_v_dekabre_proshlogo_goda.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Белгородская правда
-
Белгородская правда
«Дорогою добра» – так называется проект, который в Чернянском доме пионеров и школьников запустили в этом учебном году. Он поможет детям с ограниченными возможностями здоровья научиться петь, танцевать, рисовать и мастерить, а главное – найти новых друзей и поверить в свои силы.
Заветные желания
Конечно, двери Дома пионеров и школьников и прежде были открыты для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Проект «Дорогою добра» позволяет педагогам дополнительного образования расширить и систематизировать работу с такими ребятами, объясняет директор Чернянского ДПиШ Вера Каменева.
А началось всё в декабре 2021 года, когда в учреждении объединились два важных события. Во‑первых, завершился капитальный ремонт здания ДПиШ, во‑вторых, организовали новогоднюю «Ёлку желаний» для ребят с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
«Наша ёлка собрала тогда 125 желаний, – рассказывает Вера Ахмедовна. – Первым письмо снял с ёлки губернатор Вячеслав Гладков, который приехал на открытие нашего учреждения после капремонта».
![Вера Каменева возглавляет дворец пионеров и школьников шестой год / Фото: Вадим Заблоцкий Вера Каменева возглавляет дворец пионеров и школьников шестой год](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f0/57/f057fa69-0d9f-444a-9202-3332b5d9f051/glavnoe_vera_kameneva_vozglavliaet_dvorets_pionerov_i_shkolnikov_shestoi_god.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Неравнодушные люди с добрыми сердцами исполнили заветные новогодние мечты чернянской детворы.
«Многим ребятам мы вручали подарки здесь, у нас, – говорит Вера Каменева. – Они спрашивали: а можно ли к нам записаться на занятия? Конечно, можно!»
Так и возникла идея проекта «Дорогою добра». Кстати, объявили конкурс грантов, проводимый региональным министерством образования и модельным центром дополнительного образования. Коллектив Чернянского ДПиШ подал заявку и вошёл в число победителей, получив на реализацию проекта 100 тысяч рублей. На эти средства закупили необходимое оборудование, в том числе телевизор, 3D-ручки и массу других полезных вещей для занятий.
«Кроме того, мы приобрели призы для всех детей, которые будут участвовать в конкурсах. Каждому ребёнку, особенно с ограниченными возможностями здоровья, важно создавать ситуацию успеха».
Плюшевые мишки, наборы для творчества и даже медали уже ждут своих победителей.
![Проект «Дорогою добра» позволил закупить 3D-ручки / Фото: Вадим Заблоцкий Проект «Дорогою добра» позволил закупить 3D-ручки](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/37/af/37afdc37-d6a1-44b0-9b69-c93a9f8900f3/proekt_dorogoiu_dobra_pozvolil_zakupit_3d_ruchki.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Шахматы для малышей
В Доме пионеров и школьников любому найдётся занятие по душе – хореография, рисование, декоративно-прикладное творчество, вокал и даже блогерство. По словам Веры Каменевой, педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, прошли специальное обучение в Белгородском институте развития образования. И для каждого подопечного написан индивидуальный образовательный маршрут, с учётом особенностей состояния здоровья.
![Зал хореографии преобразился после ремонта / Фото: Вадим Заблоцкий Зал хореографии преобразился после ремонта](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/52/f1/52f1953b-f233-40ae-90b6-c3a25c7025d4/zal_khoreografii_preobrazilsia_posle_remonta.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Мы подстраиваемся под потребности ребёнка, семьи, – подчёркивает Вера Ахмедовна. – Например, одна наша девочка ходила на занятия по изобразительному искусству, а потом сказала: я хочу шить одежду. Нашли спонсора, он приобрёл нам швейную машинку, чтобы была возможность учиться шить».
Педагоги, уверяет директор, даже готовы выезжать домой к ребёнку в случае необходимости. Кроме этого, в ДПиШ оборудовали отдельную комнату для персональных занятий – это очень важно:
«В рамках проекта «Дорогою добра» мы ставили задачу привлечь к дополнительному образованию не менее 30 детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Но уже сейчас видим, что таких ребят у нас больше».
![Эти наборы станут призами для детей-победителей конкурсов / Фото: Вадим Заблоцкий Эти наборы станут призами для детей-победителей конкурсов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c4/2a/c42a661d-6c8a-4b80-b31d-f5d21a1ea84e/eti_nabory_stanut_prizami_dlia_detei-pobeditelei_konkursov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Вовлечены в проект и воспитанники группы компенсирующей направленности местного детского сада «Солнышко» – там малыши осваивают шахматы. То есть дорогою добра вместе с Чернянским ДПиШ готовы идти другие учреждения района, в том числе Центр социальной помощи семье и детям, для подопечных которого юные таланты и их педагоги готовят концерты и мастер-классы.
Миссия проекта ещё и в создании площадки для помощи родителям, воспитывающим детей с ограничениями здоровья. Подобной площадкой станет детско-взрослый клуб с тем же названием – «Дорогою добра».
«У нас в штате есть психологи, мы также готовы приглашать специалистов из социальных служб, чтобы консультировать родителей по важным для них вопросам», – объясняет задумку Вера Каменева.
Формально проект завершится в декабре 2022 года, но по сути останется ещё одним направлением работы учреждения допобразования.
![Юные энштейны познают мир с помощью микроскопов / Фото: Вадим Заблоцкий Юные энштейны познают мир с помощью микроскопов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/75/b6/75b6fae8-91e8-49ec-8c61-c064fad63ab6/iunye_enshteiny_poznaiut_mir_s_pomoshchiu_mikroskopov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Комфорт и уют
Вообще, Чернянский дом пионеров и школьников – учреждение, можно сказать, уникальное. Взять хотя бы название, которое не стали менять.
«Когда к нам приезжал губернатор Вячеслав Гладков, он спросил: почему пионеры остались в названии? – с улыбкой рассказывает Вера Ахмедовна. – Я ответила, что пионеры – это мы, педагоги, а школьники – наши воспитанники».
Впрочем, учреждение стало вторым домом не только для школьников. Сейчас здесь получают дополнительное образование более двух тысяч ребят от 5 до 18 лет. Бывает, что в школу раннего развития «АБВГДейка» родители просят записать 4-летних малышей.
Кроме всего прочего, ДПиШ аккумулирует различные конкурсы, идеи в системе допобразования района.
Его трёхэтажное здание на улице Магистральной в Чернянке снаружи кажется совсем небольшим. Но стоит переступить порог, и создаётся ощущение, будто пространство расширяется. Может быть, за счёт солнечного цвета, в который выкрашены стены в фойе на первом этаже? В этот час в Доме пионеров непривычно тихо: дети на уроках в школе, их голоса наполнят три этажа во второй половине дня.
Пожалуй, эффект увеличения пространства создаёт умение коллектива использовать в образовательных и развивающих целях буквально каждый уголок помещения. С фотографий на стенах смотрят мальчишки и девчонки, увлечённые различными творческими делами. Ради них в ДПиШ трудятся 16 педагогов. К слову, ещё почти 80 педагогов работают по совместительству, благодаря чему дополнительное образование могут получать дети из отдалённых сёл района.
![Кабинет инструментальной музыки / Фото: Вадим Заблоцкий Кабинет инструментальной музыки](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/b6/ac/b6ac8f6e-40d5-42bc-862e-8fd265c6ee54/kabinet_instrumentalnoi_muzyki.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
На некоторых снимках видим, каким было здание до капремонта.
«Оно 1935 года постройки, в эксплуатацию введено в 1937-м, – проводит экскурс в историю директор. – В разные годы здесь был кинотеатр, клуб. А в 1987-м поселился Дом пионеров и школьников».
Капитального ремонта он ждал долго. В 2021-м на его состояние обратил внимание губернатор Вячеслав Гладков, который и дал поручение выделить на капремонт средства из областного бюджета – более 14 миллионов рублей. Здание газифицировали, оборудовали турникетом и системой видеонаблюдения, создали условия для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Юные эйнштейны
Примечательно, что детвора активно участвовала в обсуждении нового облика родного учреждения.
«Мы с детьми разговаривали, предлагали подумать, как нужно оформить помещения, ведь им здесь предстояло заниматься», – рассказывает Вера Ахмедовна.
Ребята фантазировали и выдвигали идеи, а строители старались идти навстречу пожеланиям. Давайте, например, жалюзи в кабинете инструментальной музыки выполним в стиле клавиш пианино? Сделано! И тут же оборудовали небольшую сцену – чтобы всё было как у настоящих музыкантов, включая инструменты и радиомикрофоны. В этом кабинете уже четверть века работает Александр Шепило. Скольких ребят он научил любить и понимать музыку, играть на гитаре и барабанных установках, трудно сосчитать, но никак не менее полутысячи. В 2022 году, говорит он, настоящий бум гитаристов – многие приходят записаться. Александр Анатольевич сам пишет песни, которые исполняет руководимый им ВИА «Серебряный дождь».
![Педагог Александр Шепило четверть века учит чернянских детей игре на инструментах / Фото: Вадим Заблоцкий Педагог Александр Шепило четверть века учит чернянских детей игре на инструментах](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/50/55/50555cd3-8266-4eae-b448-c586d2e88849/pedagog_aleksandr_shepilo_chetvert_veka_uchit_chernianskikh_detei_igre_na_instrumentakh.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Я горжусь своим коллективом, детьми», – говорит педагог.
Такие же слова смело могут повторить многие педагоги ДПиШ. В том числе руководитель хореографического коллектива Екатерина Сомина, чьи воспитанники одерживают победы на областных, федеральных и международных конкурсах.
Капремонт не только сделал здание комфортным для детей и педагогов, но и позволил приобрести дополнительное оборудование для занятий. Например, микроскопы и интерактивный глобус для кабинета естественно-научной направленности.
«Родители сказали: хотим, чтобы наши дети стали юными эйнштейнами, – объясняет педагог Кристина Яковлева. – Так и возникло название нашего объединения. Изучаем окружающий мир, космос, звёзды, проводим эксперименты, опыты».
![Педагог Кристина Яковлева ведёт естественнонаучное направление / Фото: Вадим Заблоцкий Педагог Кристина Яковлева ведёт естественнонаучное направление](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f2/f7/f2f734d6-09f4-46e0-8290-b10828587745/pedagog_kristina_iakovleva_vediot_estestvennonauchnoe_napravlenie.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Город мастеров
Стены в кабинете декоративно-прикладного творчества украшены поделками детей. Бисероплетение, изготовление цветов из фоамирана – этому и многому другому обучает ребятню Анжела Добролюбова. Она, к слову, в числе первых педагогов ДПиШ стала работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, предварительно обучившись в БелИРО.
«Мы свой кабинет называем «Город мастеров», – улыбается Анжела Владимировна. – После окончания занятий ребята часто домой не хотят уходить, мастерят – настолько нравится».
По соседству работает Елена Гудкова – на её занятиях юные художники познают основы изобразительного творчества. Учатся рисовать, в том числе используя графические планшеты и осваивая новые техники – например, рисование на воде красками Эбру.
«Кабинет появился по запросу детей, – Вера Каменева проводит нас в медиацентр. – Здесь занимаются будущие блогеры, фотографы, журналисты, среди них и ребята с ОВЗ».
Обеспечить медиацентр необходимой техникой – фотоаппаратом, видеокамерой – помогают гранты и конкурсы, объясняет педагог Дарья Кольцова:
«Фотостудия у нас работает четвёртый год, школа блогеров – третий».
![Дарья Кольцова обучает юных блогеров и журналистов / Фото: Вадим Заблоцкий Дарья Кольцова обучает юных блогеров и журналистов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c5/63/c5631f02-dc0f-4c39-bcb4-4374de0b2c26/daria_koltsova_obuchaet_iunykh_blogerov_i_zhurnalistov.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Чернянский дом пионеров и школьников активно участвует в различных грантовых конкурсах.
![Идеи для оформления помещения подсказывали дети / Фото: Вадим Заблоцкий Идеи для оформления помещения подсказывали дети](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/21/db/21db43c5-6221-4167-bb88-11f08bda94ea/idei_dlia_oformleniia_pomeshcheniia_podskazyvali_deti.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Мы практически ежегодно становимся победителями конкурсов, получаем гранты на свои идеи, – говорит директор. – Плюс своими силами реализуем различные проекты».
![Лилия и Екатерина Марковы - молодые специалисты в ДПиШ / Фото: Вадим Заблоцкий Лилия и Екатерина Марковы - молодые специалисты в ДПиШ](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d5/4a/d54a443a-d5b4-44ab-96eb-b3b8216ca9c3/liliia_i_ekaterina_markovy_-_molodye_spetsialisty_v_dpish.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Такая творческая рабочая атмосфера привлекательна для молодых специалистов. Так, нынешний учебный год – первый в профессиональной судьбе сестёр Лилии и Екатерины Марковых. Девушки окончили педагогический колледж, получили подъёмные и по контракту должны отработать в системе допобразования не менее пяти лет. Сейчас молодые педагоги набирают свой первый вокальный коллектив, имя ему уже придумали – «Феерия». И можно не сомневаться, что в скором времени это название зазвучит в числе победителей различных творческих конкурсов. А в жизни всего коллектива Чернянского дома пионеров и школьников будет ещё немало нужных и успешных проектов.